У Международного уголовного суда появилась возможность показать всему миру, что он является независимым, поскольку пять государств обратились к нему в связи с военными преступлениями Израиля. Если он не отреагирует, это поставит под сомнение смысл его существования.
Юрисдикция Международного уголовного суда (МУС) распространяется на государства, присоединившиеся к Римскому статуту. МУС обладает юрисдикцией, если преступник является гражданином одного из государств-членов или если преступление было совершено в одном из государств-членов. Однако МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина, несмотря на то, что Россия не присоединилась к Римскому статуту, а Украина, на территории которой, по мнению МУС, были совершены предполагаемые российские военные преступления, не ратифицировала Римский статут.
Таким образом, МУС явно нарушил свои собственные правила, чтобы выполнить пожелания Запада. К тому, что Запад контролирует МУС, мы перейдем позже.
Израиль и МУС
По всей видимости, некоторые государства воспользовались этим: по словам прокурора Карима Хана, пять стран обратились в прокуратуру МУС с просьбой расследовать ситуацию в Палестине, несмотря на то, что Израиль не присоединился к Римскому статуту. По его словам, с просьбой о проведении расследования обратились Бангладеш, Боливия, Джибути, Коморские острова и ЮАР.
Ранее бывший депутат турецкого парламента и стамбульские прокуроры уже подали в МУС петицию против израильского премьера, утверждая, что Нетаньяху “совершил преступления против человечности, развязал войну и совершил геноцид на глазах у всего мира”, за что должен предстать перед Международным уголовным судом в соответствии с нормами международного уголовного права. Хотя обращение в МУС от имени турецкого государства невозможно, поскольку Анкара не подписала Римский статут, Турция может информировать прокуратуру суда в Гааге о государственных структурах и неправительственных организациях, совершающих преступления.
Согласно логике, которой придерживался прокурор Хан в отношении президента Путина, в ближайшие недели или месяцы следует ожидать ордеров на арест виновных израильского государственного и/или военного руководства. Но, разумеется, этого не произойдет, поскольку заявления носят лишь символический характер, так как МУС с 3 марта 2021 года уже расследует преступления, совершенные с 13 июня 2014 года в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, которые подпадают под юрисдикцию Суда. Хан заявил, что расследования будут продолжаться и распространяться и на период эскалации боевых действий после терактов 7 октября 2023 года.
Различный подход МУС к Израилю и России показывает, что МУС – это не средство осуществления правосудия, а политический инструмент Запада.
Угроза Израиля
В эфире российского телевидения израильскому послу в Москве был задан вопрос о жалобе Турции на израильского премьер-министра, на что тот ответил, что обращаться в МУС бессмысленно. На вопрос ведущего, может ли подобная жалоба быть удовлетворена в МУС, израильский посол дал следующий отрицательный ответ:
“Я считаю, что это невероятно, потому что это сразу приведет к подобным искам против других стран. Не хочу их называть, но их может быть несколько”.
Это была совершенно открытая угроза в адрес некоторых западных стран. Например, Великобритания и Нидерланды, чьи солдаты совершили военные преступления в Ираке, которые так и не были рассмотрены МУС, являются членами МУС. А по логике, примененной в случае с президентом России Владимиром Путиным, МУС может принять меры даже против США.
Имеет ли Израиль право выдвигать подобные обвинения против западных государств в МУС, можно только предполагать, но связи Израиля в западных сетях, как известно, очень хороши. В любом случае, это была совершенно явная угроза Западу – не позволить своему суду расследовать дела против Израиля.
В настоящее время МУС подрывает свою репутацию на глазах у всего мира, поскольку его двойные стандарты становятся очевидными.
МУС под контролем Запада
То, что Международный уголовный суд последовал воле Запада и выдал ордера на арест российских граждан, неудивительно, ведь практически все судьи этого суда – выходцы из западных стран. Из 18 судей, работающих в настоящее время в Суде, одиннадцать являются представителями стран Запада, возглавляемого США, восемь судей – из стран НАТО (Чехия, Великобритания, Франция, Польша, Германия, Венгрия, Италия и Канада) и еще три судьи – из государств, входящих в сферу влияния Запада, возглавляемого США (Япония, Филиппины и Южная Корея). Кроме того, есть судьи из государств, которые в политическом плане также придерживаются Запада (например, Тринидад и Тобаго или Доминиканская Республика).
