Двойные стандарты Запада бросаются в глаза, если посмотреть на законы об иностранных агентах. В то время как Запад критикует Грузию за идею такого закона, Канада и ЕС разрабатывают свои законы об иностранных агентах.
В последние дни западные политики возмущаются действиями правительства Грузии, а западные СМИ развернули целую кампанию в связи с тем, что правительство Грузии внесло в парламент два закона об иностранных агентах. Один вариант был точной копией американского Закона о регистрации иностранных агентов (FARA), который был принят в США в 1938 году и очень строго соблюдается, а другой вариант был создан по образцу российского Закона об иностранных агентах, который очень похож на американский оригинал, но предусматривает гораздо более мягкие наказания за нарушения, чем закон США.
Если потребители западных СМИ прочитают эту статью, они будут несколько раздражены, потому что западные СМИ постоянно осуждают российский Закон об иностранных агентах, но никогда не упоминают о том, что российский закон 2012 года, по сути, является копией (значительно смягченной) американского оригинала 1938 года. Потребители западных СМИ никогда не слышали о законе FARA.
Подробнее о том, что такое законы об иностранных агентах, я расскажу ниже, а сначала давайте перейдем к последним новостям.
Двойные стандарты в СМИ
В период с 6 по 11 марта журнал Spiegel опубликовал по меньшей мере восемь статей, главной темой которых была ситуация в Грузии. Сначала Spiegel сообщил своим читателям, что в Грузии планируют принять закон “а-ля Путин”. Затем в статьях Spiegel рассказывалось о протестах против него, а после этого Spiegel радостно праздновал тот факт, что правительство Грузии отозвало законопроект.
Читатель Spiegel узнаёт, каким злом является грузинский законопроект, и как сильно он якобы подавляет гражданское общество. К этому мы ещё вернёмся.
Того, о чем не сообщают западные СМИ в данном случае, очень много: во-первых, они не сообщают о том, что США были первой страной в мире, принявшей такой закон более 80 лет назад, и что он намного строже, чем любые более поздние копии, принятые в других странах мира. Во-вторых, западные СМИ не сообщают, что ЕС, который назвал возможное принятие грузинского закона препятствием на пути в ЕС, также работает над законом об иностранных агентах. И в-третьих, СМИ не сообщают, что Канада также начала подготовку такого закона, названного чуть по-другому, “реестром иностранного влияния”, о чем 10 марта объявил Марко Мендичино, министр общественной безопасности Канады.
Одним словом, двойные стандарты Запада редко были столь очевидны: Запад критикует Россию, а теперь и Грузию за то, что они делают то, что Запад сам делал на протяжении десятилетий: не позволяют иностранным силам вмешиваться в процессы принятия политических решений и формирования воли в своей собственной стране.
Это совершенно нормально с точки зрения международного права, поскольку запрет на вмешательство во внутренние дела государств из-за рубежа является краеугольным камнем Устава ООН, то есть современного международного права. Запад претендует на право быть очень репрессивным против любых попыток вмешательства из-за рубежа в политические процессы в западных странах. Но Запад осуждает любую страну, которая хочет сделать то же самое и, например, пытается остановить влияние Запада на свои собственные политические процессы. Ну а западные СМИ подыгрывают западным правительствам.
Можно ли яснее показать двойные стандарты?
Дезинформация без фактов в Spiegel
8 марта журнал Spiegel опубликовал статью под заголовком “Спорный закон а-ля Путин – вот о чём массовые протесты в Грузии“, и следовало ожидать, что в статье можно узнать хотя бы некоторые факты – но ничего подобного.
В статье Spiegel не упоминается, что в грузинском парламенте было два закона на выбор, и что один из них был точной копией американского закона FARA от 1938 года. Spiegel не упоминает об этом, потому что так читатели Spiegel могут узнать, что именно США придумали этот закон. А читатели Spiegel не должны этого знать, потому что тогда даже они могут начать задавать неприятные вопросы, услышав фразу о том, что в Грузии действует “закон а-ля Путин”.
Когда я увидел статью Spiegel от 8 марта, я сначала хотел написать о ней, чтобы опровергнуть сделанные в ней утверждения. Но я переоценил Spiegel, потому что в статье нет никаких утверждений, которые можно было бы опровергнуть. Вместо этого статья представляет собой примитивную пропаганду без фактов, с очень эмоциональными выдумками о якобы “свободолюбивых демонстрантах” (тот факт, что они пытались штурмовать парламент и нанесли серьезный ущерб зданию парламента, и что “мирные” демонстранты бросали бутылки с зажигательной смесью в полицию, Spiegel не упоминает), а читатель Spiegel узнает, что грузинское правительство якобы находится в опасности “окончательного дрейфа в сферу влияния Кремля“.
