ГлавнаяАналитикаПочему ЕС своими санкциями делает себя геополитически бессмысленным

Почему ЕС своими санкциями делает себя геополитически бессмысленным

Санкции Евросоюза против России, скорее всего, сделают ЕС геополитически и экономически бессмысленным, но Брюссель, Берлин и другие европейские столицы до сих пор этого не осознали.

Санкции Европейского Союза против России ускоряют перестройку политического и экономического мирового порядка, чего европейские политики, по-видимому, совершенно не понимают. На эту тему я нашёл одну очень интересную статью и перевёл её для вас.

Автор статьи – ирландец. Несмотря на то, что он сотрудничает с RT, его анализ настолько точен и нейтрален, что его легко можно было бы приписать какому-нибудь прозападному аналитическому центру, указывающему на опасности западной политики.

Начало перевода:

ЕС толкает Россию в Азию — и может в итоге об этом пожалеть

Последний пакет санкций может показаться новым витком давления на Москву, но он также является поводом для страны подумать о своём будущем без Западной Европы.

Брайан Макдональд

Когда дипломатический театр превращается в экономическую войну, появляется жестокая ясность. Приняв в пятницу 18-й пакет санкций против России, ЕС вновь потянулся – дрожащей рукой и с уверенностью хирурга в темноте – за скальпелем. Эти меры преподносятся как решительные. Они действительно могут оказаться решающими, но, возможно, не в том смысле, в каком это представляет себе Брюссель.

На бумаге центральный элемент пакета выглядит чётким: потолок цен на нефть для российского экспорта снижен до 47,60 доллара за баррель. Цель хорошо известна: опустошить казну Кремля, задушить его финансовое влияние и принудить Москву к экономическому подчинению. Но в мире энергетики, где суда ходят под удобными им флагами, а страхование часто является предметом переговоров, принуждение к выполнению обязательств – настоящая битва. Значительная часть российской нефти транспортируется не по видимым трубопроводам, а перевозится танкерами теневой промежуточной сферы, которую Запад называет “теневым флотом”, что, по сути, является лишь страшно звучащим эвфемизмом для судов, не зарегистрированных в Лондоне.

Их названия меняются, владельцы исчезают, а грузы появляются где-то в Азии. ЕС может устанавливать потолки цен, но флот зачастую просто пожимает плечами и продолжает свою работу.

Есть еще “Северный поток”, некогда бывший спасательным кругом немцев от газовой зависимости, однако теперь разрушенный. Полный запрет со стороны ЕС на любую деятельность, связанную с “Северным потоком-1” и “Северным потоком-2”, – это, по сути, последний гвоздь в крышку давно закрытого гроба. Но символизм очевиден: ведь сегодня не только газовый кран перекрыт, но и сами трубы удалены из энергетического будущего Европы. Для их восстановления теперь потребуется не только некое политическое чудо, но и юридическое возрождение.

И все же остается вопрос: что именно здесь запрещается – и за чей счет?

Несмотря на все разговоры об изоляции, Россию не окружают, а скорее перенаправляют. Пусть поначалу и неохотно, но теперь страну подталкивают в распростертые объятия Азии. С каждой санкцией, каждой вехой, каждым пресс-релизом ЕС сдвиг на Восток ускоряется. Москва, возможно, уже не тот ухоженный двор, что был раньше, встречавший просителей из Парижа и Берлина. Но на этом она не заканчивается. Китай и Индия покупают российскую нефть и уголь. Иран, Турция, Бразилия – все они готовы торговать в мире, где правила больше не высечены на камне евро и доллара.

Сегодня более 80% российского экспорта нефти идёт морским путём в Азию, в основном в Китай и Индию, по сравнению с менее чем 40% до 2022 года.

Некоторые на Западе считают, что, отделяясь от России, они отсекают некую гнилую конечность. На самом деле, они, возможно, просто ампутируют своё собственное влияние на Москву. Для Брюсселя эти санкции — моральный императив, красная черта, знак решимости перед лицом агрессии. Они рассматриваются не только как экономические инструменты, но и как этический императив. Но даже благородные намерения могут иметь дорогостоящие последствия.

Да, российский государственный бюджет почувствует определенное давление. Скидки для азиатских покупателей стали еще выше, а премии, которые когда-то предоставлялись по западноевропейским контрактам, теперь стали пережитком прошлого. Проекты по СПГ откладываются, поскольку санкции блокируют доступ к западным технологиям и финансированию. Включение крупной российской СПГ-компании в последний пакет — не просто какое-то второстепенное событие; этот шаг нацелен на будущее российского газового рынка, а не только на его настоящее.

Но Россия адаптируется к новым условиям, а бизнес за всем этим шумом процветает. Да, расходы на обход санкций – транспортные, страховые и юридические – выросли. Но выросла и прибыль. Так называемый “теневой флот” процветает не вопреки санкциям, а благодаря им. Чем больше западные регуляторы закручивают гайки, тем больше появляется новых альтернативных каналов. Их сложнее контролировать, а их блокировка обходится значительно дороже.

