ГлавнаяПолитикаТрансатлантические отношения. Что США пишут о Европе в своей новой Стратегии национальной безопасности

Трансатлантические отношения. Что США пишут о Европе в своей новой Стратегии национальной безопасности

С пятницы в центре внимания мировых СМИ находится новая Стратегия национальной безопасности США, прежде всего из-за резкой критики в адрес Европы, что, конечно же, совершенно непонятно немецким медиа. Но что же в ней на самом деле говорится о Европе?

Я расскажу о новой Стратегии национальной безопасности США в отдельной статье, поскольку в этом документе излагается внешняя политика и политика безопасности американского правительства на ближайшие годы. Примечательно, что Азии, и особенно Китаю, в новой Стратегии уделено гораздо больше внимания, чем Европе, которая, по всей видимости, теперь практически не имеет значения для правительства Штатов. Это видно уже по количеству страниц: Азии в стратегии отведено шесть, а Европе — всего две с половиной.

Чтобы дать вам полное представление о том, что правительство США написало о Европе в документе, я процитирую здесь перевод главы, посвящённой Европе:

Продвижение европейского величия

Американские чиновники привыкли мыслить о европейских проблемах в терминах недостаточных военных расходов и экономической стагнации. В этом есть доля правды, но реальные проблемы Европы куда глубже.

Континентальная Европа теряет долю в мировом ВВП — с 25% в 1990 году до 14% сегодня, — отчасти из-за национальных и наднациональных регуляций, которые подрывают креативность и трудолюбие.

Но этот экономический спад затмевается подлинной и более мрачной перспективой цивилизационного стирания. К более крупным проблемам, стоящим перед Европой, относятся деятельность Европейского Союза и других наднациональных структур, которые подрывают политическую свободу и суверенитет; миграционная политика, трансформирующая континент и создающая рознь; цензура свободы слова и подавление политической оппозиции; падение рождаемости и утрата национальных идентичностей и уверенности в себе.

Если текущие тенденции сохранятся, континент через 20 лет или раньше станет неузнаваемым. В таком случае далеко не очевидно, смогут ли отдельные европейские страны сохранить достаточно сильные экономики и вооруженные силы, чтобы оставаться надежными союзниками. Многие из этих государств сейчас лишь удваивают ставки на нынешний курс. Мы хотим, чтобы Европа оставалась европейской, восстановила свою цивилизационную уверенность и отказалась от провальной сосредоточенности на регуляторном удушении.

Этот недостаток уверенности в себе наиболее заметен в отношениях Европы с Россией. Европейские союзники обладают значительным превосходством над Россией в сфере “жесткой силы” почти по всем параметрам, кроме ядерного оружия. В результате конфликта России и Украины отношения Европы с Россией сейчас серьезно ослаблены, и многие европейцы воспринимают Россию как экзистенциальную угрозу. Управление европейско-российскими отношениями потребует значительного дипломатического участия США — как для восстановления условий стратегической стабильности на евразийском пространстве, так и для снижения риска конфликта между Россией и европейскими государствами.

Жизненно важным интересом США является ведение переговоров о скорейшем прекращении боевых действий на Украине, чтобы стабилизировать европейскую экономику, предотвратить непреднамеренную эскалацию или расширение конфликта, восстановить стратегическую стабильность в отношениях с Россией, а также обеспечить послевоенное восстановление Украины, необходимое для ее выживания как жизнеспособного государства.

Украинский кризис имел парадоксальный эффект — усилил внешнюю зависимость Европы, особенно Германии. Сегодня немецкие химические компании строят одни из крупнейших в мире перерабатывающих комплексов в Китае, используя российский газ, которого им не хватает дома. Администрация Трампа расходится во мнениях с европейскими чиновниками — нередко представляющими нестабильные правящие меньшинства и питающими нереалистичные ожидания относительно конфликта на Украине, — многие из которых попирают базовыми демократическими принципами, подавляя оппозицию. Большинство европейцев хотят мира, но это желание не становится реальной политикой во многом из-за подрыва демократических процессов самими правительствами. Для США это стратегически важно еще и потому, что европейские государства не могут реформировать себя, находясь в состоянии постоянного политического кризиса.

