На этой неделе я буду ежедневно публиковать статьи об операции “Пересмешник” – проекте ЦРУ по контролю над западными СМИ. Она была начата после окончания Второй мировой войны и продолжается и по сей день. Эта статья является второй и она посвящена разоблачению проекта в США.
Впервые об операции ЦРУ “Пересмешник” стало известно в 1975 году, когда этим делом занялась так называемая “Комиссия Чёрча” – специальная комиссия, расследовавшая случаи злоупотребления властью со стороны ЦРУ и ФБР. Поводом для создания этой комиссии послужил Уотергейтский скандал 1972 года, стоивший Ричарду Никсону президентского кресла, ведь он пытался незаконно прослушивать офисы своих политических оппонентов.
Цель операции, начавшейся после Второй мировой войны, заключалась в том, чтобы ЦРУ контролировало сообщения западных СМИ. ЦРУ не нужны были свободные, критические и объективные средства массовой информации; вместо этого оно хотело контролировать повествования и репортажи западных медиа.
Интересно, что операция “Пересмешник” не фигурирует в учебниках истории, о ней написаны лишь очень короткие статьи в Википедии, и она была быстро забыта западными СМИ, хотя это был грандиозный скандал, который по своей сути был гораздо хуже Уотергейтского.
После публикации статьи Карла Бернстайна “ЦРУ и СМИ” в журнале Rolling Stone в 1977 году стали известны новые подробности об операции “Пересмешник”. Бернстайн был известным журналистом Washington Post, опубликовавшим серию статей-расследований во время Уотергейтского скандала, в которых он показал, что Никсон знал об Уотергейтской операции, что она финансировалась из его предвыборных фондов и что этот эпизод был лишь одной из многих тайных и незаконных операций, с помощью которых окружение Никсона пыталось обеспечить его переизбрание.
В своей статье Бернстайн цитирует слова одного из агентов ЦРУ, который сказал:
“Один журналист стоит больше, чем двадцать агентов: у него есть доступ и возможность задавать вопросы, не вызывая подозрений”.
Карл Бернстайн ушел на пенсию из Washington Post в 1977 году. Он посвятил много времени расследованию отношений между ЦРУ и прессой во время холодной войны. Результатом его работы стала вышеупомянутая статья “ЦРУ и СМИ”, в которой раскрывается множество подробностей о сотрудничестве американских СМИ и ЦРУ.
Начало
В 1950-х годах в ЦРУ существовала официальная учебная программа по подготовке агентов в качестве журналистов. Но всё же большую часть тех, кто участвовал в этой операции, составляли опытные журналисты.
Бернстайн утверждает, что с момента окончания Второй мировой войны около 400 американских журналистов находились в подчинении разведки США. Некоторые из них были лауреатами Пулитцеровской премии, уважаемыми репортерами, которые считали себя послами своей страны. Журналистов назначали на задания ЦРУ с одобрения руководства американских СМИ.
Журналисты становились агентами ЦРУ
Документы ЦРУ, на которые ссылается Бернстайн, показывают, что в большинстве случаев старшие офицеры ЦРУ напрямую общались с представителями СМИ. Некоторые журналисты даже подписывали с ЦРУ соглашения о неразглашении. Основными направлениями их деятельности были вербовка иностранцев, сбор разведданных и, конечно, распространение дезинформации.
Вот некоторые примеры вопросов, которые журналисты задавали иностранцам от имени ЦРУ:
“Не могли бы вы оказать нам услугу? Мы слышали, что вы будете в Югославии. Все ли дороги там асфальтированы? Где вы видели самолеты? Были ли там какие-либо признаки военного присутствия? Сколько советских солдат вы видели? Если вам посчастливилось встретить советского человека, узнайте его имя и произнесите его правильно. (…) Можете ли вы организовать встречу с советским человеком? Или послать сообщение?”
Бернстайн утверждает, что в 1973 году ЦРУ сократило число журналистов, но некоторые из них все еще работали за границей. Он опубликовал список ведущих журналистов и СМИ, сотрудничавших с американской разведкой в то время:
Уильям Пэйли из Columbia Broadcasting System (CBS)
Генри Люс из Time Inc.