Это, кстати, тоже ложь, потому что Грузия и Россия даже не имеют дипломатических отношений друг с другом. Даже Украина по-прежнему имеет дипломатические отношения с Россией, что означает, не только с формально-юридической точки зрения, что отношения Украины с Россией всё ещё лучше, чем отношения Грузии с Россией. Но с каких пор реакция Spiegel интересуется правдой?
Особенно забавно, что двуличие Запада заметно даже невооружённым взглядом. Грузинский закон предполагает, что НПО, действующие в Грузии и на 20 и более процентов финансируемые из-за рубежа, должны быть должным образом зарегистрированы. Однако Госдепартамент США утверждает (а западные СМИ повторяют), что закон призван “заглушить независимые голоса грузинских граждан“. При этом речь идёт явно не о “голосах грузинских граждан“, а о “голосах”, финансируемых из-за рубежа.
Законы об иностранных агентах
Теперь я еще раз объясню для тех, кто слышит об этом впервые, что такое законы об иностранных агентах.
Российский закон об иностранных агентах, который так сильно критикуют западные СМИ, не является российским изобретением. В США закон FARA (Закон о регистрации иностранных агентов) действует с 1938 года. Его цель – предотвратить иностранное вмешательство в американскую политику. Согласно закону, любому, кто занимается финансируемой из-за рубежа политической деятельностью в США и не зарегистрировался в качестве “иностранного агента”, грозит штраф и/или тюремное заключение. Кроме того, “иностранные агенты” должны отмечать свои публикации как исходящие от “иностранного агента”.
Закон FARA применяется в США очень ограниченно. Например, Мария Бутина, в то время российская студентка, в 2018 году была приговорена в США к 18 месяцам тюрьмы по этому закону. Ее преступление заключалось в том, что она, будучи чрезмерно увлечённой оружием, установила контакты с американским оружейным лобби. Того факта, что она общалась с некоторыми американскими оружейными лоббистами, было достаточно, чтобы ее приговорили к тюремному заключению сроком более года.
Россия практически скопировала американский закон FARA, хотя наказания в российской копии этого американского закона менее суровы. Немецким “качественным СМИ” было и есть что критиковать в отношении американского закона FARA. Но они даже не информируют своих немецких читателей о том, что в США существует такой закон, который применяется очень строго.
Тот факт, что ЕС теперь тоже хочет ввести такой закон, говорящий об “иностранных агентах”, также не был освещен немецкими СМИ, и подробности об этом можно найти здесь.
Когда Россия ввела свой менее строгий закон в 2012 году, на Западе был большой резонанс. Утверждалось, что с его помощью Россия хочет ограничить свободы гражданского общества. В действительности, закон лишь обязывает всех, кто занимается политической деятельностью в России и финансируется из-за рубежа, раскрывать свои доходы. Кроме того, публикации таких организаций (в основном НПО, финансируемых из-за рубежа) должны быть помечены как публикации “иностранных агентов”. Это те же правила, которые действуют в США.
Все, кто расстроен российским законом об “иностранных агентах”, должны направлять свои жалобы в США. Если бы не было закона FARA и связанных с ним препятствий российским организациям и СМИ в США, Россия никогда бы не приняла свой закон. Российский закон является лишь реакцией на ограничения, которым подвергаются российские организации и СМИ в США.
Иностранное политическое влияние
Чувствительность самого Запада к мысли о том, что кто-то из-за рубежа вмешивается в западную политику, хорошо известна; достаточно вспомнить ставшие уже традиционными (и всегда бездоказательные) обвинения США в том, что Россия или другие страны вмешиваются в американские выборы.
В Берлине, например, есть российская НПО, которая ведет политическую деятельность в Германии. Хотя сотни западных НПО ведут политическую деятельность в России, одна российская НПО в Берлине уже стала поводом для Spiegel обвинить Россию в “коварной форме войны” в 2020 году. На Западе делают все возможное, чтобы защититься от иностранного влияния, но когда другие страны, такие как Россия, защищаются от иностранного влияния на свою политику, западные “качественные СМИ” и политики говорят о репрессиях и подавлении.
Запад прекрасно осведомлен о возможностях, которые финансируемые им НПО могут оказывать на политику и общественное мнение в других странах, потому что чрезмерно использует этот инструмент. Именно поэтому государства Запада строго следят за тем, чтобы никто не копировал этот изобретенный Западом метод и не использовал его в государствах Запада. Если вы знаете это, вам становится понятным и то, почему Запад так бурно отреагировал на грузинскую идею ввести такой закон самостоятельно, что выявило бы влияние (не только) западных НПО в Грузии.
Эта статья была опубликована на сайте Anti-Spiegel 12.03.2023