Украина атакует инфраструктуру, используемую для поставок нефти из России в Венгрию и Словакию. Реакция Украины на возмущение Венгрии особенно показательна.
Вопрос о том, пытается ли Украина сорвать мирные переговоры, активизировав атаки на российскую инфраструктуру, используемую для перекачки нефти через Украину в Венгрию и Словакию в последние дни, остаётся открытым. Однако факт заключается в том, что этими действиями Украина напрямую и открыто провоцирует конкретно Венгрию.
13 августа Киев применил беспилотники для атаки на нефтепровод “Дружба”, который перекачивает российскую нефть в Европу (ранее до самой Германии). Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто впоследствии заявил на X, что такие действия угрожают энергетической безопасности его страны, но Россия оптимистично заверила, что ущерб будет быстро устранен, и поставки могут возобновиться уже через день.
В своих постах Сийярто также отметил, что Венгрия является важнейшим поставщиком электроэнергии для Украины, которая в настоящее время зависит от импорта для поддержания своего энергоснабжения.
Всего несколько дней спустя украинские власти совершили ещё одну атаку на трубопроводную систему России. Это произошло 18 августа, когда Зеленский и европейские политики направлялись в Вашингтон на встречу с президентом Трампом. На этот раз ущерб, по-видимому, оказался более серьёзным, поскольку российский оператор изначально не мог сказать, когда могут возобновиться поставки нефти.
Обмен ударами на X
За этим последовал обмен ударами по X между министрами иностранных дел Венгрии и Украины, который я процитирую полностью. Министр иностранных дел Венгрии Сийярто в понедельник утром написал следующее:
“Украина снова атаковала нефтепровод, ведущий в Венгрию, что привело к прекращению поставок нефти в нашу страну. Очередное нападение на нашу энергетическую безопасность возмутительно и неприемлемо!
Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин сообщил мне, что эксперты работают над восстановлением электроподстанции, критически важной для работы трубопровода, но пока не смог сказать, когда поставки возобновятся.
В течение трёх с половиной лет Брюссель и Киев пытаются втянуть Венгрию в войну с Украиной. Эти неоднократные украинские атаки на наши энергоносители служат той же цели.
Давайте проясним: это не наша война. Мы не имеем к ней никакого отношения, и пока мы у власти, Венгрия не будет вмешиваться.
Наконец, напоминание украинскому руководству: электроэнергия из Венгрии играет решающую роль в энергоснабжении вашей страны…”
На это министр иностранных дел Украины ответил так:
“Петер, именно Россия, а не Украина, начала эту войну и отказывается её прекращать. Венгрии годами твердили, что Москва — ненадёжный партнёр. Тем не менее, Венгрия сделала всё возможное, чтобы сохранить свою зависимость от России. Даже после начала полномасштабной войны. Отправляйте свои жалобы — и угрозы — своим друзьям в Москве”.
Это просто наглость, ведь даже если винить Россию в войне целиком, невозможно отрицать, что именно Украина атаковала столь жизненно важный для Венгрии трубопровод. Более того, утверждение о том, что “Москва – ненадёжный партнёр”, в данном контексте – чистый цинизм, поскольку Россия стабильно и надёжно снабжает Венгрию нефтью, а Украина хочет этому помешать. Поэтому здесь Украина – ненадёжный партнёр для Венгрии, препятствующий транспортировке российской нефти.
Спор между Венгрией и Украиной
Венгрия и Украина спорят по многим вопросам. Венгрия годами критиковала киевское правительство за притеснения венгерского меньшинства на Украине, которому, как и русскому и другим этническим меньшинствам, законодательно запрещено не только учиться в школах на родном языке, но даже использовать его в общественных местах. Венгрия не согласна с принудительной украинизацией, которую Киев пытается навязать живущим на украинской территории меньшинствам.
Тот факт, что Венгрия не поддерживает Украину в войне против России, уже вызывает возмущение в Киеве. Однако Венгрия, несмотря на всё давление Брюсселя, остаётся непреклонной и даже наложила вето на начало переговоров о вступлении Украины в ЕС. До того, как она изменит свое мнение, страна требует гарантированной защиты своего национального меньшинства на Украине.
К этому всему добавляется спор о транзите российской нефти и (ранее) газа через Украину в Венгрию, который вновь оказался в центре внимания из-за киевских атак.
Обмен подобными ударами между двумя министрами иностранных дел в очередной раз демонстрирует, насколько испорчены отношения между двумя странами. И никто не может исключить вероятность того, что Венгрия действительно прекратит поставки на Украину, сказав, что у неё больше нет достаточного количества электроэнергии для экспорта из-за украинских атак на нефтепроводы.
Все как обычно: Киев сам себе вредит своими мерами.
Новые украинские атаки
В последние дни произошли новые украинские атаки, вероятно, направленные на срыв мирных переговоров. Например, Украина направила беспилотник на атомную электростанцию в Смоленске, который, однако, был сбит, что повлекло за собой лишь повреждение здания на территории АЭС, не имеющее значения для её работы.
Несколько дней назад также была совершена попытка атаки на Крымский мост. ФСБ сумела заранее предотвратить теракт, в ходе которого автомобиль, начиненный взрывчаткой, должен был взорваться при проезде по мосту. Ничего не подозревающий водитель, думавший, что перевозит просто машину, погиб бы как невольный террорист-смертник. Хотя взрывное устройство было недостаточно мощным, чтобы серьёзно повредить конструкцию моста, теракт в разгар курортного сезона мог бы отпугнуть сотни тысяч потенциальных отдыхающих от поездки в Крым, где туризм является одной из важнейших отраслей экономики.
Можно с уверенностью предположить, что этими атаками на атомную электростанцию и Крымский мост, столь важный для России, украинское руководство хотело спровоцировать жёсткую реакцию и сорвать мирные переговоры.
Еще один геополитический сигнал?
В этой связи вспоминается наметившийся конфликт между Россией и Азербайджаном. Азербайджан, ранее официально считавшийся близким партнёром РФ, больше не скрывает свою поддержку Украины и даже начал поставлять ей газ. После этого Россия атаковала украинские газовые объекты под Одессой, что, вероятно, было чётким сигналом для Азербайджана о необходимости прекращения этой поддержки.
Следовательно, нападение Киева на венгерские нефтепроводы можно рассматривать как своего рода ответ, хотя следует признать, что Киев, как правило, не осуществляет подобные атаки без согласия (а часто и содействия) своих западных партнёров. Это очевидно всем, поэтому критика Венгрии косвенно адресована и Брюсселю, который, кстати, никак не прокомментировал атаки на венгерские нефтепроводы.
То, что существует геополитическая связь между атаками на российский нефтепровод и украинскую станцию, перекачивающую азербайджанский газ на Украину, — чистая спекуляция. Но это вполне возможно, что показывает, насколько запутанной стала политика вокруг Украины.