Стратегия нацбезопасности США вызывает явный переполох на Западе и может нанести непоправимый ущерб трансатлантическим отношениям. Боррель говорит об “объявлении политической войны”, Мерц считает документ отчасти “неприемлемым”, а Туск находится в состоянии, близком к панике.
Я уже сообщал о панике премьер-министра Польши Туска в ответ на новую Стратегию национальной безопасности США. Теперь по этому же поводу очень чётко высказался на X бывший главный дипломат ЕС и самопровозглашённый главный садовник Европы Жозеп Боррель. Он назвал документ “объявлением политической войны” ЕС и открыто назвал Трампа “противником” Евросоюза:
- Вэнс уже ясно выразил своё презрение к Европе в Мюнхене, которое Трамп возвёл в ранг Стратегии национальной безопасности. Это объявление политической войны ЕС. Он хочет видеть белую Европу, разделённую на нации, подчиняющуюся его требованиям и голосующую за тех, за кого он хочет.
- Европейские лидеры должны перестать отрицать, что Трамп является нашим противником, прячась за боязливым и благодушным молчанием, и вместо этого решительно отстаивать суверенитет ЕС – в технологической сфере, в области политики безопасности и обороны.
Канцлер Германии Фридрих Мерц сказал о стратегии безопасности США так:
“Кое-какие вещи неприемлемы для нас с точки зрения Европы. Я не вижу необходимости в том, чтобы американцы сейчас спасали демократию в Европе. Если бы её можно было спасти, мы бы справились с этим самостоятельно”.
Однако Мерц не хочет конфронтации с президентом США, а пытается склонить его на свою сторону. Spiegel пишет:
“В своих беседах с американцами я говорю: „America first“ — это хорошо, но „America alone“ явно не в ваших интересах. Вам нужны партнёры в мире, и одним из таких партнёров может быть Европа. И если вы никак не можете поладить с Европой, то хотя бы сделайте Германию своим партнёром”.
Поистине тревожно, насколько европейцы разучились быть независимыми и суверенными игроками в мировой политике. Трамп даёт европейцам шанс наконец-то освободиться — хотя бы немного — от США, но те фактически умоляют о продолжении трансатлантического патернализма последних восьми десятилетий, вместо того чтобы воспользоваться этой возможностью и начать отстаивать свои интересы (хотя бы немного).
Трамп, безусловно, был прав, когда сказал о европейцах в своём недавнем интервью Politico:
“Они слабые”.