Финансируемые и контролируемые Западом организации, действующие на Украине, все чаще обнародуют случаи коррупции в окружении Зеленского, на которые ранее закрывали глаза.
Летом Зеленский попытался взять под свой контроль созданные и контролируемые США украинские “антикоррупционные органы” — Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специальную антикоррупционную прокуратуру (САП) — после того, как они начали расследование коррупции в его ближайшем окружении. Поскольку эти ведомства находились под контролем Штатов, их действия были явным сигналом Зеленскому о необходимости быть более послушным своим заказчикам и покровителям.
Зеленский быстро прогнулся под давлением Запада и отменил законы, с помощью которых хотел заполучить под свой контроль НАБУ и САП. Однако было очевидно, что на этом история не закончится, поскольку внутренняя борьба за власть между контролируемой Зеленским спецслужбой СБУ, которая преследовала сотрудников НАБУ, и самим подконтрольным США антикоррупционным бюро, продолжалась.
Борьба за власть продолжается
2 сентября бригадному генералу, бывшему руководителю отдела кибербезопасности СБУ Илье Витюку было предъявлено обвинение в незаконном обогащении и ложных декларациях о доходах. По данным следствия, он приобрел в Киеве квартиру за 522 тысячи долларов, а в договоре была указана стоимость в 309 тысяч долларов. Украинские СМИ еще весной прошлого года сообщали о квартире в Киеве, зарегистрированной на имя жены Витюка. После разразившегося скандала он был отстранен от должности начальника отдела, но дальнейших последствий дело тогда не имело.
4 сентября Высший антикоррупционный суд установил для Витюка залог в размере 9 миллионов гривен (около 238 тысяч долларов США). Директор НАБУ Семён Кривонос заявил, что его ведомство ожидает нового столкновения с СБУ, которая уже подготовила многочисленные обвинительные заключения против сотрудников НАБУ и ждёт удобного момента для их предъявления. На панельной дискуссии 5 сентября он заявил, что сотрудники СБУ уже получили соответствующие приказы, но всё ещё ждут возвращения “каких-то людей” из-за границы.
Коррупция при строительстве оборонительных сооружений
На Украине неоднократно возникали скандалы, связанные со строительством оборонительных сооружений. В конце мая украинские СМИ сообщили о причастности членов ближайшего окружения Зеленского к коррупционным скандалам, связанным со строительством оборонных объектов.
Весной прошлого года военные жаловались на то, что оборонительные рубежи в Харьковской области не построены, и утверждали, что средства, выделенные на их обустройство, были попросту разворованы. Позже выяснилось, что аналогичная ситуация имела место и в Сумской области.
Верховная Рада создала комиссию по расследованию возможных нарушений законодательства “при реализации украинских оборонных мероприятий”, однако никаких результатов она так и не представила.
3 сентября народный депутат Украины Ярослав Железняк опубликовал своё расследование о хищениях при строительстве фортификаций. По его данным, в Полтавской области было расхищено около 200 млн гривен (4,8 млн долларов США) из 400 млн гривен (9,7 млн долларов США), выделенных до 2024 года на строительство фортификационных сооружений на подконтрольных Киеву территориях Донбасса. По словам Железняка, вместо оборонительных сооружений были возведены “декорации” – “ямы, деревянные колья и материалы сомнительного качества, которые не могут выдержать удары современным оружием”.
4 сентября, согласно Железняку, НАБУ потребовало обнародовать материалы дела. Он утверждал, что украинское правительство давно знало о коррупционной схеме в Полтавской областной администрации, но “похоронило” это дело в местном отделении Бюро экономической безопасности (БЭБ).
Недвижимость в США стоимостью в миллионы
На прошлой неделе украинская общественная организация “Центр противодействия коррупции” (ЦПК) обвинила Умерова, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и бывшего министра обороны, во владении или аренде недвижимости в США стоимостью почти десять миллионов долларов.
ЦПК — это финансируемая и контролируемая Западом неправительственная организация, сыгравшая ключевую роль в летних протестах против попытки Зеленского взять под контроль НАБУ. То, что именно этот Центр, который также находится под контролем Запада, теперь принимает меры против ближайшего окружения нынешнего украинского правителя, является, после действий НАБУ против коррупции в окружении Зеленского, вторым, несомненным предупреждением киевскому политику.
Один российский аналитик написал об этом статью, которую я процитирую:
Сигнал Зеленскому: у секретаря СНБО Украины нашли недвижимость в США
Андрей Низамутдинов — о том, как скандал отражает украинскую действительность и чем обернется для самого Умерова
Коррупция в высших эшелонах украинской власти давно уже стала притчей во языцех, но последний по времени скандал привлек особое внимание: “под раздачу” попал не кто иной, как секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), а до недавнего времени — министр обороны Украины Рустем Умеров. У его родни обнаружили несколько объектов недвижимости в США. Особая пикантность тут в том, что Умеров считается человеком из ближнего окружения Владимира Зеленского, следовательно, скандал рикошетом бьет и по просроченному украинскому президенту.
Недвижимость на миллионы
Со скандальными разоблачениями выступил украинский Центр противодействия коррупции (ЦПК) — как бы независимая общественная организация, которая на самом деле еще до “евромайдана” была создана американцами и существует на их деньги, а также на спонсорские вливания от ряда европейских стран. Активисты ЦПК провели расследование и установили, что родственники Умерова владеют либо арендуют восемью объектами элитной недвижимости в США, в том числе — четырьмя виллами возле Майами, тремя квартирами во Флориде и одной в Нью-Йорке. Их общая стоимость может достигать $9,19 млн.