Артур Хейс Сульцбергер из New York Times
Барри Бингем-старший из Louisville Courier Journal
Джеймс Копли из Copley News Service
Джерри О’Лири из Washington Star
Хэл Хендрикс из Miami News
American Broadcasting Company (ABC)
National Broadcasting Company (NBC)
Associated Press (AP)
United Press International
Reuters
Hearst
Scripps Howard
Newsweek
Mutual Broadcasting System
Miami Herald
Saturday Evening Post
New York Herald Tribune
Из наиболее важных он особо выделил New York Times, CBS и Time Inc. и остановился на них более подробно. Кстати, эксперты до сих пор считают, что New York Times очень тесно связана со спецслужбами США.
Бернстайн начал с New York Times. Он назвал эту газету самой ценной из всех. Высокопоставленный сотрудник ЦРУ, который 15 сентября 1977 года в течение двух часов просматривал раздел журналистских досье ЦРУ, заявил, что нашел документы по пяти делам агентов ЦРУ, работавших на New York Times в период с 1954 по 1962 год. Он также провел расследование в отношении CBS, которую назвал “самым ценным разведывательным агентством”.
Внутренние расследования подтверждают обвинения
В 1976 году, после того как комиссия Чёрча раскрыла существование операции “Пересмешник”, новый президент CBS Ричард Салант инициировал внутреннее расследование в CBS. Выяснилось, что бывший президент CBS Уильям Пэйли и глава разведки Аллен Даллес работали вместе. В документах Майкельсона (президента CBS News с 1954 по 1961 год) следователи нашли множество подробностей о связях CBS с ЦРУ. Среди найденных документов была служебная записка Теда Купа, руководителя вашингтонских новостей CBS с 1948 по 1961 год, на имя Майкельсона от 13 сентября 1957 года, в которой был описан телефонный разговор полковника ЦРУ Стэнли Грогана с Купом:
“Гроган позвонил и сказал, что Ривз [Дж. Б. Лав Ривз, еще один сотрудник ЦРУ] едет в Нью-Йорк, чтобы возглавить контактный офис ЦРУ, и что он собирается встретиться с вами и некоторыми вашими коллегами. Гроган сказал, что обычные дела будут по-прежнему вестись через вашингтонское бюро CBS News”.
Следующими были Time и Newsweek. Аллен Даллес часто прибегал к помощи основателя этих журналов, покойного Генри Люса, который охотно позволял некоторым из своих сотрудников работать на ЦРУ и предоставлял работу и полномочия другим сотрудникам ЦРУ, не имевшим журналистского опыта. В 50-х и начале 60-х годов иностранные корреспонденты журнала Time посещали “брифинги” ЦРУ.
Мнимое завершение операции
В 1976 году директором ЦРУ был назначен будущий президент США Джордж Буш-старший. В тот же день ЦРУ объявило, что больше не будет поддерживать платные или контрактные отношения с корреспондентами, работавшими на американские СМИ, такие как газеты, журналы, радиостанции и телеканалы.
Эта мера затронула менее половины американских журналистов, сотрудничавших с ЦРУ в то время, но при этом было заявлено, что ЦРУ будет продолжать приветствовать добровольное и неоплачиваемое сотрудничество с журналистами. Конечно, многие контакты сохранялись, и по сути ничего не изменилось.
Почему журналисты – востребованные шпионы
ЦРУ любило использовать журналистов в разведывательных целях по двум причинам: во-первых, работа журналистов – отличное прикрытие, ведь их задача – задавать вопросы и устанавливать контакты, не привлекая внимания. Во-вторых, после того как “Пересмешник” стал достоянием общественности, ЦРУ потеряло множество других источников, таких как компании, фонды и образовательные учреждения, которые ранее сотрудничали с ними.
В своей статье Бернстайн цитирует одного из высокопоставленных сотрудников ЦРУ следующим образом:
“Трудно руководить разведывательным агентством в этой стране. Чтобы действовать за рубежом, нам нужно прикрытие. Но нам трудно его обеспечить (…) Один журналист стоит двадцати агентов: у него есть доступ и возможность задавать вопросы, не вызывая подозрений”.
Разъяснения? Нет, спасибо!
Когда в 1976 году стало известно о тайной деятельности журналистов в интересах ЦРУ, Комитет Сената США по разведке, так называемая комиссия Чёрча, решил не допрашивать журналистов, редакторов и издателей, сотрудничавших с ЦРУ, несмотря на то что имелось множество доказательств их участия в разведывательной деятельности. Это решение было принято на фоне спора с ЦРУ, которое активно пыталось помешать расследованию.
