ГлавнаяАналитикаПротив ЕС. Очередные призывы США конфисковать российские активы в ЕС в пользу Украины

Против ЕС. Очередные призывы США конфисковать российские активы в ЕС в пользу Украины

При Байдене США призывали европейцев конфисковать замороженные российские активы и использовать их в интересах Украины. Теперь к этому вновь призывает Совет по международным отношениям. Однако ни Украина, ни ЕС от этого не выиграют, выиграют только Штаты.

Уже больше года Соединенные Штаты призывают Евросоюз конфисковать замороженные российские активы и направить их на вооружение и восстановление Украины. ЕС до сих пор отказывался от этой идеи, поскольку это было бы незаконно с точки зрения международного права и заставило бы международных инвесторов отказаться от услуг Европейского союза как финансового центра и места для инвестиций.

Теперь же два члена бывшей администрации Байдена опубликовали статью в Foreign Affairs, издании влиятельного Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), в которой они вновь призывают Евросоюз наконец конфисковать российские средства “для Украины”. Я перевел статью, но прежде хотел бы порекомендовать вам прочитать ее внимательно, потому что в ней между строк очень четко прописано, о чем на самом деле идет речь.

Когда Запад говорит о “восстановлении” Украины, он имеет в виду прежде всего одно: гигантские контракты для западных компаний на “восстановление” страны. За эти средства уже давно идет ожесточенная закулисная борьба, в которой Польша, например, долгое время пыталась обеспечить себе наилучшие стартовые позиции, требуя “ведущей роли” в “процессе реконструкции”.

Разумеется, это не увенчалось успехом, и требования Польши были учтиво проигнорированы, поскольку все западные страны хотят получить доступ к этим денежным потокам. Даже США.

Вопрос только в том, откуда возьмутся деньги, потому что, конечно, ни одна западная страна не хочет отдавать существенные суммы, а Россия, как победитель в войне, конечно же, не будет добровольно платить репарации, особенно если деньги пойдут напрямую через Украину в западные компании. Поэтому, несмотря на все риски для финансового центра ЕС, раздаются призывы немедленно конфисковать российские активы для “восстановления Украины”, то есть программы экономического стимулирования западных компаний.

Кроме того, сторонники Украины на Западе призывают к масштабному перевооружению всего Запада. Это уже обойдется не в сотни миллиардов, а в триллионы. И на эти цели также будут направлены российские средства, по крайней мере, если сторонники конфискации добьются своего.

А кто является производителем оружия номер один в мире и, безусловно, самым важным поставщиком вооружений для стран Запада? Конечно же, США. Поэтому неудивительно, что авторы статьи в Foreign Affairs очень открыто говорят о том, что российские деньги должны быть потрачены в первую очередь на вооружение, ведь очевидно, что почти вся сумма в таком случае пойдет напрямую в Штаты.

Для Америки это было бы просто счастьем, ведь российские деньги оплачивали бы оружие, которое европейцы покупают в США, ЕС уничтожил бы себя как конкурента Штатов на международном финансовом рынке и тем самым укрепил бы роль доллара – и не стоит забывать: после такого незаконного рейдерского захвата клин между Европой и Россией будет вбит на десятилетия, что сделает Евросоюз окончательно и полностью зависимым от американцев и оставит его без даже теоретической возможности поиска другого сильного международного партнера.

Теперь перейдем к переводу статьи.

Начало перевода:

Заставить Москву платить

Аргументы в пользу конфискации российских активов для финансирования обороны Украины

Уолли Адейемо и Дэвид Шимер | Foreign Affairs

В то время как Россия продолжает войну против Украины, а администрация Дональда Трампа сокращает американскую помощь Киеву, европейские страны усилили свою поддержку украинского народа. Но можно сделать еще больше. В этот критический момент Европейский союз должен конфисковать российские государственные активы, замороженные в Европе, и использовать эти ресурсы для оказания надежной помощи Украине.

В феврале 2022 года, спустя всего несколько дней после начала широкомасштабного вторжения России на Украину, США совместно со странами “Большой семерки” заморозили российские активы на сумму около 300 миллиардов долларов – в основном в Европе. До принятия этого решения некоторые европейские страны выражали экономические и юридические опасения, но в итоге согласились на этот шаг. Во времена администрации Джо Байдена, в которую мы оба входили, США призывали Европу пойти дальше и конфисковать российские активы, чтобы их можно было использовать, а не оставлять замороженными на счетах. Однако европейские лидеры не были готовы пойти на эти дополнительные меры: опасения остались прежними.

Сегодня ЕС должен пересмотреть это решение. Необходимость конфискации суверенной российской собственности сейчас более насущна, чем когда-либо с момента начала войны. Военная помощь Украине из американских запасов, санкционированная при Байдене, истекает в ближайшие недели, а администрация Дональда Трампа объявила об отказе от дальнейшей поддержки Киева.

Тем временем президент России Владимир Путин отверг требования о 30-дневном прекращении огня и затянул мирные переговоры, выдвинув максимальные требования со стороны Кремля. По всей видимости, он рассчитывает, что ситуация на Украине ухудшится с окончанием срока действия американской помощи, а Китай, Иран и Северная Корея продолжат поддерживать Россию.

