Президент России Владимир Путин неожиданно появился в Курске в расположении командования российской армии и выступил с решительным заявлением. Это был первый раз, когда российский лидер предстал в военной форме. Является ли это сигналом для США и реакцией на предложение о прекращении огня, согласованное в Саудовской Аравии?
В последние дни давление на украинские силы, которые де-факто окружены в Курской области, значительно усилилось. После переворота, в ходе которого российские спецподразделения проникли в тыл украинских войск через перекрытый Украиной газопровод, котёл начал подавать признаки распада, и 12 марта украинское верховное командование объявило, что отдало приказ о “манёвре для перехода на более выгодные позиции” в Курской области, что является довольно творческим способом описать полное поражение.
В тот же день Владимир Путин нанёс неожиданный визит российскому командованию в Курске. При этом он впервые предстал в военной, а, точнее, в российской камуфляжной форме.
Такое совпадение вряд ли можно назвать случайным, и в России его расценивают как послание правительству США, которое накануне провело встречу с Украиной в Саудовской Аравии, на которой было обговорено предложение по урегулированию украинского конфликта, которое, безусловно, не понравилось российскому правительству. Об этом свидетельствует и тот факт, что на следующий день не было ни одного официального заявления со стороны России по итогам встречи в Саудовской Аравии. Это “громкое молчание” было очень чётким знаком неприятия.
Во время визита в Курск Владимир Путин выступил с заявлением, центральные тезисы которого я вам процитирую, а затем кое-что поясню, поскольку заявление содержало очень важные положения – особенно на фоне переговоров с США:
Действительно, наша задача в ближайшее время, в кратчайшие сроки окончательно разгромить противника, окопавшегося на территории Курской области и ведущего здесь ещё боевые действия, полностью освободить территорию Курской области, восстановить положение вдоль линии государственной границы. И конечно, нужно подумать, попросил бы подумать в будущем о создании зоны безопасности вдоль государственной границы – об этом тоже нужно подумать.
Вот на что бы ещё хотел обратить внимание.
Все люди, которые находятся на территории Курской области, совершают здесь преступления против гражданского населения, противодействуют нашим Вооружённым Силам, правоохранительным органам и специальным службам, в соответствии с законами Российской Федерации являются террористами. Так их действия квалифицирует Генеральная прокуратура России, и именно по этим статьям, “терроризм”, возбуждено против них уголовное дело Следственным комитетом Российской Федерации.
Сейчас только что Валерий Васильевич упомянул о пленных. Но вот к этим людям мы, безусловно, прежде всего должны относиться как к террористам в соответствии с законами Российской Федерации. Мы ко всем людям относимся и должны относиться в будущем гуманно – ко всем, кто оказался в наших руках. Вместе с тем хочу напомнить также и о том, что иностранные наёмники не подпадают под действие Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными.
“Создание зоны безопасности”
То, что Владимир Путин говорит о “создании зоны безопасности вдоль государственной границы”, означает не что иное, как то, что Россия намерена продвинуться от Курска на украинскую территорию. Поскольку президент часто говорил о подобных “зонах безопасности” в прошлом и всегда заявлял, что цель при этом состоит в том, чтобы отбросить украинскую армию назад настолько, чтобы она больше не могла атаковать гражданские объекты в России, можно только предполагать, как далеко российская армия должна продвинуться в украинские Харьковскую и Сумскую области, которые граничат с Курской.
То, что в тот же день стало известно о вступлении российских войск в Сумскую область, по всей видимости, подтверждает эти планы.
Эта часть заявления Владимира Путина и само продвижение российских войск в Сумы могут быть истолкованы как сигнал правительству США о том, что российское правительство категорически не согласно с озвученными в Саудовской Аравии идеями по урегулированию конфликта.
В Саудовской Аравии говорилось о 30-дневном прекращении огня, которое Россия отвергает, поскольку это даст украинской армии возможность перегруппироваться и окопаться. Владимир Путин всегда ясно давал понять, что согласится только на всеобъемлющее урегулирование конфликта и устранение его причин.
На простом языке это означает признание новых границ, постоянный нейтральный статус Украины без членства в НАТО и без размещения иностранных войск на территории страны. Скорее всего, это минимальные цели России, которые Москва считает необсуждаемыми, поэтому заявление США и Украины из Саудовской Аравии, скорее всего, было воспринято российским правительством как провокация.
Террористы и Женевская конвенция
Во время оккупации части Курской области украинские солдаты совершили множество военных преступлений против гражданского населения. Это неоспоримо, поскольку некоторые из них они сами же снимали на видео и выкладывали в сеть. Жители, покинувшие эти районы, говорят, что украинцы были ещё не самыми страшными. В Курске действуют многие западные “наёмники”, и, по словам очевидцев, поляки и другие были наиболее жестоки в своем поведении.
То, что президент России объявил, что со всеми военными преступниками будут обращаться как с террористами, а не как с военнопленными с соответствующим статусом защиты, было ясным сигналом.
Однако его заявление о том, что “иностранные наёмники не подпадают под действие Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными”, было ещё более чётким намёком в сторону Запада. Таким образом, иностранных наёмников не обязательно брать в плен и хорошо с ними обращаться, их можно расстреливать как незаконных комбатантов или рассматривать как террористов и выносить им соответствующие приговоры.
В этом нет ничего нового: прошлым летом я проводил интервью с российским сенатором Дмитрием Рогозиным, который говорил ровно то же самое. Он недвусмысленно предупредил западных боевиков, направляющихся на Украину, что они должны составить своё завещание до отъезда, потому что никто из них не вернется живым, что было ясным свидетельством того, что российская армия не возьмёт их в плен. Именно это Владимир Путин сейчас и подтвердил, просто другими словами.
Это также чёткое заявление в сторону Запада, которое показывает, что Россия абсолютно не удовлетворена ходом переговоров. И тот факт, что Путин впервые появился в камуфляжной форме, в то время как Трамп хочет отправить своих переговорщиков в Москву после встречи с Украиной в Саудовской Аравии, очевидно, также является однозначным ответом.