В 80-х годах в Великобритании были проведены неолиберальные реформы, которые постепенно разрушали страну на протяжении последующих десятилетий. В остальных странах ЕС подобные реформы проводились позже и медленнее, но пример Великобритании показывает, куда все идет.
В 80-х годах премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер провела радикальные неолиберальные реформы, которые привели к массовой приватизации. Сегодня во всем мире признано, что там существуют проблемы с железными дорогами и системой здравоохранения, но эти реформы привели и к другим последствиям, которые уже нельзя игнорировать.
Великобритания обнищала, многие люди там годами спят в свитерах, чтобы сэкономить на отоплении. Конфронтация с Россией и введенные в одностороннем порядке санкции еще больше ускорили данный процесс.
Поскольку подобные реформы были проведены и в ЕС и сейчас их даже ускоряют, нам следует обратить внимание на Великобританию, если мы хотим понять будущее стран ЕС, поскольку они пошли по тому же пути и, следовательно, окажутся в той же ситуации. Мы уже видим многое из этого в Германии, где неолиберальные реформы приводят к тому, что больницы должны в первую очередь получать прибыль, а не концентрироваться (при поддержке государства) на лечении больных и предоставлении качественных медицинских услуг. А уж о состоянии некогда пунктуальных немецких федеральных железных дорог я вообще лучше промолчу…
Российское информационное агентство ТАСС опубликовало статью о внутренней безопасности в Великобритании, и я хочу ознакомить вас с ней:
Кражи, насилие, наркотики: что происходит с внутренней безопасностью Великобритании
В Великобритании все чаще на повестке оказываются вопросы внутренней безопасности граждан. В стране в последнее время отмечается высокий уровень преступлений, совершаемых в магазинах розничной торговли, а сохраняющаяся многие годы проблема активного наркотрафика заставляет правительство беспокоиться о степени защищенности британцев. Что происходит с уровнем преступности в стране и почему полицейские стремительно теряют доверие граждан — в материале ТАСС
Шоплифтинг и насилие в магазинах
Британские СМИ все чаще пишут об усугублении проблемы преступности в стране. Причем большое количество публикаций на эту тему посвящено крайне распространенным в последнее время кражам в магазинах розничной торговли. В прошлом году было зафиксировано 16,7 млн инцидентов, то есть более чем вдвое больше, чем в 2022 году.
Согласно данным ежегодного опроса Британского консорциума розничной торговли (BRC), такая тенденция обошлась ретейлерам примерно в £1,8 млрд, и это тоже рекорд: этот показатель впервые превысил отметку в £1 млрд.
Все это сопровождается проявлением насилия и жестокости по отношению к работникам. В прошлом году в день фиксировалось порядка 1 300 таких инцидентов, что на 50% больше, чем за год до этого. Около 8 800 из всех этих случаев привели к травмам.
Сотрудники магазинов переживали физическое насилие, сталкивались с угрозами оружием, оскорблениями по расовому признаку и сексуальными домогательствами. В ноябре сообщалось, что, по статистике, двое из пяти работников магазинов розничной торговли сталкивались с жестоким обращением: на них кричали, в них плевали или их били.
Рост преступности в магазинах совпал с периодом сильной инфляции в стране. По итогам 2023 года она составила 4%, но куда более серьезный удар королевство пережило в 2022 году, когда этот показатель достиг 10,5%. Стоимость повседневных товаров — от яиц до детских смесей — в последние два года росла темпами, невиданными с начала регистрации в 1970-х годах. Это привело к тому, что многие семьи стали едва сводить концы с концами.
По мнению некоторых экспертов, на усугубление проблемы повлияло сокращение затрат на рабочую силу за счет использования технологий, в том числе касс самообслуживания. При этом сами ретейлеры видят проблему в росте организованной преступности и нехватке ресурсов полиции.
То, что правоохранителей не хватает, признают и сами власти. Министр по делам полиции Британии Крис Филп даже обращался к общественности с призывом помочь стражам порядка в поимке магазинных воров. “У широкой общественности действительно есть право на задержание гражданина, и там, где это безопасно, я бы рекомендовал воспользоваться этим правом, потому что если вы просто позволите людям войти, взять вещи и уйти без сопротивления, в том числе, возможно, и физического, то ситуация будет только ухудшаться”, — сказал он.
