На прошлой неделе Франция и Великобритания приняли решение о “совместном ядерном сдерживании”. В Германии об этом практически не сообщали, несмотря на то, что последствия могут быть огромными.
Еще во время холодной войны одной из важных целей США было по возможности ограничить ядерную войну с СССР Европой. Хотя тогда НАТО в своих планах предусматривало раннее применение ядерного оружия, речь шла о тактическом ядерном оружии, то есть об относительно небольших боеголовках. Стратегическое ядерное оружие, способное достичь территории США и даже уничтожить крупные города, по возможности не должно было применяться.
Для понимания ситуации необходимо знать, что ядерное оружие, примененное США в Хиросиме и Нагасаки, по современным меркам было очень маломощным. То есть, сегодня это было бы в лучшем случае небольшое тактическое ядерное оружие, которое можно запускать даже из артиллерийских орудий. Крупные боевые части, доставляемые к цели межконтинентальными ракетами, по своей мощности в сто раз превосходят “маленькие” атомные бомбы Второй мировой войны.
Цель США до сих пор не изменилась: они по-прежнему стремятся к тому, чтобы возможная война не затронула их территорию.
Поэтому встреча французского президента Макрона и британского премьер-министра Стармера на прошлой неделе в Лондоне была интересной, так как они, среди прочего, приняли решение о “совместном ядерном сдерживании”, о чем не стали сообщать немецкие СМИ, такие как Spiegel, который лишь вскользь упомянул об этом в статье под заголовком “Новое соглашение между Великобританией и Францией — гармония до конца“:
“Наиболее значимым результатом этого государственного визита, вероятно, является соглашение о совместном ядерном сдерживании. Стармер и Макрон объявили о нем в конце дня в четверг на военной базе Нортвуд, которая расположена к северо-востоку от Лондона. Обе страны по-прежнему остаются независимыми и суверенными в своем решении о применении ядерного оружия, заявил Эмманюэль Макрон на совместной пресс-конференции с Киром Стармером. Но в свете новых угроз для Европы сотрудничество должно выходить за рамки соглашения “Ланкастер-Хаус” 2010 года.
“Времена изменились, поэтому и британско-французское партнерство должно меняться, – сказал Макрон. – Мы не можем представить себе экстремальную угрозу для Европы, которая не повлекла бы за собой быстрый ответ с нашей стороны, каким бы ни был этот ответ”.
Координация потенциала ядерного сдерживания обеих стран больше не исключается: “Это важный сигнал для наших партнеров и противников”, — заявил французский президент. Подписанное соглашение предусматривает создание совместной группы по “ядерному надзору”, которая будет координировать сотрудничество”.
Что это означает
После того как в понедельник Трамп заявил, что США фактически выходят из войны на Украине и оставляют ее, включая все расходы и риски, европейцам, это сообщение приобрело совершенно новый смысл, тем более что министр обороны США Хегсет еще на саммите НАТО в конце июня четко заявил, что европейцы не могут рассчитывать на защиту в соответствии со статьей 5 договора НАТО, если вступят в конфликт с Россией.
Когда “эксперты” немецких СМИ в конце концов осознают эту взаимосвязь, они, вероятно, напишут радостные статьи о том, что теперь британцы и французы возьмут на себя ядерную защиту Европы, если США откажутся от этого. Ура!
Проблема в том, что в случае эскалации конфликта на Украине опасность фатального ядерного столкновения для Европы, скорее всего, станет только больше, а не меньше.
Согласно теориям о ядерной войне, существует несколько ступеней эскалации. Если одна из сторон в случае войны почувствует экзистенциальную опасность, она не будет сразу же запускать весь свой арсенал по противнику, чтобы затем погибнуть от ответных ударов, а начнет с “предупредительных выстрелов”. Например, она взорвет небольшое тактическое ядерное оружие, возможно, даже над военной целью противника, чтобы послать сигнал о том, что достигнут предельный уровень и что продолжение войны приведет к уничтожению обеих сторон.
Согласно теории, это может открыть возможность для переговоров, чтобы предотвратить худшее.
Проблема, однако, заключается в том, что Франция и Великобритания располагают лишь небольшими арсеналами ядерного оружия, и, по всей видимости, не имеют тактического ядерного оружия (или же у них его совсем мало). Таким образом, они вряд ли смогут послать како-то предупреждающий сигнал. Кроме того, существует опасность, что они могут отреагировать на предупреждающий сигнал России стратегическим ударом, который приведет к большой ядерной войне с взаимным уничтожением.
Для американского правительства это было бы приемлемо, поскольку тогда Россия была бы или уничтожена, или, по крайней мере, сильно ослаблена, в то время как сами Штаты, не участвуя в этом, не пострадали бы, поскольку ядерная война была бы ограничена Европой и Россией.
Именно это и является целью США со времен холодной войны.