На Западе говорят, что Запад якобы должен защищать Тайвань от злобного Китая, который мечтает аннексировать Тайвань силой. Однако официально ни одно государство на Западе не признало Тайвань, и весь Запад по сути официально привержен политике одного Китая, которая определяет Тайвань как часть КНР.
Вообще Тайвань часто попадает в заголовки газет, а западные СМИ и политики распространяют информацию о том, что Тайвань, как демократия западного образца, нуждающаяся в защите, должен быть защищен от злобного Китая, который хочет аннексировать его. По этой причине США вооружают Тайвань до зубов, НАТО работает над расширением своей сферы деятельности на Тихий океан, и даже вооруженные силы Германии отправляют в регион свои военные корабли, чтобы продемонстрировать свою позицию.
Проблема в том, что действия Запада здесь никак не согласуются с его обязательствами по международному праву, которое Запад официально признает. Официально он поддерживает политику одного Китая, которая гласит, что существует только одно китайское государство, а именно Китайская Народная Республика, в состав которой входят Гонконг и Тайвань. Ни одно западное государство не признало Тайвань дипломатически, что еще раз наглядно демонстрирует абсурдность западной политики.
Поэтому я хотел бы подробнее рассмотреть предысторию этого конфликта, который способен спровоцировать крупную войну в Азии.
Предыстория
В XIX веке Китай был слаб и частично находился под властью западных колониальных держав. Даже Германия имела небольшую колонию в Китае. В то время Великобритания вела две войны, чтобы открыть китайский рынок для опиума, который производила Британская Ост-Индская компания в рамках своей производственной монополии в Бенгалии.
Это были войны, которых требовали купцы, а сегодня мы бы сказали – корпорации, чтобы максимизировать свою прибыль от продажи наркотиков. Уже тогда броским лозунгом для привлечения внимания британской общественности к этим войнам была фраза о необходимости защиты “свободы торговли”, которой злобный Китай воспротивился, запретив импорт лекарств.
В Китае об этом периоде и унижении помнят до сих пор. Бесчисленное множество китайцев стали жертвами опиумной зависимости, которая получила широкое распространение в результате навязанного Лондоном открытия китайского рынка для наркотика.
Поэтому в Китае росло сопротивление слабой императорской династии. Однако движущая сила этого движения исходила из-за рубежа, от интеллигенции, получившей западное образование в колонизированных районах, таких как Гонконг, Кантон и Шанхай, и именно они направляли движение в нужное русло. В ходе так называемой Синьхайской революции и последовавшего за ней вынужденного отречения от престола шестилетнего наследника Пу И, в 1911 году Китайская империя распалась, и 1 января 1912 года была провозглашена Китайская республика, временная конституция которой сделала Китай республикой по американской модели.
Однако вскоре Китайская республика де-факто стала существовать только на бумаге, поскольку после смерти ее президента, высокопоставленного военного, в 1916 году Китай распался на районы, контролируемые региональными полевыми командирами. Затем последовала Гражданская война в Китае и японское вторжение в 1930-х годах. Гражданская война окончательно завершилась только тогда, когда Чан Кайши был вынужден отступить на остров Тайвань в 1949 году. Хотя его государство было жесткой диктатурой, Тайвань продолжал называть себя “Китайской Республикой” и был признан на международном уровне как единственное китайское государство. Китайская Народная Республика Мао, провозглашенная на материке, в то время была в значительной степени изолирована.
Китай, Тайвань и ООН
Поскольку при создании ООН Китай был отнесен к категории держав-победительниц во Второй мировой войне, Китайская Республика, то есть небольшой остров Тайвань, получила место Китая в Совете Безопасности ООН, в то время как гораздо более крупная Китайская Народная Республика не была членом ООН.
Ситуация не менялась до 1971 года, когда США при президенте Никсоне начали сближение с Китаем, надеясь привлечь его на свою сторону в качестве противника СССР в холодной войне. В июле 1971 года советник Никсона по национальной безопасности Генри Киссинджер посетил Пекин, заложив основу для государственного визита Никсона в 1972 году. Мао призвал к международному признанию Китая, и в октябре 1971 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2758, важнейшая часть которой гласит:
“Генеральная Ассамблея, […] постановляет восстановить Китайскую Народную Республику во всех ее правах и признать представителей ее правительства единственными законными представителями Китая в Организации Объединенных Наций, а также немедленно лишить представителей Чан Кай-ши места, которое они незаконно занимают в Организации Объединенных Наций и во всех связанных с ней учреждениях”.