Глава ведомства признал, что тоже хочет более быстрого и качественного реагирования полиции, но она не может быть везде одновременно.
Ретейлеры призывают правительство ввести отдельную ответственность за нападение, угрозы или жестокое обращение в отношении работников розничной торговли. По их мнению, это позволит полиции понять масштаб проблемы и осознать, что к таким преступлениям нужно относиться серьезно.
Такие нововведения уже действуют в Шотландии. В 2021 году там был принят закон, в соответствии с которым за преступления в сфере розничной торговли были предусмотрены более суровые наказания. К тому же от полиции требуют фиксировать все случаи подобных преступлений, а также позволяют задействовать большее количество ресурсов.
Но пока на всей территории страны такая практика не действует, поэтому ретейлеры вынуждены защищать себя собственными силами. Так, в сети супермаркетов Co-op, владеющей более чем 2 000 магазинами по всей Великобритании, заявили, что устанавливают 200 безопасных кассовых киосков, запирающиеся шкафы для бутылок спиртных напитков и используют искусственный интеллект для мониторинга касс самообслуживания в супермаркетах. Кроме того, ретейлер удвоил расходы на охрану.
Бьет наркотические антирекорды
Другая проблема в сфере безопасности Великобритании, на которую часто обращают внимание СМИ, — массовое употребление гражданами наркотиков и его последствия. Распространение, продажа и употребление запрещенных веществ наносят существенный вред и порождают значительный уровень насилия. Например, как отмечает Национальное контрольно-ревизионное управление (National Audit Office, NAO), это стало причиной около половины всех убийств в Англии и Уэльсе. Согласно сведениям библиотеки Палаты общин, в 2020–2021 годах полиция этих регионов зарегистрировала около 210 тыс. преступлений, связанных с наркотиками. Это на 19% выше, чем в 2019–2020 годах.
В 2021 году правительство подсчитало, что вред, причиненный распространением наркотиков, обходится обществу в £20 млрд в год.
На фоне кризисной ситуации в 2021 году руководство страны опубликовало десятилетнюю стратегию по борьбе с распространением запрещенных веществ.
“Уязвимые жертвы подлых окружных банд, втянутые в мир организованной преступности с семи лет. Невинные семьи, в чьи дома врываются наркоманы, стремящиеся удовлетворить свои потребности, и чьи районы разрушены преступниками, которые их снабжают. Владелец малого бизнеса, который терпит неоднократные кражи в магазинах и антиобщественное поведение на своей главной улице. Почти 3 000 человек, которые ежегодно погибают из-за запрещенных наркотиков, и скорбящие близкие, которых они оставляют позади”, — комментировал необходимость введения плана Борис Джонсон, который тогда занимал должность премьера Великобритании.
Десятилетняя программа британского правительства включает в себя разрушение организованных банд, которые поставляют и распространяют наркотики, предоставление эффективных услуг по лечению и восстановлению, чтобы помочь людям с зависимостью, а также стимулирование снижения спроса на наркотики. Для этого на период с 2022 по 2025 год правительство выделило более £3 млрд. Для координации и контроля за разработкой и реализацией стратегии было создано межправительственное объединенное подразделение по борьбе с наркотиками (JCDU).
“Потому что наркотики вызывают преступность, а преступность разрушает жизни невинных людей. Если мы хотим добиться успеха в повышении уровня этой страны, нам необходимо разорвать порочный круг насилия и жестокости, от которого страдают многие люди, дать надежду тем, кто ее давно потерял, и помочь восстановить жизни, разрушенные незаконной торговлей наркотиками”, — отмечал Джонсон.
И хотя в июле прошлого года правительство уже отчиталось об “огромных успехах” в разрушении многочисленных цепочек поставок, на всей территории страны по сей день складывается тревожная ситуация с распространением наркотиков. По данным британского кабмина, за год, закончившийся в марте 2023 года, полиция и пограничные силы произвели в общей сложности 191 623 изъятия наркотиков в Англии и Уэльсе — это на 1% больше, чем в предыдущем году (188 929).
