ГлавнаяАналитикаWashington Post: Подводные кабели в Балтийском море были повреждены не в результате диверсии

Washington Post: Подводные кабели в Балтийском море были повреждены не в результате диверсии

Западные СМИ и политики обвиняют Россию в повреждении подводных кабелей в Балтийском море в рамках гибридной войны. В ответ на это НАТО усилила патрулирование Балтийского моря. Теперь, ссылаясь на источники в разведке, сообщается, что эти инциденты не были диверсией.


В данной статье упоминается Carnegie Endowment for International Peace (“Фонд Карнеги за Международный Мир”, США), входящий в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации. Для удобства читателей информацию об этом мы сообщаем в начале статьи.


Западные СМИ и политики раздувают целую кампанию из-за того, что в Балтийском море были повреждены некоторые подводные кабели. Несмотря на отсутствие доказательств, они, конечно же, обвиняют Россию и используют такие фразы, как “это не может быть совпадением, поэтому это наверняка диверсия, и, конечно же, только Россия может быть ответственна за это”.

В результате этой истерии НАТО объявило, что усилит патрулирование Балтийского моря, а в международных водах был задержан танкер с российской нефтью, что является незаконным с точки зрения международного морского права и может быть расценено как пиратство.

Такими мерами страны НАТО рискуют вызвать дальнейшую эскалацию конфликта с Россией, который может перерасти в вооруженный конфликт, если РФ начнет сопровождать танкеры военными кораблями из-за угрозы своему экспорту.

Чтобы разобраться в проблеме повреждённых кабелей, необходимо разобраться в том, насколько вероятна диверсия, а это включает в себя вопрос о том, как часто такие кабели повреждаются каждый год. Я нашёл интересную статью об этом на сайте BBC, который не славится “российской пропагандой”. В статье сообщается, что ежегодно происходит от 150 до 200 подобных случаев повреждения и что это настолько нормальное явление, что в стратегически важных гаванях по всему миру находится в состоянии готовности целый флот специальных ремонтных судов.

Цитирую интересные места из статьи BBC:

“Ежегодно в глобальной сети происходит от 150 до 200 случаев повреждения. Если сравнить это с 1,4 миллионами километров, то это не так уж и много, и когда такое повреждение случается, его в большинстве случаев можно относительно быстро устранить”. (…) По словам Стивена Холдена, менеджера по техническому обслуживанию в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке компании Global Marine, которая занимается ремонтом подводных кабелей, большинство поломок, составляющих от 70 до 80% в зависимости от места расположения кабелей, связано с непреднамеренной деятельностью человека, например, с бросанием якоря или вытягиванием трала, который зацепился за кабель. Обычно такие повреждения происходят на глубине 200-300 метров (однако коммерческое рыболовство всё чаще проникает на большие глубины – до 1500 метров в некоторых местах на северо-востоке Атлантики). Только 10-20% повреждений связаны с природными угрозами, а чаще всего кабели просто изнашиваются в местах, где они трутся о камни под воздействием мировых течений, что приводит к так называемым “шунтирующим повреждениям”, говорит Холден. (…) При обнаружении неисправности на место отправляется ремонтное судно. “Все эти суда расположены по всему миру таким образом, что путь от базы до порта занимает от 10 до 12 дней”, – говорит Мик Макговерн, помощник вице-президента по морским операциям компании Alcatel Submarine Networks”.

Поскольку Балтийское море является одной из самых загруженных кабелями акваторий в мире, два-три повреждения кабеля в год в Балтийском море по статистике – это даже мало, да и они всегда случались, но никогда не становились темой для СМИ.

Остаётся выяснить, появились ли эти сообщения из-за антироссийской истерии или же они направлены на её разжигание. Дело в том, что, во-первых, нет никаких доказательств тому, что это была российская диверсия, и, во-вторых, что подобные инциденты – совершенно нормальное явление.

Washington Post, ссылаясь на источники в западных разведслужбах, заявила, что все указывает на “обычные” аварии, а не на российские диверсии. Однако чтобы подогреть антироссийский нарратив, газета снабдила свою статью заявлениями представителей антироссийских организаций, которые, несмотря на информацию от спецслужб, придерживаются версии о том, что во всем виноваты русские.

Я перевёл для вас статью Washington Post.

Начало перевода:

Причиной повреждения подводных кабелей стали несчастные случаи, а не российские диверсии, утверждают чиновники

Американские и европейские спецслужбы сходятся во мнении, что причиной повреждения силовых и коммуникационных кабелей на дне Балтийского моря стали несчастные случаи.

Разрывы подводных кабелей, о которых в последние месяцы сообщают европейские службы безопасности, скорее всего, являются результатом несчастных случаев на море, а не российских диверсий, считают несколько сотрудников американских и европейских спецслужб.

Это утверждение отражает формирующийся консенсус между американскими и европейскими спецслужбами, по словам высокопоставленных чиновников из трёх стран, участвующих в расследовании серии инцидентов, в ходе которых были повреждены важнейшие линии электропередачи и связи на морском дне.

