Некоторые российские политики призвали денонсировать договор “Два плюс четыре”, регулирующий объединение Германии. Причина в том, что немецкие правительства неоднократно нарушали положения этого договора.
Договор “Два плюс четыре” является основой объединения Германии. Состоящий всего из десяти пунктов, договор устанавливал ряд правил, которые объединенная Германия должна была соблюдать в будущем. Например, она отказывалась от бывших восточных территорий, определяла максимальную численность бундесвера, а также отказывалась от ядерного оружия. Договор был заключен между Федеративной Республикой и ГДР с одной стороны и державами-победительницами США, СССР, Францией и Великобританией – с другой.
Нарушения договора “Два плюс четыре”
Однако различные федеральные правительства неоднократно нарушали положения договора. Например, статья 2 Договора “Два плюс четыре” гласила:
“Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии подтверждают свои заявления о том, что с немецкой земли будет исходить только мир. Согласно конституции объединенной Германии действия, могущие и преследующие цель нарушить мир между народами, в особенности подготовка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми. Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии заявляют, что объединенная Германия никогда не применит оружие, которым она располагает, иначе как в соответствии с ее конституцией и Уставом Организации Объединенных Наций”.
Война НАТО против Югославии в 1999 году, в которой принимала участие Германия, несомненно, была нарушением Устава ООН, поскольку, согласно последнему, военная сила может быть применена против другого государства только в порядке самообороны в случае нападения или с разрешения Совета Безопасности ООН. Однако Югославия не нападала на другое государство (и уж тем более на государство НАТО), и Совет Безопасности ООН не санкционировал агрессивную войну НАТО против Югославии. Спустя годы тогдашний канцлер Герхард Шредер сам открыто признал, что нарушил международное право.
Кстати, Германия также нарушила договор “Два плюс четыре”, когда речь шла о Минских соглашениях. Или как можно увязать признание Меркель о том, что она никогда не выполняла Минские соглашения, а лишь хотела выиграть время, чтобы вооружить Украину для войны с Россией, с утверждением в договоре “Два плюс четыре”, что “с немецкой земли будет исходить только мир”?
Это лишь примеры явных нарушений договора “Два плюс четыре”, список можно продолжить.
Нарушения преамбулы
В таких договорах есть преамбулы, то есть своего рода предисловия, которые не являются частью договора, но важны как декларация намерений для интерпретации текста договора. Например, преамбула договора “Два плюс четыре” гласит:
“преисполненные решимости учитывать интересы безопасности каждого;
убежденные в необходимости окончательно преодолеть антагонизм и развивать сотрудничество в Европе;”.
Проблема в том, что Германия – одна из тех стран, которые игнорируют интересы безопасности России. Я не устаю повторять, что, вероятно, самой серьезной причиной военного вмешательства России в дела Украины стала решимость Запада – при поддержке Германии – втянуть Украину в НАТО. Россия почувствовала такую угрозу своей безопасности, что не видела другого способа предотвратить вступление Украины в НАТО.
Если бы Германия руководствовалась преамбулой Договора “Два плюс четыре” и учитывала интересы безопасности России, препятствуя вступлению Украины в НАТО, не было бы эскалации гражданской войны на Украине в феврале 2022 года.
Более того, правительство Германии теперь заявляет, что порядок безопасности в Европе должен обсуждаться без участия России. Это также является явным нарушением договора, поскольку означает, что Германия хочет создать безопасность против России вместо того, чтобы создавать общую безопасность на европейском континенте. Как это согласуется с провозглашенной в договоре “Два плюс четыре” решимостью “учитывать интересы безопасности каждого” – то есть и России тоже?
НАТО может называть себя оборонительным союзом, несмотря на то, что мир воспринимает его как наступательный альянс после нападений НАТО на Югославию, Ливию и другие страны, но нельзя отрицать одного: НАТО – это военный блок. А когда военный блок расширяется, это беспокоит его соседей.
Отсюда возникает другой вопрос: как расширение НАТО, порождающее противостояние, поскольку другие страны видят в нем угрозу своим интересам безопасности (которые Германия хотела учитывать), согласуется с заявлением о том, что Германия хочет “окончательно преодолеть антагонизм и развивать сотрудничество в Европе”?
Немецкие правительства нарушали и этот пункт преамбулы, а нынешнее правительство вообще попирает его.
Кто призывает к денонсации договора?
Первым с призывом денонсировать договор “Два плюс четыре” выступил глава немецкой национально-культурной автономии Крыма. Он заявил, что договор “фактически не реализуется и подлежит денонсации”. Это мнение, по его словам, разделяет вся немецкая община полуострова.
Соответствующая петиция об отмене договора была направлена в Совет Федерации, и, судя по всему, получила поддержку некоторых сенаторов. Среди них – влиятельный член Совета Федерации Сергей Цеков, который в прошлом часто выступал в качестве неформального представителя большинства в верхней палате российского парламента.
Голоса в поддержку отмены прозвучали и в Госдуме. Член комитета по международным делам Дмитрий Белик заявил, что денонсация договора “два плюс четыре” была бы справедливой и своевременной.
Что означает денонсирование договора Россией?
Прежде всего, следует отметить, что в договоре “Два плюс четыре” нет пункта о денонсировании. Это довольно часто встречается в международных договорах, но обычно в них есть пункт, который определяет, как договаривающиеся стороны должны поступать в случае нарушений или возникновения споров. Но в договоре “Два плюс четыре” этого пункта нет.
Договор “Два плюс четыре” предусматривает, что он ратифицируется договаривающимися сторонами и вступает в силу “в день сдачи на хранение этими государствами последней ратификационной грамоты или документа о принятии”.
Однако Россия может отозвать свою ратификацию. Это спорная процедура с точки зрения международного права, но, поскольку правительство Германии неоднократно нарушало договор, у России были бы веские аргументы в пользу того, чтобы больше не чувствовать себя связанной обязательствами.
О последствиях этого можно только гадать. Теоретически Россия могла бы больше не признавать Федеративную Республику Германия как государство, что, вероятно, означало бы разрыв дипломатических отношений.
Пойдет ли Россия на такой шаг в реальности – вопрос спорный. Пока это обсуждалось только в экспертных кругах, но тот факт, что российские сенаторы и даже депутаты Госдумы всерьез обсуждают эту тему, говорит о том, что германо-российские отношения сейчас хуже, чем когда-либо с момента установления дипломатических отношений между Федеративной Республикой и Советским Союзом.