Смертность от отравления наркотиками там растет уже десятый год подряд до самого высокого уровня с момента начала регистрации этих показателей 30 лет назад, причем почти половина смертей сегодня связана с опиатами. По данным Управления национальной статистики (ONS), в 2022 году произошло 4 907 смертей из-за отравления наркотиками — это 84,4 смерти на 1 млн человек. По сравнению с 2021 годом произошел небольшой рост: тогда было зарегистрировано 4 859 смертей, или 84 смерти на 1 млн человек.
Но за более широкий временной промежуток можно увидеть, что ситуация изменилась кардинально: уровень смертности от наркотиков в 2022 году был на 81,5% выше по сравнению с 2012 годом.
Согласно отчету ONS, вероятно, росту смертности за последнее десятилетие способствовала большая распространенность полинаркомании — приема более чем одного препарата.
Крайне непростая ситуация складывается и в Шотландии. В августе прошлого года телеканал Sky News со ссылкой на статистические данные сообщил, что регион стал лидером в Европе по уровню смертности от наркотических веществ. Такой статус он получил несмотря на то, что в 2022 году в Шотландии было зафиксировано наименьшее число смертей в результате злоупотребления наркотиками с 2017 года: за год по этой причине умерло чуть более 1 000 человек. Это на 288 человек меньше, чем пиковый показатель в 1 339 человек, который был зафиксирован в 2020 году. Тем не менее 1 051 жертва — это эквивалент смерти почти трех человек в день, а это самый высокий показатель любой страны в Европе.
Проблемы фиксируют и в Северной Ирландии, где уровень смертности, связанной с наркотиками, более чем в пять раз превышает средний показатель по ЕС. Согласно отчету Королевского университета в Белфасте (QUB), опубликованному в ноябре прошлого года, количество смертей от наркотиков в Северной Ирландии составляет 11,5 на 100 тыс. населения по сравнению с 1,8 на 100 тыс. в ЕС. Это второй по величине показатель в Великобритании после Шотландии.
Полиции не доверяют
Тем временем в Соединенном Королевстве стремительно снижается уровень доверия граждан к полиции. Согласно проведенному в ноябре опросу YouGov, на результаты которого ссылается Economist, мнения о том, что правоохранители хорошо выполняют свою работу, придерживаются 49% британцев. При этом еще четыре года назад этот показатель составлял 77%.
Главный инспектор полиции Его Величества Энди Кук назвал это одним из “крупнейших кризисов полицейской деятельности на памяти живущих”. По его словам, он не может вспомнить, “когда отношения между полицией и общественностью были более натянутыми, чем сейчас”.
Как объясняет издание, в сложившейся ситуации виноваты два фактора. Первый — сокращение штата местной полиции, связанное с недостаточным финансированием органов. В период с 2010 по 2018 год оно упало на 19%. Численность полицейских сократилась на 15%. С сентября 2010 года по сентябрь 2022 года число полицейских, поддерживающих население (которые ходят по улицам, но не могут применять силу), сократилось почти вдвое — с 16 377 до 8 263. Впрочем, эта проблема, по данным СМИ, сейчас решается: в последние годы финансирование возросло, а большая его часть была выделена на набор 20 тыс. дополнительных офицеров.
Вторую проблему, как отмечает Economist, решить куда сложнее, так как она напрямую связана с имиджем британских правоохранителей. “Полиция должна быть на передовой в своих публичных коммуникациях. Они не всегда хорошо объясняют, что делают”, — сказал руководитель исследований Полицейского фонда (Police Foundation) Энди Хиггинс.
Ситуацию усугубляет и то, что порой полицейские сами становятся преступниками. Так, в прошлом году только в Англии и Уэльсе виновными в преступлениях были признаны более 150 сотрудников правоохранительных органов — на 70% больше, чем годом ранее.
Негативный эффект наблюдается и из-за жесткой экономии. По данным Economist, в прошлом году ради увеличения численности штата полицейских порой разрешения на работу выдавали неподходящим кандидатам.
“Сокращение расходов на государственные услуги ради экономии денег может повлечь за собой другие, более крупные затраты”, — предупредило издание.
Лидия Мисник