Времена, когда в немецких СМИ действовала презумпция невиновности, давно прошли. И даже если кто-то действительно невиновен, немецкие СМИ это не волнует. Они начинают травлю всех, кто по каким-либо причинам им не нравится.
Как известно, культура отмены (Cancel Culture) становится все более абсурдной, что приводит, в частности, к тому, что западные СМИ при желании развязывают различные провокационные клеветнические кампании. Естественно, они направлены против тех, кто по каким-либо причинам не нравится западным СМИ. Например, женщине достаточно заявить, что кто-то когда-то дотронулся до нее в непристойной форме. Факты в этом случае не нужны, достаточно обвинения, даже без каких-либо доказательств, чтобы СМИ набросились на человека и попытались уничтожить его в социальном плане.
То, что дело не в репортажах и не в том, что критически настроенные СМИ хотят раскрывать скандалы, подтверждается постоянно. Если потом выясняется, что обвиняемый вообще ничего не делал, то об этом почти никогда не сообщается. Более того, впоследствии СМИ даже говорят о том, что он все же, возможно, виновен.
Rammstein и Spiegel
Одним из примеров такого рода в этом году стал Тилль Линдеманн, вокалист группы Rammstein. 2 июня Spiegel опубликовал статью под заголовком “Row Zero” на концертах Rammstein – женщины обвиняют Тилля Линдеманна в злоупотреблении положением и сексуальном насилии”, в которой обвинил Тилля Линдеманна, вокалиста группы Rammstein, в употреблении наркотиков и изнасиловании молодых фанаток. Предлогом для этой клеветнической кампании и травли послужили посты почти никому не известных женщин, которые со слезами на глазах рассказывали о якобы имевших место инцидентах.
В течение последующих трех месяцев Spiegel опубликовал не менее 80 статей, в которых продолжил клеветническую кампанию против группы Rammstein и ее вокалиста. И это имело свои последствия: на концертах Rammstein проходили акции протеста, звучали призывы к бойкоту, офис группы подвергся нападению бунтовщиков, были аннулированы рекламные контракты и так далее.
Была ли причина в том, что группа полностью игнорировала так называемый “воук” и плевать хотела на политкорректные идеалы и “западные ценности”, пропагандируемые политиками и СМИ? Или причина в популярности Rammstein в России, где группа – по крайней мере, до 2022 года – каждый год устраивала масштабные гастроли, собирая огромные футбольные стадионы во многих российских городах? Не знаю, но травля Rammstein была и остается важной для Spiegel.
27 декабря Spiegel снова взялся за эту тему в статье под заголовком “Скандалы в культурном секторе – границы искусства” и попытался внушить своим читателям, что Rammstein и вокалист группы совершили дурной поступок. Чтобы продемонстрировать это, я процитирую первые два абзаца статьи:
“Это самый большой скандал в истории немецкой поп-музыки. 25 мая девушка по имени Шелби Линн заявила, что на концерте Rammstein в Вильнюсе (Литва) ей дали напиток с наркотическим веществом. На следующее утро она проснулась с синяками на теле и показала их фотографии на своей странице в Twitter. Группа отрицала, что с Линн что-то случилось в их окружении. Однако история быстро распространилась. В ходе исследований выяснились детали хорошо организованной системы “секса после концертов”. К молодым женщинам подходили перед концертами, обещали место перед сценой, в так называемом “Row Zero”, и посещение вечеринки с участниками группы. Им давали много алкоголя, чтобы они могли встретиться с участниками группы после концерта и вечеринки. Часто исключительно с Линдеманном.
Тот факт, что такая система существовала, практически неоспорим. А вот то, что все, что происходило на этих вечеринках и после них, всегда было добровольным, – нет. Есть показания женщин, данные под присягой, которые заставляют усомниться в том, что секс был действительно по обоюдному согласию. И есть адвокаты Линдеманна и группы, которые отрицают подобные события”.
Тот факт, что в этой истории не было ничего такого и что женщины, якобы причастные к ней, не были готовы официально повторить свои публичные заявления в прокуратуре, где ложные обвинения карались бы по закону, очень умело перефразирован Spiegel, чтобы намекнуть, что обвинения все-таки могут быть правдой. Звучит это следующим образом:
“Однако то, что произошло на самом деле, вероятно, никогда не будет расследовано в ходе процесса. По крайней мере, в Берлине прокуратура закрыла расследование против Линдеманна, очевидно, не найдя женщин, готовых дать показания (такова точка зрения критиков Линдеманна). Или же они не нашли доказательств того, что вообще произошло что-то криминальное (точка зрения, благосклонная к Линдеманну)”.