Уильям Б. Бейдер, возглавлявший расследование, пытался получить от ЦРУ больше информации, в частности, о связях последнего с журналистами, но натолкнулся на яростное сопротивление.
Буш и другие высокопоставленные чиновники ЦРУ убедили членов комиссии ограничить расследование и скрыть его результаты в окончательном отчете. Они предупредили, что публикация нанесет ущерб репутации журналистов, которые, по их мнению, оставались единственными надежными объектами общественного доверия.
Комиссия Чёрча решила не проводить дальнейшее расследование связей ЦРУ с журналистами. Сенаторы опасались, что допрос журналистов может привести к скандалу и обвинениям в предательстве. Бадер был удовлетворен этим решением и полагал, что расследование продолжит новая комиссия. По его мнению, было бы несправедливо публиковать имена журналистов, поскольку многие из них сотрудничали добровольно, считая это своей обязанностью.
Один из сотрудников ЦРУ во время слушаний заявил, что в материалах содержатся преувеличения, сделанные сотрудниками ЦРУ, которые хотели представить свою собственную работу в выгодном свете. Многие журналисты, возможно, даже не подозревали, что ЦРУ считало их своими агентами. Это дало комиссии повод не проводить более детального расследования.
Факты, вскрытые комиссией, были намеренно скрыты от Комитета по разведке, Сената и общественности. Это было сделано из страха перед утечками, которые могли бы подорвать доверие ЦРУ к комиссии и остановить поток информации. Итоговый отчет комиссии не отражал полной картины того, как ЦРУ использовало журналистов, чтобы избежать скандалов и давления на ведомство.
В итоге комиссия решила не публиковать результаты своего расследования отношений ЦРУ с журналистами.
В 1976 году Комиссия Чёрча совместно с различными комитетами подготовила для Конгресса США окончательный отчет специального комитета по расследованию правительственных операций, связанных с разведывательной деятельностью. На страницах 191-201 отчета подробно описано, как ЦРУ внедрялось в американские и зарубежные СМИ с целью дезинформации общественности:
“В настоящее время ЦРУ располагает сетью из сотен людей по всему миру, которые снабжают ЦРУ информацией и в нужный момент пытаются изменить общественное мнение с помощью скрытой пропаганды. Эти люди предоставляют ЦРУ прямой доступ к большому количеству газет и журналов, большому количеству пресс-служб и информационных агентств, теле- и радиостанций, коммерческих издательств и других зарубежных СМИ”.
По оценкам авторов доклада, дезинформация мировой общественности обошлась американским налогоплательщикам примерно в 265 миллионов долларов в 1976 году, что было гигантской суммой по тем временам.
Как и следовало ожидать, никаких реальных разъяснений или расследований скандала о том, что якобы свободные и критически настроенные СМИ работали в интересах ЦРУ, не последовало. И, конечно, никто не был наказан.
Неудивительно и то, что якобы свободные и критически настроенные западные средства массовой информации не потребовали проведения расследования, поскольку они сами были частью скандала. Так что этот прецедент, ставший достоянием гласности лишь случайно в качестве “побочного эффекта” от уотергейтских расследований, быстро исчез из поля зрения общественности.
Между тем влияние ЦРУ и других западных секретных служб на западные СМИ продолжается, как я уже показывал на многих примерах.
Актуальный пример в конце
В марте 2023 года Эван Гершкович, журналист московского издания Wall Street Journal, был задержан по обвинению в шпионаже. Арест произошел в Екатеринбурге, где он проводил расследование в отношении ЧВК “Вагнер”.
Западные политики и СМИ кричали, что это абсурд – арестовывать журналиста, и что российские обвинения в том, что Гершкович под видом журналиста шпионил для американских спецслужб, абсурдны.
Но если вспомнить, что ЦРУ охотно использовало журналистов в качестве шпионов, что их работа – отличное прикрытие, потому что их задача – задавать вопросы, устанавливать контакты и проводить расследования, не привлекая внимания, то дело предстает в совершенно ином свете.
Я ни в коем случае не осуждаю Гершковича, я просто говорю, что со стороны западных СМИ лицемерно отрицать, что журналисты используются западными спецслужбами в качестве шпионов.