ГлавнаяАналитикаГеополитика. Как вытеснить Россию с Южного Кавказа

Геополитика. Как вытеснить Россию с Южного Кавказа

После войны в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией на Южном Кавказе разгорелся спор о логистических коридорах. Эти разногласия лишь внешне носят экономический характер. На самом деле они затрагивают весьма сложные геополитические интересы в регионе.

В последнее время я часто освещаю события на Кавказе и в Центральной Азии, поскольку в регионе сейчас идёт геополитическая борьба за власть. По всей видимости, мы видим попытки США ослабить влияние России на Кавказе и столкнуть государства Центральной Азии с Россией и Китаем.

Но это ещё не всё: в этой ситуации затронуты и такие региональные игроки, как Турция и Иран, которые борются за свои интересы. Интересы Ирана во многом совпадают с интересами России, но президент Турции Эрдоган хочет расширить свое влияние на Кавказе и в Центральной Азии, поскольку многие из проживающих там народов являются тюркскими.

Удивительно, что при этом два заклятых врага – Армения и Азербайджан – имеют совпадающие интересы по многим вопросам и, следовательно, де-факто сотрудничают в борьбе с российским влиянием, несмотря на враждебность и зашедшие в тупик переговоры по мирному соглашению.

Также интересно, что Азербайджан, ранее считавшийся добрым другом России, в последнее время занимает всё более антироссийскую позицию и активно противостоит РФ по ряду вопросов.

Я нашёл очень информативную статью на эту тему, которая чётко объясняет суть вопроса, и перевёл её для вас. Ссылки и изображение взяты из оригинала.

Начало перевода:

Призрачный коридор: Зангезур как рычаг воздействия на Россию и Иран

За сближением Азербайджана и Армении скрывается более глубокая цель: вытеснить Россию с Кавказа и привести регион в соответствие с западными интересами. Иран, со своей стороны, проводит чёткие территориальные границы.

Хазал Ялын

Трёхстороннее соглашение от 9 ноября 2020 года, подписанное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом России Владимиром Путиным, положило конец второй войне за Нагорный Карабах. Заключительный пункт гласит:

“Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России”.

В этом пункте не упоминается конкретный маршрут или коридор. Исходя из традиционной позиции Москвы, было очевидно, что Россия рассчитывает на возобновление работы Кавказской железной дороги, закрытой с 1992 года. Её Нахчыванская линия, наряду с автомобильными дорогами, проходящими через территорию Армении, проходила через Ереван.

Однако послевоенные события показывают, что ни Ереван, ни Баку не поддержали этот подход. Вместо этого обе стороны тихо начали отдавать предпочтение альтернативе: коридору вдоль иранской границы, а именно так называемому Зангезурскому коридору, зоне шириной около 40 километров, которая обходила бы контроль Армении.

Карта, показывающая планируемый маршрут Зангезурского коридора

Три варианта транзита, одна политическая цель

Вопреки распространённому мнению, Зангезур — не единственный маршрут, соединяющий центральную часть Азербайджана с его анклавом Нахичевань. Вторым, более рациональным вариантом было бы строительство автомобильных дорог напрямую через Ереван или Карабах.

При правильной реализации такого проекта эти маршруты могли бы обеспечить устойчивую экономическую интеграцию между Арменией и Азербайджаном, что имело бы значительно большее влияние, чем узкий южный коридор, который лишь огибает иранскую границу и изолирует Нахичевань. Однако эта альтернатива явно не обсуждается в общественных дискуссиях.

Третье, и, возможно, наиболее функциональное, решение уже существует: заброшенная Кавказская железная дорога. Если все стороны действительно стремятся к созданию регионального коридора, который обслуживал бы оба государства и потенциально связывал бы их с более крупными торговыми потоками с Востока на Запад, возобновление работы этой железной дороги было бы наиболее логичным вариантом. Система физически существует, она более устойчива для грузовых перевозок и является более сетевой в долгосрочной перспективе.

Но в этом и заключается политическая проблема: железные дороги Армении будут эксплуатироваться Южно-Кавказской железной дорогой (ЮКЖД) в течение 30 лет, согласно концессии Российских железных дорог (РЖД), принятой в 2008 году. Возобновление работы Кавказской железной дороги укрепит российскую инфраструктуру и влияние, чего и Ереван, и теперь Баку, стремятся не допустить.

Кампания по исключению России

Недавние политические события в Армении и Азербайджане не оставляют сомнений в том, какую общую цель преследуют их руководства. Правительство Алиева намеренно проводит политику провокаций и превращает напряженность в отношениях с Москвой в перманентный дипломатический спор. Главная цель Алиева ясна: полностью исключить Россию из регионального уравнения.

Пашинян, пришедший к власти в Армении в 2018 году в результате поддержанной Западом “цветной революции”, больше не скрывает своей прозападной ориентации. Вся его правительственная программа направлена на маргинализацию Москвы. Нежелание России решительно поддержать Армению в последнем конфликте, вероятно, ослабило обе страны в регионе и открыло путь западному влиянию.