За последние три года европейские страны оказали Украине исключительную поддержку – гораздо большую, чем ожидал Кремль. Например, они предоставили военную и финансовую помощь, установили невиданное ранее ограничение цен на российскую нефть и ввели 17 пакетов санкций против российской экономики. Но ЕС должен сделать больше, чтобы заполнить пробел, оставленный США. ЕС не может позволить себе стоять в стороне и наблюдать за тем, как Россия одерживает победу над Украиной.

Европейские лидеры должны усилить поддержку Украины, но их граждане не должны покрывать все расходы самостоятельно. Пришло время заставить Россию заплатить за войну, которую она развязала. Конфисковав российские активы, европейские правительства могут послать Кремлю четкий сигнал о том, что поддержка Украины будет продолжаться. Такой шаг может изменить переговорную позицию Украины и, в конечном счете, ход войны.

Конфисковывать или не конфисковывать?

После нападения России на Украину в 2014 году Москва вывела большую часть своих государственных активов из США, чтобы защитить себя от экономических репрессий со стороны Вашингтона. Однако Россия продолжала держать активы на сотни миллиардов долларов в финансовых учреждениях других стран G7, ошибочно полагая, что их правительства не будут применять санкции к российским государственным активам. Сейчас заморожено около 300 миллиардов долларов, находящихся в основном в Европе. Это огромная сумма, особенно если учесть, что с начала войны США и ЕС предоставили Украине помощь на общую сумму около 282 миллиардов долларов, как подсчитал Кильский институт мировой экономики.

В последний год своего правления администрация Джо Байдена утверждала, что замороженные активы должны быть использованы для поддержки Украины, но некоторые союзники по-прежнему не хотели этого делать. В конце концов, когда война продолжилась и стало все труднее добиться от Конгресса США дополнительного финансирования Украины, президент Джо Байден и лидеры других стран G7 пришли к компромиссу: в июне 2024 года было решено предоставить Украине кредиты на общую сумму около 50 миллиардов долларов США, которые будут покрыты за счет процентов, полученных благодаря замороженным российским активам. Это был значительный шаг вперед – но теперь настало время использовать все 300 миллиардов долларов США целиком для защиты Украины от российской агрессии.

Некоторые европейские политики ставят под сомнение правовые основания для конфискации российских активов, утверждая, что это нарушит принципы государственного иммунитета, закрепленные в международном праве. Однако существуют четкие и убедительные юридические аргументы в пользу этого. Как авторитетно подтвердила Генеральная Ассамблея ООН в 2022 году, вторжение России на Украину нарушает запрет на агрессию – юридическое обязательство для всех государств ООН.

Россия грубо и безнаказанно нарушает суверенитет Украины. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, Москва может блокировать юридические и дипломатические усилия по прекращению конфликта. В этих условиях конфискация российских государственных активов является законной контрмерой. Это также является одним из обоснований принятия Конгрессом США закона REPO (Rebuilding Economic Prosperity and Opportunity for Ukrainians) в 2024 году, который позволяет президенту США конфисковать российские государственные активы. Канада, в свою очередь, приняла аналогичный закон.

Путин считает, что иностранная помощь Украине в конце концов иссякнет

Конфискация пропорциональна ущербу, нанесенному Россией. Поскольку Россия по закону обязана компенсировать Украине ущерб, причиненный войной, конфискация допустима, ведь она компенсирует требования Украины о выплате репараций. Как утверждают бывшие американские чиновники Ларри Саммерс, Филип Зеликов и Роберт Зеллик, прецедент изъятия активов у агрессора уже существует: в ответ на вторжение Ирака в Кувейт США и их союзники предприняли шаги по переводу замороженных иракских активов на международный целевой депозитный счет для финансирования репараций в Кувейте.

Представители европейских правительств также опасаются, что управляющие другими государственными активами не захотят инвестировать в Европу, если российские средства будут конфискованы. Однако нет никаких оснований полагать, что конфискация российских активов приведет к оттоку инвестиций с континента. Инвесторы не покинули Евросоюз, когда европейские страны заморозили активы Кремля три года назад, а грань между бессрочным замораживанием активов и их изъятием постепенно стирается. Поэтому страх оттока капитала преувеличен.

На самом деле в настоящее время конфискация представляет собой меньший риск для экономической и финансовой стабильности Европы, чем в любой другой момент во время войны. Способность Европы генерировать рост и поддерживать экономическую стабильность гораздо важнее для управляющих активами, чем статус российских суверенных активов, особенно учитывая постоянную обеспокоенность инвесторов экономической неопределенностью, которую демонстрируют США. Потенциальный распад Украины представляет собой гораздо большую угрозу для европейской экономики, поскольку это может вызвать массовый поток беженцев с Украины и подтолкнуть Россию к запугиванию стран на восточном фланге НАТО. Поэтому использование российских государственных активов поможет укрепить Украину и предотвратить подобный сценарий.