Эти случаи вызвали подозрения, что Россия нацелилась на подводную инфраструктуру в рамках широкомасштабной кампании гибридных атак по всей Европе. Они привели к усилению мер безопасности. Например, на прошлой неделе НАТО объявила о начале новых операций по патрулированию и наблюдению в Балтийском море.

Но пока, по словам американских чиновников, расследования, проведенные США и полдюжиной европейских спецслужб, не выявили никаких доказательств тому, что торговые суда, подозреваемые в волочении якорей по морскому дну, делали это намеренно или по указанию Москвы.

Вместо этого американские и европейские чиновники заявили, что собранные на данный момент доказательства, включая перехваченные сообщения и другую секретную информацию, указывают на несчастные случаи, произошедшие по вине неопытных экипажей на борту плохо обслуживаемых судов.

Американские чиновники указали на “ясные объяснения”, которые были обнаружены в каждом случае, что говорит о том, что повреждения, вероятно, были случайными и что доказательств вины России не хватает. Представители двух европейских спецслужб заявили, что согласны с американскими оценками.

Несмотря на первоначальные подозрения в причастности России, один из европейских чиновников заявил, что “есть доказательства обратного”. Американские и европейские чиновники отказались от дальнейших комментариев и говорили на условиях анонимности из-за деликатности проводимого расследования.

В центре расследования – три инцидента, произошедшие за последние 18 месяцев. Предполагается, что в ходе этих инцидентов суда, следовавшие в российские порты или из них, перерезали ключевые соединения обширной подводной сети трубопроводов, по которым миллионы людей в Северной Европе получают газ, электричество и интернет.

В последнем случае Финляндия захватила нефтяной танкер, подозреваемый в том, что он бросил якорь на подводной линии электропередачи между Финляндией и Эстонией. Финские власти заявили, что судно Eagle S было частью “теневого флота” танкеров, помогающих Москве продавать нефть на мировых рынках в нарушение международных санкций.

Предыдущие случаи касались зарегистрированного в Гонконге контейнеровоза NewnewPolar Bear, который повредил газопровод в Финском заливе в октябре 2023 года, и китайского судна Yi Peng 3, которое перерезало два кабеля передачи данных в водах Швеции в ноябре прошлого года.

На фоне более широкой волны гибридных атак, приписываемых Москве, отрицание Россией своей ответственности за эти атаки было встречено европейскими политиками с большим скептицизмом.

В прошлом году американские и европейские спецслужбы сорвали предполагаемый российский заговор по контрабанде зажигательных устройств на борту грузовых самолетов. По всей видимости, это была пробная версия для последующих атак на США и Канаду. Сотрудники американской разведки также предупредили власти Германии о том, что Россия планирует убить генерального директора одного из крупнейших европейских производителей оружия. Это предприятие объявило о своем намерении построить на Украине завод по производству боеприпасов.

В то же время европейские чиновники, отвечающие за безопасность, обвинили Россию в использовании посредников для совершения сотен поджогов, подрывов железных дорог и мелких диверсий с целью посеять раскол в Европе и подорвать поддержку Украины.

На этом фоне повреждение систем на морском дне в Европе усилило ощущение того, что было совершено нападение. Министр обороны Германии Борис Писториус назвал произошедшее в ноябре “диверсией” и заявил, что “никто не верит, что эти кабели были повреждены по ошибке”. Несколько недель спустя президент Финляндии Александр Стубб заявил, что в инциденте, произошедшем на Рождество, “определённо” замешана Россия.

По мнению экспертов, инциденты на морском дне также вписываются в схему российской агрессии.

Повреждение кабелей вполне может быть случайностью, говорит Эрик Кьярамелла, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир и бывший заместитель директора разведки США по России. “Но трудно исключить возможность согласованной российской кампании, когда разведслужбы Москвы предпринимают попытки убийства руководителей немецких компаний, поджигают заводы по всей Европе и закладывают бомбы в грузовые самолеты”.

Некоторые критики России отвергают всё более распространенное среди западных спецслужб мнение о том, что подводные разрушения, скорее всего, были вызваны несчастными случаями, а не Россией.

Пекка Товери, финский член Европарламента и бывший высокопоставленный сотрудник финской военной разведки, заявил, что обнаруженные на морском дне ящики являются частью “типичной гибридной операции” Москвы.

“Самое важное в любой гибридной операции – это способность отрицать факт инцидента”, – сказал Товери. По его словам, российским спецслужбам удалось не оставить “никаких доказательств, которые можно было бы использовать в суде”, но делать из этого вывод, что это был несчастный случай, “полная чушь”.

Товери и другие указали на аномалии в поведении кораблей, а также на свидетельства того, что Россия уже несколько десятилетий использует огромные ресурсы, включая специальное военное подразделение под названием Главное управление глубоководных исследований Министерства обороны, для картирования западной инфраструктуры на морском дне и выявления её уязвимых мест.