После второй войны в Нагорном Карабахе правительство Пашиняна столкнулось с подозрениями в попытке государственного переворота. Оно уволило своих высокопоставленных генералов, заморозило отношения с ОДКБ и обратилось к ЕС с просьбой о вмешательстве в ситуацию в стране — все эти действия не были случайными. Они знаменовали собой явный поворот в сторону Запада.

Пашинян планомерно убирал всех внутренних оппонентов. Совсем недавно он нацелился на Армянскую Апостольскую Церковь. Он объявил себя лидером национальной божественной миссии и обвинил духовенство в ереси, измене и подрыве государственной власти. Он поклялся “лично очистить” эту организацию и обвинил архиепископа Микаэла Аджапахяна в том, что тот никак не связан с Иисусом Христом и его учением.

Эта политическая чистка завершилась ликвидацией одной из самых влиятельных пророссийских финансовых сетей Армении: “Группы Карапетяна”. Её контроль над национальной энергосистемой, “Электросети Армении”, был ликвидирован и передан государству. Впервые национализация частной компании была явной целью ограничения российского влияния.

Спорный Зангезурский коридор следует рассматривать именно в этом контексте. Хотя возобновление работы российской железной дороги было бы, безусловно, самым простым решением, оно противоречит прозападным геополитическим амбициям правительств как в Баку, так и в Ереване. Чтобы Зангезур стал реальностью, Армении необходимо расторгнуть концессию на ЮКЖД. Это может показаться рискованным, но полностью соответствует новому курсу страны. В Ереване ожидают, что такой разрыв привлечёт новый западный капитал и усилит политическую поддержку.

Расчеты Ирана и альтернатива Арас

Однако есть и другой вариант: 107-километровый коридор Арас, 60-километровый участок которого проходит по территории Ирана. В сентябре 2023 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган публично заявил, что коридор Арас может стать альтернативой в случае блокировки Зангезура.

Месяц спустя Азербайджан начал строительство моста через реку Араз в районе Аджбенда. По данным иранского информационного агентства TANSIM, к январю 2024 года 15% дорожно-строительных работ было проведено, и строительство моста близилось к завершению. Также планируется строительство железнодорожной ветки с прямого согласия Исламской Республики.

Позиция Ирана ясна: в середине 2023 года Тегеран выступил категорически против любого коридора, обходящего суверенитет Армении. Причина кроется в стратегической глубине: если Армения потеряет контроль над своей южной границей, Иран будет отрезан от своего исторического соседа и буферного государства. Это не паранойя, а обоснованная геополитическая обеспокоенность.

Ещё во время трёхсторонних переговоров в 2020 году, до обнародования концепции по Зангезуру, Иран выражал скептицизм в отношении коридорной политики. Тегеран, возможно, предвидел намерения Азербайджана и полагал, что план в конечном итоге будет предполагать обход как Армении, так и России. Иранские дипломаты, видимо, посчитали позицию России наивной и обреченной, требованием чего-то, что никогда не будет реализовано.

Летом 2024 года скептицизм Тегерана перерос в открытую конфронтацию. На встрече с Пашиняном 30 июля верховный лидер Ирана Али Хаменеи недвусмысленно заявил, что Зангезурский коридор “не отвечает интересам Армении”. В сентябре газета Tehran Timesсообщила, что Высший совет национальной безопасности Ирана объявил Зангезурский коридор “красной линией” и предупредил, что любое изменение геополитического баланса или пограничных линий вызовет “решительный и серьёзный ответ”.

27 июня посол Ирана в Ереване Мехди Собхани заявил:

“Так называемый „Зангезурский коридор“ не отвечает интересам ни Ирана, ни Армении. Для нас это красная линия. Советник Верховного лидера по международным делам Али Акбар Велаяти добавил: “Мы с самого начала осознали истинную суть этого плана и заблокировали его реализацию”.

Представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи подтвердил это 21 июля:

“Создание таких проходов не должно подрывать суверенитет, территориальную целостность и международно признанные границы, а также приводить к изменениям в геополитике региона”.

Россия оттеснена, США продвигаются

Хотя Москва продолжает ссылаться на соглашения от 9 ноября и 11 января и считает их выполнение обязанностью всех сторон региона, реальность на местах рисует иную картину. С 2022 года стратегический фокус России сместился на Украину, а её влияние на Южном Кавказе заметно ослабло. Положение о коридоре в статье 9 фактически устарело.

В образовавшемся вакууме власти тихо распространяется региональный порядок, ориентированный на Запад. Российские миротворцы были выдворены, а более далеко идущие планы по возобновлению транзитных путей через Армению рухнули. Те, кто надеялся, что Алиев замедлит западный курс Пашиняна, были разочарованы: оба государства всё больше укрепляют свои антироссийские позиции.