Таким образом, Китайская Народная Республика также стала членом Совета Безопасности ООН, в то время как Тайвань был исключен из организации.
Политика одного Китая
Китайская Народная Республика проводит политику одного Китая, согласно которой существует только один Китай, а именно Китайская Народная Республика, в состав которой также входят Гонконг и Тайвань. Поэтому Китай требует, чтобы все государства, желающие установить дипломатические отношения с КНР, признали это положение, как это сделала ООН в резолюции 2758 Генеральной Ассамблеи. Это означает, что каждое государство, включая все западные страны, официально признает эту политику.
Кстати, именно поэтому тайваньские политики не посещают ЕС с государственными визитами высшего уровня, ведь поскольку на Тайване нет европейских посольств и консульств, им не могут быть выданы въездные визы, им придется обращаться за визой в консульство в Китае.
Но, конечно, США не хотят отдавать свой “авианосец” Тайвань, поэтому в 1979 году был принят “Закон об отношениях с Тайванем“, в котором США выразили свою поддержку “дальнейшему демократическому развитию Тайваня”. Заявление США о том, что в случае необходимости они оснастят Тайвань оборонительным оружием, с тех пор является постоянным камнем преткновения в отношениях между Китаем и США. Таким образом, США создали очаг напряженности, который они могут использовать, и при необходимости эскалировать ситуацию против Китая.
Мы видели подобное на примере Украины, когда США настаивали на её вступлении в НАТО, несмотря на все протесты России, пока у последней не осталось другого выбора, кроме как предотвратить это военным путем. Точно так же США могут в любой момент пересечь все “красные линии” Китая по вопросу Тайваня и тем самым спровоцировать военную интервенцию Китая, которая может привести к большой войне.
По мнению западных СМИ и политиков, в этом случае, конечно же, будет виноват Китай, развязавший “неоправданную, агрессивную войну против Тайваня”.
США действуют на полную катушку
И здесь США действуют на полную катушку. В то время как европейские страны не отправляют на Тайвань официальные делегации высшего уровня и не принимают тайваньских представителей в ЕС из-за официально признанной политики одного Китая, высокопоставленные американские политики буквально заполонили Тайвань. Например, провокационный визит Нэнси Пелоси на Тайвань в 2022 году стал незабываемым.
Кроме того, США все активнее вооружают Тайвань, что Китай, естественно, расценивает как провокацию. Однако Штаты вряд ли рискнут вступить в войну с Китаем из-за Тайваня, и “Закон об отношениях с Тайванем” не предусматривает американского военного вмешательства, но, как и в случае с Украиной и Россией, США могут использовать всевозможные обещания для давления на тайваньское правительство, чтобы заставить его совершить провокацию в отношении Китая.
Тот факт, что США одновременно и попирают политику одного Китая, и привержены ей во всех официальных заявлениях, еще раз показывает лицемерие американской политики.
Да и ЕС, кстати, не лучше, о чем свидетельствует антикитайская политика, проводимая Брюсселем под давлением США, которая во многих заявлениях высокопоставленных представителей ЕС также оправдывается китайской политикой в отношении Тайваня.
Этот пример еще раз демонстрирует лицемерную политику Запада во главе с США, который своим поведением по отношению к Тайваню нарушает международное право, по сути, игнорируя резолюцию ООН 2758.
Запад должен принять решение и либо официально отказаться от политики одного Китая, признав Тайвань, что вообще-то тоже будет открытым нарушением международного права и на что Китай, вероятно, отреагирует очень жестко, либо всё-таки придерживаться политики одного Китая и – как в случае с Гонконгом – поддержать мирное объединение Китая с Тайванем в соответствии с принципом “одна страна – две системы”.
Однако в этом случае США потеряют свой “авианосец” Тайвань, чего они, конечно же, не хотят и поэтому проводят глобальную политику, в рамках которой они могут использовать свое влияние, чтобы по своему усмотрению провоцировать кризисы в любом регионе мира.