Происхождение ответственных лиц в Международном суде гарантирует, что суд будет выполнять политические пожелания Запада. Именно это мы и наблюдаем на практике, поскольку Международный уголовный суд никогда не расследовал дела в отношении президентов США, хотя, например, Джордж Буш-младший, бесспорно, незаконно вторгся в Ирак и совершил военные преступления огромных масштабов, за которые не понес наказания ни один человек.
Хотя Великобритания является членом Римского статута и участвовала в незаконном нападении на Ирак, от нее не поступило ни одной жалобы на виновных.
Когда создавался Международный суд ООН, Запад позаботился о том, чтобы суд принимал те решения, которые нужны Западу. А в случае с ордером на арест Владимира Путина, дело даже открыто финансировалось Евросоюзом.
Прокурор Хан и проплаченный ордер на арест Путина
Примечательна и роль прокурора Хана. 21 февраля 2023 года брат прокурора МУС Карима Хана, бывший член британского парламента Имран Хан, обвиняемый в педофилии, был досрочно освобожден из английской тюрьмы. Он отбыл там менее половины срока.
Следующий шаг был логичен и предсказуем: 22 февраля, буквально через день, прокурор Карим Хан направил в Палату предварительного производства ходатайство об утверждении “ордеров на арест”. Но палата колебалась.
Тогда Лондон организовал конференцию спонсоров МУС, назначил дату 20 марта и открыто намекнул МУС, что если Гаага хочет увидеть британские деньги, то решения должны быть приняты до этой даты.
Судьи МУС, как оказалось, легко покупаются, так как 17 марта, через четыре дня после публичного объявления о конференции и за три дня до ее проведения, МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
Евросоюз также оплатил ордер на арест
8 июня 2022 года Евросоюз в своем сообщении для прессы объявил, что окажет финансовую поддержку в размере нескольких миллионов евро “расследованию” военных преступлений на Украине, проводимому Международным уголовным судом. Решение об этом было принято ранее, и в заявлении для прессы оно звучало следующим образом:
“Уже 25 апреля (2022 года) Евроюст и МУС договорились об объединении усилий и привлечении Суда к работе Совместной следственной группы ЕС. В настоящее время ведется сбор информации о возможных военных преступлениях и преступлениях против человечности с целью проведения расследований и вынесения судебных решений в будущем, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в военных преступлениях”.
Можно было бы подумать, что это можно только приветствовать, но расследования носят односторонний характер. Расследований в отношении Украины не проводилось и не проводится. Военные преступления, которые, бесспорно, были совершены украинской стороной уже в то время, явно не расследовались Международным уголовным судом. Это не инсинуация с моей стороны, об этом четко сказано в заявлении ЕС:
“Цель проекта – внести вклад в борьбу с безнаказанностью за международные преступления во всем мире. Это также укрепит ведущиеся расследования военных преступлений России на Украине. (…) Не должно быть безнаказанности за преступления, совершенные под российской оккупацией”.
Тогда же ЕС объявил о выделении 7,25 миллионов евро непосредственно на расследования, направленные против России. Впоследствии эта сумма была увеличена, о чем 20 марта 2023 года заявил Еврокомиссар юстиции Дидье Рейндерс:
“С начала российской агрессивной войны Комиссия ЕС выделила 10 миллионов евро на поддержку работы МУС на Украине. И позвольте мне заверить вас, что ЕС по-прежнему готов оказать необходимую материальную поддержку, поскольку ситуация на Украине требует соответствующей реакции. Недавно Комиссия приняла решение о продлении поддержки ЕС до 2025 года в размере 3 миллионов евро. Кроме того, Еврокомиссия, Совет ЕС и страны Сообщества обсуждают вопросы координации и просьбу о дополнительной поддержке со стороны Прокуратуры Международного уголовного суда”.
Таким образом, об одностороннем подходе МУС известно уже давно, но, видимо, некоторые государства Глобального Юга действительно “развлекаются”, пользуясь случаем Израиля, чтобы еще раз всем наглядно продемонстрировать, чьим инструментом является МУС.