На этом фоне фотография от 4 июля 2025 года, на которой президент Ирана Масуд Пезешкиан обнимается с Алиевым в Ханкенди, Азербайджан, выглядит ещё более загадочной. Несколько дней спустя Алиев и Пашинян вновь встретились в Объединенных Арабских Эмиратах, где в очередной раз обсуждалось двустороннее мирное соглашение, подкрепленное их совместными планами по Зангезурскому коридору.

Тегеран явно обеспокоен. Появляется всё больше признаков того, что проект может быть передан международному консорциуму, то есть США или их европейским партнёрам. Это выведет противника Ирана прямо к его северной границе, что вытеснит Россию и полностью обойдет Иран. Посол США в Анкаре Том Барак, спецпредставитель Вашингтона по Кавказу и Леванту, уже включился в игру, прямо заявив: “Сдайте нам в аренду Зангезурский коридор на 100 лет”.

Зангезур: лишь иллюзия экономического спасения

Так почему же Зангезур оказался в центре внимания всех региональных и международных игроков? Что изменилось?

Обе стороны – Армения и Азербайджан – договорились в 2020 году восстановить “все транспортные связи”. Но в апреле 2021 года Алиев начал переосмысливать этот вопрос и объявил Зангезур приоритетом. В качестве оправдания он ссылался на предполагаемую угрозу армянского реваншизма. Истинная же причина стала ясна месяц спустя, когда он заявил, что коридор необходим, поскольку армянские железные дороги находятся под контролем России.

Это признание раскрыло истинную суть игры: оба правительства нацелились на Россию, и их, казалось бы, противоположные позиции объединились в негласный союз. Назовем всё своими именами: создалась антироссийская коалиция, замаскированная под прагматичную дипломатию. Алиев не просто партнёр в этом деле; он – телохранитель Пашиняна.

Но действительно ли Зангезур – тот спасательный круг, за который его пытаются выдать?

Этот проект часто представляют как ключевой элемент так называемого “Среднего коридора”, призванного соединить Китай с Европой через Центральную Азию и Турцию. На бумаге это выглядит как беспрепятственная торговля и интеграция. Однако существует структурная проблема: коридор должен пересекать Каспийское море – внутреннее море, которое контролируется благодаря коллективному согласию всех соседних государств, включая Иран и Россию, чье мнение систематически игнорируются в текущем политическом процессе.

Сторонники коридора замалчивают или намеренно игнорируют тот факт, что без участия России ни один транзитный маршрут с Востока на Запад через этот регион не может функционировать устойчиво. Проект Зангезур – это не просто нейтральный инфраструктурный проект, а преднамеренная попытка стратегически маргинализовать роль России на Кавказе.

Пока Баку стремится к конфронтации, а Ереван сохраняет приверженность западным приоритетам, Зангезур останется тем, чем он является: фантомным коридором. Не средством достижения мира или процветания, а геополитическим инструментом для подрыва стратегического присутствия России в регионе. И: географической красной линией Ирана.

_________

Хазал Ялин — автор трёх книг об отношениях Турции и современной России. Он пишет о международных отношениях, уделяя особое внимание России, и перевёл более 70 книг, в основном русскую классику. Имеет ученую степень по истории.

Конец перевода

НОВОЕ

Информационная война. Как британское правительство влияет на общественное мнение и даже на выборы в странах ЕС

У британского правительства есть связи в одном медиа-агентстве, через которое оно нанимает инфлюенсеров, чтобы те влияли на общественное мнение в других странах в интересах...

Борьба за власть в Киеве. Политические махинации вокруг закона Зеленского о НАБУ

В Киеве продолжается борьба за власть в связи с ситуацией вокруг НАБУ. Зеленский внес в парламент проект закона, призванный отменить правовой акт, принятый на...

На фоне войны в Газе Израиль нарушает международное право на Западном берегу

Война в Газе попадает в заголовки газет, но западные СМИ стараются не освещать ситуацию на Западном берегу, где Израиль намеренно занимается изгнанием палестинцев и...

Читайте также

Геополитика. Foreign Affairs: США должны как можно скорее начать вывод войск из Европы

Влиятельный американский аналитический центр Council on Foreign Relations призывает правительство Штатов как можно скорее начать вывод войск из Европы. Интересно разобраться, почему. В данной статье...

На фоне войны в Газе Израиль нарушает международное право на Западном берегу

Война в Газе попадает в заголовки газет, но западные СМИ стараются не освещать ситуацию на Западном берегу, где Израиль намеренно занимается изгнанием палестинцев и...

Борьба за власть в Киеве. Политические махинации вокруг закона Зеленского о НАБУ

В Киеве продолжается борьба за власть в связи с ситуацией вокруг НАБУ. Зеленский внес в парламент проект закона, призванный отменить правовой акт, принятый на...