Один из ключевых вопросов, связанных с Сирией в настоящее время, – что будет с российскими военными базами. Запад хочет, чтобы они исчезли, но сообщения об их судьбе по-прежнему противоречивы.
В данной статье упоминаются запрещённые на территории Российской Федерации террористические организации “Хайят Тахрир аш-Шам” (ХТШ) и “Талибан”. Для удобства читателей информация об этом публикуется до основного текста.
Одним из важнейших геополитических вопросов на данный момент является то, удастся ли Западу вытеснить российские военные базы из Сирии после падения Башара Асада, поскольку именно там Россия держит свою единственную военно-морскую базу в Средиземном море и военный аэродром, который также обеспечивает деятельность России в Африке. Потеря баз станет серьёзным ударом для РФ и может перетасовать карты в ряде геополитических вопросов.
Интересы России в Сирии
У России было три основных интереса в Сирии: во-первых, она хотела сохранить свои военные базы; во-вторых, поддержать своего давнего союзника Асада; и, в-третьих, бороться с исламистами, поскольку многие радикалы прибыли в Сирию из мусульманских регионов России и бывших советских республик. После российского вмешательства в Сирию Владимир Путин открыто заявил, что Россия предпочтёт уничтожить этих людей там, чем ждать, пока они победят, а затем вернутся в свои страны вооружёнными и закалёнными в боях.
После неожиданного нападения исламистов политика России в Сирии, скорее всего, провалилась, и эта неудача признаётся и обсуждается в России очень критически.
Поэтому для России сегодня на первом месте стоит ограничение ущерба и попытка сохранить военные базы. С этой целью РФ поддерживает контакты с новыми властями Сирии, против которых она недавно воевала. Российское правительство заявляет, что сейчас настало время прагматизма.
Россия не в проигрыше
И, похоже, Россия добилась первых успехов: в то время как победившие исламисты разграбили иранское посольство после вторжения в столицу Сирии Дамаск, они предоставили российским дипломатам гарантии безопасности, и до сих пор не было никаких новостей об эксцессах в отношении многочисленных российских граждан, которые живут в Сирии уже несколько десятилетий в результате сирийско-советского, а затем и сирийско-российского сотрудничества.
9 декабря источник сообщил российскому информационному агентству ТАСС, что вооруженные формирования противников Асада накануне установили полный контроль над сирийскими провинциями Латакия и Тартус, где расположены российские военные базы. Однако вторжения на базы не произошло. Вместо этого было заявлено, что гарантии безопасности новых властей распространяются и на российские военные базы, поэтому их деятельность осуществляется в штатном режиме.
13 декабря источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил ТАСС, что Россия ведёт диалог с новым сирийским правительством о сохранении своих военных баз в стране.
17 декабря эмиратский портал The National со ссылкой на источник в группировке ХТШ, которая сейчас захватила власть в Сирии, сообщил, что переговоры между Россией и новым сирийским правительством о сохранении российских военных баз проходят в “позитивной атмосфере”. По словам источника, они находятся “на первом этапе переговоров” о российском военном присутствии в Сирии. Представитель российских вооруженных сил сообщил порталу, журналисты которого посетили авиабазу Хмеймим, что российские военные поддерживают “хорошие отношения” с новым сирийским правительством. Они “находятся в контакте с новым главой правительства, и ни одна из сторон не провоцирует другую”, – цитирует его The National.
Российский источник также сообщил порталу, что новое сирийское правительство не намерено разрывать соглашение, по которому Россия арендует порт Тартус. По словам источника, ХТШ не может в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды.
Преждевременен ли этот оптимизм, пока неизвестно, поскольку ЕС уже поставил предоставление финансовой поддержки новому сирийскому правительству в зависимость от закрытия российских военных баз.
Россия и ислам
С другой стороны, не стоит недооценивать Россию, где около 25% населения составляют мусульмане и которая пользуется гораздо лучшей репутацией в исламском мире, чем Запад.
Одним из посредников от России, которого признают и более радикальные мусульмане, является президент Чечни Рамзан Кадыров, в автономии которого законы шариата не действуют, но многие нормы ислама имеют статус закона. 16 декабря Кадыров опубликовал в Telegram фотографию с Владимиром Путиным, на которой президент вручает ему роскошно оформленный Коран и предлагает начать процедуру исключения пришедшей к власти в Сирии группировки “Хайят Тахрир аш-Шам” (ХТШ) из списка террористических организаций. Кадыров обосновал это тем, что это предотвратит гуманитарную катастрофу в Сирии, и написал:
“Важно, не дожидаясь начала или окончания этого процесса, тут же организовать работу контактной группы двух стран, которая сможет выстроить первые связи и начать решать проблемы. Это общемировая практика, позволяющая как можно быстрее выбраться из кризиса и помочь населению”.
Решения нового сирийского правительства о прекращении преследования журналистов и чиновников и разоружении всех вооруженных группировок будут способствовать “стабильности и спокойной жизни” сирийцев, но реализовать эту инициативу без партнеров будет “трудно”. Далее Кадыров заявил, что готов направить чеченских правоохранителей для патрулирования Сирии, а также инструкторов из Российского университета спецназа для “передачи уникального опыта и знаний”. Учитывая давние традиции российско-сирийского сотрудничества, он уверен:
“Любое присутствие России в Сирии будет преследовать цели стабильности и безопасности народа. Опыт поддержки населения российскими силами неоднократный: это и содействие в решении гуманитарных проблем, и помощь пострадавшим от землетрясения. Такой опыт крайне полезен в процессах восстановления экономической и социальной инфраструктуры страны”.
Чечня была и останется “верным помощником и другом многострадальному сирийскому народу”, – заключил Кадыров.
Такой прагматичный подход не является чем-то новым для России, ведь в то время как Запад применяет двойные стандарты и продолжает изолировать талибов, расстилая красную дорожку для исламистов в Сирии, Россия уже наладила контакты с талибами и рассматривает возможность исключения их из списка террористов. Делегация талибов даже посетила летом Петербургский экономический форум, чтобы обсудить начало экономического сотрудничества.
Поэтому не исключено, что Россия, благодаря своим хорошим контактам в исламском мире, договорится с новыми правителями Сирии, хотя шансы на это сейчас не слишком велики, и Запад делает все возможное, чтобы помешать этому.