По крайней мере два судна, подозреваемые в нанесении ущерба, похоже, протащили свои якоря по морскому дну на 100 и более миль. По словам Товери, судно, случайно бросившее якорь, сразу же отклонится от курса настолько, что экипажам придётся спешно останавливать его и оценивать ущерб.

Майк Планкетт, морской эксперт компании Janes, сказал, что “помимо очень громкого всплеска, будет много шума от якорной цепи, проходящей через люк”. Он назвал вероятность того, что в регионе Балтийского моря с 2023 года произошло три аварии с якорями, “исчезающе низкой”, но не нулевой. Однако, по его словам, доказать факт преднамеренной диверсии крайне сложно.

Время, когда произошли эти инциденты, усилило подозрения. Совсем недавно, в ноябре и декабре, были повреждены подводные линии энергоснабжения, как раз в то время, когда страны Балтии активизировали свои усилия по отключению своих электросетей от России, что стало насущным после вторжения России на Украину в 2022 году.

Есть также причины задаться вопросом, зачем России рисковать, атакуя подводные системы на водных путях, по которым в настоящее время передвигаются страны-члены НАТО. Это может поставить под угрозу контрабанду нефти, которую Россия использует для финансирования войны на Украине. Это также может привести к более агрессивным попыткам западных правительств перекрыть России путь в Северную Атлантику.

На саммите по Балтийскому морю в Хельсинки 14 января генеральный секретарь НАТО Марк Рютте объявил о планировании организации нового патрулирования с использованием фрегатов, самолётов, подводных лодок, спутников и “небольшого флота морских беспилотников” для обнаружения подводных диверсий.

Несмотря на прогресс, достигнутый в области подводного наблюдения, выявить атаки оказывается непросто. Первоначально Россию активно обвиняли в подрыве газопровода “Северный поток” между Россией и Германией в сентябре 2022 года. Однако теперь считается, что его осуществил высокопоставленный украинский военный, имеющий тесные связи со спецслужбами страны.

25 декабря Финляндия приняла более агрессивные меры в связи с повреждением кабеля, вынудив судно Eagle S войти в финские воды, после чего полиция и береговая охрана высадились на него с вертолётов. Членам экипажа, подозреваемым в том, что они находились на вахте во время повреждения кабеля, запрещено покидать Финляндию на время расследования.

Официальный представитель скандинавских стран, проинформированный о ходе расследования, заявил, что условия на танкере были катастрофическими. “Мы всегда предполагали, что суда теневого флота находятся в плохом состоянии, – сказал чиновник. – Но всё оказалось ещё хуже, чем мы думали”.

Адвокат Герман Люнберг, представляющий интересы владельца танкера Eagle S, в телефонном интервью признал, что судно перевозило российскую нефть, но отрицал, что это нарушает международное право или что экипаж намеренно причинил ущерб.

Представители европейских структур безопасности заявили, что главная разведслужба Финляндии согласилась со своими западными коллегами в том, что инцидент, произошедший 25 декабря, похоже, был несчастным случаем, но при этом отметила, что нельзя исключать причастность России.

Пресс-секретарь Национального бюро расследований Финляндии, которое занимается изучением дела Eagle S, заявила, что следствие “всё ещё продолжается, и пока рано делать окончательные выводы о причинах или комбинации повреждений”.

Конец перевода

НОВОЕ

Киев обвиняет Россию в нападении на Чернобыльскую АЭС

Когда у Зеленского намечаются важные внешнеполитические встречи, Украина всегда сообщает о каком-нибудь российском злодеянии непосредственно перед этим. Поэтому неудивительно, что накануне Мюнхенской конференции по...

Бедная Германия. Уровень бедности в Германии растёт, но партии думают только о вооружении

В Германии стремительно растёт уровень бедности, но правящие партии думают только о вооружении, а не о проблемах людей. Обзор последних новостей из "лучшей Германии...

Шок в Брюсселе и Киеве после телефонного разговора между Путиным и Трампом

12 февраля - день, который явно поверг Брюссель и Киев в шок. Дональд Трамп и Владимир Путин начали переговоры по Украине, не посоветовавшись с...

Читайте также

Владимир Путин провёл телефонный разговор с новым сирийским правителем

12 февраля Владимир Путин также поговорил по телефону с новым сирийским правителем. Они обсудили будущее российско-сирийских отношений, которые, судя по всему, не так плохи,...

Украинский конфликт. Сколько бы ни пыжились Каллас и Зеленский, когда Трамп и Путин беседуют, ЕС и Украина не присутствуют за столом переговоров

Сегодня уже даже в ЕС и на Украине осознали, что судьбу Украины будут решать только Трамп и Путин. Реакция Брюсселя и Киева выглядит дерзкой,...

Шок в Брюсселе и Киеве после телефонного разговора между Путиным и Трампом

12 февраля - день, который явно поверг Брюссель и Киев в шок. Дональд Трамп и Владимир Путин начали переговоры по Украине, не посоветовавшись с...