И все же Европа остается в стратегическом и культурном плане важна для Соединенных Штатов. Трансатлантическая торговля — одна из опор мировой экономики и американского процветания. Европейские отрасли — от промышленности и технологий до энергетики — по-прежнему входят в число сильнейших в мире. Европа — дом передовой науки и мировых культурных институтов. Мы не можем позволить себе “списать” Европу со счетов; это бы подорвало цели данной стратегии.

Американская дипломатия должна и дальше отстаивать подлинную демократию, свободу выражения мнений и безоговорочное уважение к индивидуальному характеру и истории европейских наций. Америка призывает политических союзников в Европе поддержать это духовное возрождение, и растущее влияние патриотических европейских партий дает для этого серьезные основания.

Наша цель — помочь Европе скорректировать нынешнюю траекторию развития. Нам нужна сильная Европа, чтобы успешно конкурировать и действовать в унисон с нами, не допуская доминирования какого-либо противника на континенте.

Америка, что естественно, эмоционально связана с Европой — и, разумеется, с Британией и Ирландией. Характер этих стран стратегически важен: мы рассчитываем на творческих, компетентных, уверенных в себе демократических союзников для обеспечения стабильности и безопасности. Мы хотим сотрудничать со странами-единомышленниками, стремящимися вернуть свое былое величие.

В долгосрочной перспективе вполне возможно, что в течение нескольких десятилетий — самое позднее — некоторые члены НАТО станут по большинству населения неевропейскими.

В связи с этим остается открытым вопрос: будут ли они воспринимать свое место в мире или свой союз с Соединенными Штатами так же, как те, кто подписывал устав НАТО.

Наша общая политика в отношении Европы должна отдавать приоритет следующим направлениям:

• Восстановлению условий стабильности в Европе и стратегической стабильности с Россией;

• Созданию условий, при которых Европа сможет опереться на собственные силы и действовать как группа согласованных суверенных государств, в том числе взять на себя основную ответственность за собственную оборону, не находясь под доминированием какой-либо враждебной силы;

• Формированию сопротивления нынешней траектории развития Европы внутри европейских государств;

• Открытию европейских рынков для американских товаров и услуг, а также обеспечению справедливого отношения к американским работникам и бизнесу;

• Укреплению здоровых государств Центральной, Восточной и Южной Европы посредством торговых связей, продаж вооружений, политического сотрудничества, а также культурного и образовательного обмена;

• Прекращению восприятия — и предотвращению реальности — НАТО как постоянно расширяющегося союза;

• Поощрению Европы предпринимать действия по борьбе с меркантилистскими сверхмощностями, технологическим воровством, кибершпионажем и другими враждебными экономическими практиками.

НОВОЕ

Немыслимо для немецких СМИ. Telegraph прямо говорит о том, почему Украина проиграла войну

Статьи, которые были бы немыслимы для немецких СМИ, регулярно появляются в англоязычных медиа. Британская газета Telegraph опубликовала статью, в которой недвусмысленно объясняется, почему Украина...

Не рой яму другому. Почему кража российских активов жизненно важна для ЕС

Экспроприация замороженных российских активов жизненно важна для Евросоюза, поскольку он оказался в такой ситуации, когда даже в случае немедленного заключения мира ему пришлось бы...

Гудбай, США! США “в разводе” с НАТО?

Появляется всё больше признаков того, что администрация Трампа “развелась” с НАТО. Госсекретарь США даже не счёл нужным присутствовать на встрече министров иностранных дел стран...

Читайте также

Немыслимо для немецких СМИ. Telegraph прямо говорит о том, почему Украина проиграла войну

Статьи, которые были бы немыслимы для немецких СМИ, регулярно появляются в англоязычных медиа. Британская газета Telegraph опубликовала статью, в которой недвусмысленно объясняется, почему Украина...

Не рой яму другому. Почему кража российских активов жизненно важна для ЕС

Экспроприация замороженных российских активов жизненно важна для Евросоюза, поскольку он оказался в такой ситуации, когда даже в случае немедленного заключения мира ему пришлось бы...