Если бы в Spiegel работали журналисты, они должны были бы спросить, почему женщины не захотели повторить обвинения, которые они публично выдвинули, перед прокуратурой. Но Spiegel этого не делает, а сразу начинает шуметь о Rammstein:
“Что, между тем, почти никто не оспаривает: это скандал, который также вызвал сильные эмоции, потому что он вытащил на свет одну из темных тайн рока. Это музыка, которая подпитывается глубоко сексистской культурой. Это делает скандал с Rammstein историей #MeToo”.
Интересно, о каком скандале говорит Spiegel, ведь, в конце концов, ничего такого не произошло, иначе прокуратура не прекратила бы дело. На мой взгляд, скандал заключается в том, что достаточно каким-то девушкам обвинить кого-то в чем-то, и СМИ тут же – без каких-либо доказательств – начинают предвзятую клеветническую кампанию и травлю. То, что редакторам Spiegel не нравится музыка Rammstein, – их личное дело, но музыка – это точно не скандал.
Кевин Спейси
В тот же день Spiegel опубликовал статью под заголовком “Обвинения в адрес стриминговой платформы – Кевин Спейси осуждает Netflix за то, что она выгнала его из “Карточного домика”, которая начинается со следующего вступления:
“Бывший ведущий Fox Такер Карлсон берет интервью у актера Кевина Спейси и выкладывает видео на платформе X. Это странное шоу, в котором Спейси нападает на Netflix”.
Я понятия не имею, что такого сделал Кевин Спейси, что не понравилось западным СМИ. Но факт остается фактом: несколько мужчин обвинили его в сексуальных домогательствах, что положило конец карьере Спейси. Успешный сериал Netflix “Карточный домик” с ним в главной роли был закрыт, и после этого ему не предлагали других значимых ролей.
В суде Спейси был оправдан по обоим обвинениям, так как они, по всей видимости, не соответствовали действительности.
В 2020 году Энтони Рэпп выдвинул против Спейси уголовные обвинения в предполагаемых сексуальных домогательствах, но они были отклонены судом за недостатком доказательств. В последующем гражданском иске Рэпп потребовал от Спейси возмещения ущерба в размере 40 миллионов долларов. 20 октября 2022 года со Спейси были сняты все обвинения и по этому делу.
В Spiegel, однако, это звучит следующим образом:
“В прошлом году Кевин Спейси добился в Нью-Йорке судебного решения, оправдывающего его по обвинению Рэппа в домогательствах”.
Это не Спейси “добился судебного решения”, а Рэпп проиграл все судебные процессы, инициированные по его обвинению. Кроме того, в июле 2023 года Спейси был оправдан в суде Великобритании по делу о сексуальных домогательствах к четырем мужчинам. Спейси не сделал ничего плохого, но СМИ разрушили его карьеру.
Клеветнические кампании
Возникает вопрос, почему Spiegel не анализирует скандал, когда актер или певец подвергается общественному осуждению из-за явно неправдивых обвинений. Вместо этого, как в случае с Линдеманном, например, Spiegel делает вид, что обвинения имеют под собой почву, а в случае со Спейси статья Spiegel фокусируется на интервью, которое Спейси дал Такеру Карлсону и в котором он обвинил Netflix в том, что компания выгнала его из-за необоснованных – а теперь еще и опровергнутых – обвинений. Это скандал для Spiegel.
А то, что СМИ уничтожают людей в социальном и профессиональном плане из-за необоснованных обвинений – совсем не скандал для Spiegel.
Но это неудивительно, ведь Spiegel постоянно участвует в клеветнических кампаниях и травлях. Цель при этом ясна. Любому, кто находится в поле зрения западной общественности, дают понять, что ему лучше придерживаться тех нарративов, которые приняты. В противном случае им грозит социальное и профессиональное уничтожение, при котором правда не играет никакой роли. Сигнал звучит так: “Мы доберемся до любого, так что будьте осторожны в выражениях!”
Список длинный
Кевин Спейси и Тилль Линдеманн – лишь два примера травли со стороны СМИ, список гораздо длиннее. Например, во Франции актер Жерар Депардье в настоящее время уничтожается СМИ и обществом, потому что некоторые женщины спустя годы или десятилетия вдруг узнали, что он якобы домогался их в сексуальном плане. В этом деле также нет никаких подтвержденных фактов.
А не подвергается ли Жерар Депардье нападкам в СМИ из-за того, что он добровольно принял российское гражданство и не всегда выражает себя в соответствии с западными нарративами?..
Западные СМИ играют важную роль в ограничении свободы слова. К журналистике это не имеет никакого отношения.