В Киеве продолжается борьба за власть в связи с ситуацией вокруг НАБУ. Зеленский внес в парламент проект закона, призванный отменить правовой акт, принятый на прошлой неделе, с помощью которого он хотел поставить под свой контроль Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Но в нем есть некоторые лазейки.
Попытка Зеленского поставить под свой контроль Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), предпринятая на прошлой неделе, вызвала протесты как на Западе, так и на самой Украине. Под возрастающим давлением украинский правитель, по-видимому, быстро сдался и объявил о внесении в парламент нового проекта закона, который должен отменить принятое решение.
Но в нем есть лазейки, которые указывают на то, что аппарат Зеленского пытается помешать принятию этого правового акта, прибегая к парламентским уловкам.
Между тем НАБУ продолжает расследование случаев коррупции в окружении Зеленского, в связи с чем глава его аппарата Андрей Ермак, который на Украине считается серым кардиналом и фактическим правителем, попадает под все большее давление.
Я кратко изложу здесь события последних дней, потому что они действительно читаются как политический триллер.
Что такое НАБУ?
НАБУ ни в коем случае не является независимой организацией, как утверждают немецкие СМИ. Оно было основано США и контролируется ими через американское посольство в Киеве. НАБУ никогда не было “антикоррупционным бюро”, оно создавалось тогдашним вице-президентом США Джо Байденом как инструмент власти, чтобы с помощью (при необходимости и сфабрикованных) обвинений в коррупции устранить на Украине любого, кто помешает реализации американской политики. Я подробно писал об этом, более подробную информацию можно найти здесь.
О том, что НАБУ не боролось с коррупцией на Украине, свидетельствует то, что с момента основания этого бюро в 2015 году коррупция там не только не уменьшилась, но даже возросла. Этот факт, и особенно то, что коррупция процветала в правительстве, на руку американцам, потому что благодаря этому они практически контролировали каждого депутата, министра и даже президента, ведь, в том числе благодаря НАБУ, знали о коррупционных махинациях каждого из них.
Это не преувеличение, поскольку о коррупции на Украине знали даже европейские политики, что подтверждают эти примеры.
Таким образом, возмущение, которое вызвал закон Зеленского на Западе, связано не с тем, что украинский правитель мешает борьбе с коррупцией, а с тем, что он хочет лишить Запад, пожалуй, самого важного инструмента, с помощью которого тот может контролировать Украину, а значит, и самого Зеленского.
Давление со стороны Запада
24 июля немецкое правительство сообщило, что канцлер Мерц и французский президент Макрон проведут с Зеленским интенсивные переговоры по вопросу борьбы с коррупцией. В тот же день влиятельный украинский депутат Железняк предупредил, что США могут ввести санкции против Украины в ответ на закон Зеленского о НАБУ, после чего группа из 48 украинских депутатов сразу же внесла законопроект, который должен отменить решение президента, принятое всего два дня назад.
Тогда же представители ЕС сообщили украинскому правительству, что вся помощь, обещанная Евросоюзом, будет “заморожена” до тех пор, пока не будет обеспечена “независимость” НАБУ и САП, о чем сообщили украинские СМИ несколько дней спустя со ссылкой на источники в правительстве. Европейский Союз прямо упомянул переводы доходов от замороженных российских активов. До конца 2025 года Украина должна получить 17,2 миллиарда евро, а также 12,5 миллиарда евро от программы Ukraine Facility Program.
В тот день в десяти украинских городах прошли протесты против закона Зеленского. Эти митинги, начавшиеся уже в вечер принятия закона, финансировались западными НПО.
Зеленский сопротивляется
Но даже несмотря на то, что в парламент внесен новый проект, Зеленский хочет сохранить власть над НАБУ, предоставив подчиненной ему спецслужбе СБУ широкие полномочия по контролю над антикоррупционным бюро.
Согласно тексту законопроекта, “подразделение внутреннего контроля по методологии, согласованной со Службой безопасности Украины (СБУ), не реже одного раза в два года проводит полиграфологические исследования работников Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), Бюро экономической безопасности (БЭБ), офиса генерального прокурора Украины, Государственного бюро расследований (ГБР), Национальной полиции, которые имеют допуск к гостайне, на предмет совершения действий в пользу государства-агрессора”.
Это ещё больше расширило бы полномочия Зеленского, поскольку СБУ, находящаяся под его контролем, могла бы обвинить любого сотрудника украинского силового аппарата в сотрудничестве с “государством-агрессором” – Россией. Поскольку служба безопасности обязана провести полиграфную проверку всех сотрудников перечисленных ведомств в течение шести месяцев с момента вступления закона в силу, этот правовой акт окажет значительное давление на людей, работающих в данных структурах.