Выиграют все – кроме Путина

Выгода от конфискации российских активов значительно превышает риски. Без помощи США европейские правительства будут вынуждены поддерживать Украину в основном своими силами, даже если они будут инвестировать в свои военные ресурсы и готовиться к увеличению потребностей в безопасности.

ЕС может использовать российские активы для закупки столь необходимого Киеву оружия, финансирования инновационной оборонной промышленности Украины и поддержания макроэкономической стабильности страны. В рамках этого подхода европейские лидеры должны попытаться договориться с Белым домом о закупке американских вооружений для Украины, начиная с поставок зенитных ракет. Следует прийти к соглашению о том, что Министерство обороны США будет отдавать приоритет этим закупкам, учитывая неотложные потребности Украины. В случае успеха эта модель может быть распространена и на другие виды американского оборонного экспорта.

После прекращения огня Украина будет по-прежнему нуждаться в постоянной поддержке своих вооруженных сил, чтобы противостоять будущей российской агрессии, а также столкнется с грандиозной задачей восстановления, которая обойдется в сотни миллиардов долларов. Лидеры стран “Большой семерки” потребовали, чтобы Кремль заплатил за причиненный ущерб. Однако Россия никогда не будет добровольно финансировать восстановление Украины. Единственный реальный способ заставить Россию выплатить репарации – это заставить ЕС использовать активы Москвы для краткосрочной обороны и долгосрочного восстановления Украины.

Конфискация активов имеет и дипломатическую цель. Путин считает, что время в этой войне на его стороне и что иностранная помощь Украине в конце концов иссякнет. Конфискация 300 миллиардов долларов США может изменить расчеты Путина. Эти деньги позволили бы Европейскому союзу поддерживать Украину в течение многих лет, не создавая издержек в соответствующих европейских странах. Одна только перспектива такой поддержки может заставить Путина сесть за стол переговоров. Получив долгосрочную поддержку, Украина получит больше возможностей для переговоров и будет в более выгодном положении для достижения справедливого и устойчивого урегулирования конфликта.

Поэтому дебаты о конфискации российских государственных активов должны перейти от теории к практике. Важным первым шагом является принятие европейской версии закона REPO. Этот закон позволил бы странам-членам Евросоюза конфисковать и использовать российские активы в удобное для них время. Если ЕС не сможет прийти к консенсусу по этому вопросу, отдельные государства-члены, в национальных системах которых имеются российские активы, должны принять меры, позволяющие осуществить конфискацию. Получив эти полномочия, европейские лидеры должны разработать и реализовать план по использованию российских активов для поддержки украинских вооруженных сил и экономики.

Война на Украине находится на распутье: поддержка Киева со стороны Вашингтона ослабевает; Москва продолжает свое вторжение при поддержке Пекина, Пхеньяна и Тегерана; а Путин делает ставку на то, что его положение со временем улучшится. Европейские страны могут изменить эту динамику, предложить Украине постоянную поддержку и убедить Путина начать серьезные переговоры.

Президент США Дональд Трамп неоднократно заявлял, что у Украины “нет карт” в мирных переговорах. Но, учитывая суверенные активы России, у Европы есть своя карта. Сейчас самое время ее разыграть.

_____________

Уолли Адейемо — почетный научный сотрудник Карнеги в Школе международных и общественных отношений Колумбийского университета. С 2021 по 2025 год он занимал должность заместителя министра финансов США.

Дэвид Шимер – старший лектор-исследователь Школы международных и общественных отношений Колумбийского университета. С 2021 по 2025 год он был членом Совета национальной безопасности США, в том числе директором по Восточной Европе и Украине и директором по делам России.

Конец перевода

НОВОЕ

Израильская война на уничтожение. Удивительные события вокруг Израиля

К сожалению, в течение последних нескольких недель у меня не было достаточно времени, чтобы пролить свет на войну в Газе и интересные политические события....

Чего хочет добиться глава Буркина-Фасо?

Африка и ситуация в Буркина-Фасо, Мали и Нигере исчезли из поля зрения СМИ, поэтому я считаю, что интересно взглянуть на происходящие там события и...

Паника в Берлине и Брюсселе? Санкции против Томаса Рёпера и Алины Липп демонстрируют отчаяние ЕС

То, что ЕС впервые ввел санкции против критически настроенных журналистов одной из европейских стран, показывает, в каком отчаянии и панике находятся Берлин и Брюссель. В...

Читайте также

Израильская война на уничтожение. Удивительные события вокруг Израиля

К сожалению, в течение последних нескольких недель у меня не было достаточно времени, чтобы пролить свет на войну в Газе и интересные политические события....

Чего хочет добиться глава Буркина-Фасо?

Африка и ситуация в Буркина-Фасо, Мали и Нигере исчезли из поля зрения СМИ, поэтому я считаю, что интересно взглянуть на происходящие там события и...

Срочные новости. Томас Рёпер и Алина Липп попали под санкции ЕС

Евросоюз опубликовал документ 17-го пакета санкций против России, в который попали Томас Рёпер и Алина Липп. Евросоюз только что опубликовал документ 17-го пакета санкций против...