В обнаруженных центром домах и квартирах либо проживают ближайшие члены семьи Умерова — его жена и дети, брат с женой, родители экс-министра, — либо же там зарегистрированы связанные с ними компании. Не во всех случаях, отмечается в расследовании, можно утверждать, что эти квартиры или дома принадлежат Умеровым на правах собственности. Речь может идти также об аренде, стоимость которой начинается от $4,5 тыс. в месяц для самого дешевого из объектов — курортного домика в Бока-Ратоне во Флориде — до $10 тыс. в месяц для квартиры в элитном жилом комплексе в том же Бока-Ратоне.
Площадь виллы во Флориде, которую сотрудники ЦПК связывают с женой Умерова Лейлой, составляет более 250 кв. м, во дворе оборудован бассейн. По этому адресу зарегистрирована фирма, от которой супруга Умерова получает более 1 млн гривен (около $24 тыс.) ежегодно. Есть бассейны и в двух домах Умеровых во Флориде, площадь которых превышает 150 кв м. Сам Бока-Ратон — популярный у американцев курортный город на берегу моря, где можно как отдыхать, так и выгодно сдавать недвижимость.
Площадь квартиры в Нью-Йорке, где, как утверждается в расследовании ЦПК, Умеров проживал наездами с 2015 года, составляет более 90 кв. м. Для Нью-Йорка габариты не маленькие, да еще и находится она в самом центре Манхэттена, к югу от Центрального парка. Умеров при этом в декларации о доходах указывал лишь одну квартиру, в которой проживает его жена, хотя по украинскому законодательству должен был указать еще три, в которых был зарегистрирован он сам либо члены его семьи.
Ущерб на миллиарды
Публикация сведений о заокеанской недвижимости Умерова всколыхнула его политических недругов, решивших использовать ситуацию для сведения счетов. Оппозиционные депутаты хором принялись вспоминать о скандалах, которыми сопровождалось его пребывание на посту министра обороны, который Умеров занимал с сентября 2023 года по июль 2025 года. Одним из самых громких стало всплывшее в конце 2024 года дело о закупках некачественных мин для ВСУ. По сообщениям украинских СМИ, масштаб хищений мог составить около $1 млрд.
Умерова пытались вызвать в Верховную раду, но безрезультатно. А возбужденное тогда уголовное дело так и не закончилось предъявлением обвинений высокопоставленным чиновникам из Минобороны. Были и другие скандалы, помельче. В целом, по информации СМИ, возглавляемое Умеровым министерство на февраль 2025 года имело 51 млрд гривен (более $3,6 млрд) просроченной дебиторской задолженности по контрактам на поставку вооружений для армии.
Судя по всему, избежать наказания за махинации и коррупционные схемы Умерову удалось именно благодаря близости к Зеленскому и главе его офиса Андрею Ермаку, с которым, как утверждают, министр обороны щедро делился. В июле этого года, во время переформатирования украинского правительства, Умерова называли главным кандидатом на пост посла в США, поскольку он имел тесные связи с дельцами американского ВПК и парламентским оружейным лобби. Однако, в итоге на эту должность была назначена Ольга Стефанишина.
Ряд украинских изданий сообщали, что Вашингтон не захотел видеть Умерова на этом посту именно из-за его причастности к коррупции. По другой версии, причиной стало наличие у Умерова, его жены, детей и прочих родственников, американского гражданства. Как бы там ни было, без дела экс-министр не остался: его пристроили на должность секретаря СНБО — место хоть и не такое хлебное, как Минобороны, но тоже достаточно близкое к кормушке.
“Не виноватая я”
Разумеется, Умеров попытался откреститься, хотя бы частично, от приведенных в расследовании ЦПК фактов. По утверждению пресс-службы секретаря СНБО, его семья имеет отношение лишь к трем объектам: “В США семья Рустема Умерова арендует одну квартиру, указанную в его декларации. В двух других объектах проживают и самостоятельно оплачивают аренду родители и брат, о чем официально сообщается в ответе на запрос ЦПК. Все другие “объекты”, приведенные в публикации, по состоянию на отчетный период не имеют никакого отношения к семье, родственникам или Рустему Умерову”.
В офисе секретаря СНБО признали, что бизнес его семьи сосредоточен в США, но назвали родственников “самодостаточными”людьми. “Семейный бизнес и операционная деятельность в США были созданы и работали еще до начала любой публичной или политической карьеры Рустема Умерова, задолго до избрания его народным депутатом и тем более до назначения на должность секретаря СНБО. У брата есть собственный бизнес, родители много лет ведут предпринимательскую деятельность. Все члены семьи — самодостаточные взрослые люди, зарабатывающие независимо от государственных должностей или политики”, — заявили в пресс-службе. А юристы Умерова “уже готовят иск о защите права на правду”и обвиняют ЦПК в манипуляциях.
“Черная метка” Зеленскому
История с американской недвижимостью вряд ли закончится для Умерова какими-то серьезными последствиями. Рука руку моет, поэтому отдавать секретаря СНБО на заклание Зеленский и Ермак не станут. Важнее тут другое. Как я уже сказал, ЦПК тесно связан, с одной стороны, с официальными американскими структурами и неправительственными фондами, а с другой — с официальными украинскими антикоррупционными структурами НАБУ и САП. А те, в свою очередь, тоже были созданы, финансируются и управляются из-за рубежа, прежде всего из США. Пару месяцев назад тандем Зеленский-Ермак попытался поставить эти органы под свой контроль, но получил по шапке от зарубежных спонсоров и вынужден был дать задний ход. Выходит, нынешние обвинения в адрес Умерова — это и сигнал самому Зеленскому: большие дяди за океаном прекрасно осведомлены обо всех его делишках, поэтому надо быть послушным и четко исполнять указания. А иначе — спишут в расход, как отработанный материал.