Зеленский пусть и хотел отменить свой закон, но все же решил использовать некие уловки, чтобы хотя бы частично сохранить его действие.
В пятницу, 25 июля, украинский правитель попытался представить свой новый закон в позитивном ключе, заявив в свете ежедневных протестов на Украине, следующее:
“Очень важно, что общество говорит. Я уважаю мнение общества. Я считаю, что это абсолютно нормально реагировать, когда люди чего-то не хотят, когда людям это не нравится. Люди сказали: все должно быть по закону. Для меня было очень важно, чтобы мы правильно услышали, отреагировали. Мы отреагировали”.
Он признал, что ему следовало обсудить этот вопрос с людьми, прежде чем принимать какие-либо решения. Он также выразил надежду, что внесенный им в парламент новый законопроект будет принят. Однако Зеленский пытается обмануть людей.
Financial Times в тот же день сообщила, что 70 членов правящей партии Зеленского хотели проголосовать против нового закона, опасаясь, что НАБУ привлечёт их к ответственности за коррупцию, если восстановит свою независимость от аппарата Зеленского.
НАБУ продолжает работать
В ходе продолжающейся несколько месяцев борьбы за власть между офисом Зеленского и НАБУ газета “Украинская правда” со ссылкой на источники сообщила, что в середине июля следователи НАБУ совместно с немецкими правоохранительными органами провели обыск в квартире Ростислава Шурмы в пригороде Мюнхена, где он в настоящее время проживает. В результате был изъят его телефон.
Ростислав Шурма ранее был заместителем главы офиса Зеленского Ермака. Ростислав и его брат Олег стали объектом журналистского расследования, поскольку они якобы финансировали из средств украинского бюджета солнечные электростанции, находящиеся в России. В настоящее время браться проживают в Германии.
По словам источника издания, “одной из последних капель” для Зеленского стало то, что НАБУ привлекло “недосягаемые для его офиса” немецкие правоохранительные органы. Неделю спустя он публично обвинил НАБУ и Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) в “неэффективности”, а 22 июля подписал закон об их переходе под свой контроль.
25 июля НАБУ перешло в наступление на Зеленского. Несмотря на фактическое подчинение президенту, следователи бюро обыскивают объекты недвижимости, связанные с Шурмой, на Украине, сообщил народный депутат Алексей Гончаренко:
“Недавно в СМИ появилась информация об обысках, проводимых НАБУ и немецкими правоохранительными органами в доме бывшего депутата Ростислава Шурмы под Мюнхеном. Сегодня появилась предварительная информация о том, что обыски начались и по адресам Шурмы на Украине”.
Руководство НАБУ, очевидно, уверено в том, что находится под защитой своих западных боссов, поскольку оно продолжает работать против окружения Зеленского и Ермака.
Вечером того же дня в 12 украинских городах люди снова вышли на улицы, чтобы протестовать против подчинения НАБУ Зеленскому, а также выступить против Ермака.
Хитрости в Раде
В понедельник, 29 июля, появились сообщения о том, что Ермак придумал новую уловку. Поскольку партия Зеленского больше не имеет большинства в парламенте, ей нужны голоса депутатов от небольших партий для принятия законов. Ермак якобы дал им указание не голосовать за закон и “поставил задачу”, чтобы члены правящей партии тоже не дали слишком много голосов, и новый закон не был принят.
Это может сработать, потому что депутаты других крупных партий настроены против “независимости” НАБУ, так как это бюро, фактически подчиняясь западным государствам, является инструментом власти Запада. Юлия Тимошенко, например, буквально приветствовала подчинение НАБУ Генеральной прокуратуре, подконтрольной Зеленскому, и назвала это важным шагом к установлению суверенитета Украины.
Смысл уловки Ермака, если она сработает, будет заключаться в том, чтобы показать Западу, что правящая партия проголосовала за отмену подчинения НАБУ Зеленскому, но что их голосов “к сожалению” не хватило, так что бюро вынуждено остаться под контролем президента (а значит, и Ермака).
Сегодня, во вторник, 29 июля, комитет Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики, как и ожидалось, не набрал кворума для подачи законопроекта. Поэтому пришлось предпринять повторную попытку, и давление Запада, по-видимому, было достаточно сильным, так как в итоге все же было принято решение представить законопроект на рассмотрение парламента.
30 июля законопроект должен быть одобрен Комитетом по вопросам правосудия, после чего он может быть представлен на рассмотрение Рады в четверг, 31 июля.
Тогда станет ясно, вернется ли НАБУ под контроль Запада или же борьба за власть перейдет в новую фазу.