Ничто из этого не означает, что Россия неуязвима. Пекин будет вести жёсткие переговоры. Санкции работают. Внутриполитическое давление растёт, а высокие процентные ставки оказывают сильное давление на внутренний рынок. Но Запад уже однажды недооценил способность России к самотрансформации – и может наступить на эти же грабли снова.

Во внутриполитическом плане Кремль будет вынужден пойти на компромисс. Возможно, ему придётся взять на себя больше долгов. Возможно, он станет менее щедрым. В какой-то момент государству, быть может, придётся выбирать между танками и учителями. Но Брюссель не может контролировать эти процессы. Это всего лишь ставка.

Тем временем Белоруссия также начинает втягиваться в зону санкций. Со стороны ЕС над Минском нависла угроза полного запрета на финансовые операции. В таком случае белорусская экономика даст сбой, а экспортёры промышленной продукции занервничают. Счёт же, как всегда, будет оплачивать Москва. И всё же, несмотря на все эти события, в пятницу днём московский фондовый индекс вырос на один процент. Возможно, тем самым рынок хитро приподнял бровь или самодовольно улыбнулся в сторону Брюсселя.

Более серьезный вопрос: что теряет ЕС, так решительно толкая Россию в Азию?

Он теряет влияние. Когда-то взаимная энергетическая зависимость создавала обоюдное переплетение с будущим России. Да, это было хаотично, цинично и транзакционно. Но это означало также и возможность влияния. Теперь эта связь разорвана. Если напряжённость когда-нибудь ослабнет, газовые краны не смогут открыться на раз, потому что трубопроводы пойдут на восток, а контракты будут заключаться в юанях, а не в евро. Россияне не вернутся в Европу просто так.

ЕС также теряет свою значимость. Подталкивая Россию в объятия Китая и Глобального Юга, он, судя по всему, способствует рождению геополитической оси, которая не подразумевает места за столом для Европы. На наших глазах как в замедленной съёмке формируется новая евразийская структура – богатая энергоносителями, устойчивая относительно доллара и дипломатически не зависящая от воли Брюсселя. Пекин и Нью-Дели восстанавливают цепочки поставок, а альянс БРИКС+ расширяется. Появляются новые торговые пути, как сухопутные, так и морские, полностью обходящие Евросоюз. Запад празднует свою моральную чистоту, в то время как остальной мир перекраивает свои карты.

Самые опасные иллюзии – это те, которыми мы тешим себя. Например, говоря, что санкции – это чистый инструмент, или что давление вынуждает к повиновению, а изоляция всегда означает наказание. По правде говоря, ЕС может однажды проснуться и обнаружить, что он своими руками объединил своих соперников, усилил их позиции и отказался от десятилетий экономического переплетения – и всё это ради мимолетного удовольствия от пакета санкций.

Если Брюссель не хочет стать сторонним наблюдателем в новом мировом порядке, ему необходимо научиться сочетать сдерживание с дипломатией и помнить, что размежевание всегда работает в обе стороны. Санкции – не хирургический процесс. Они даже не тупые. Они действуют как химикаты, просачиваясь, изменяясь, реагируя на среду вне контроля тех, кто их применяет. Западная Европа может считать, что наказывает государство-изгоя. Но возможно она просто исключает себя из мира, который когда-то помогала строить.

И когда пыль уляжется, может оказаться, что Россия по-прежнему на месте, просто больше не смотрит на Запад.

_____________

Брайан Макдональд — ирландский журналист, живущий в России. Он пишет статьи для RT с 2014 года. До переезда в Россию Брайан Макдональд работал в The Irish Independent, The Evening Herald, Ireland on Sunday и The Irish Daily Mail.

Конец перевода

НОВОЕ

Геополитика. Foreign Affairs: США должны как можно скорее начать вывод войск из Европы

Влиятельный американский аналитический центр Council on Foreign Relations призывает правительство Штатов как можно скорее начать вывод войск из Европы. Интересно разобраться, почему. В данной статье...

Майдан 2.0? После принятия “закона о НАБУ” Запад организовал протесты против Зеленского на Украине

Во вторник Зеленский провёл через парламент закон, который подвергся критике на Западе и против которого во многих городах Украины немедленно начались протесты, организованные западными...

Небольшой переворот, так сказать. Зеленский лишает власти американские структуры на Украине

На Украине бушует ожесточённая борьба за власть, о которой немецкие СМИ умалчивают. Сегодня Зеленский в Раде добился того, чтобы влиятельные антикоррупционные агентства, подконтрольные посольству...

Читайте также

Геополитика. Кавказ как геополитическая точка, потенциально способная разжечь конфликт в Азии и на Ближнем Востоке

На Кавказе нарастает напряженность между Арменией, Азербайджаном, Россией, Турцией, Ираном и НАТО, поскольку этот регион служит геополитическим мостиком на Ближний Восток и в Азию. Сразу...

Геополитика. Foreign Affairs: США должны как можно скорее начать вывод войск из Европы

Влиятельный американский аналитический центр Council on Foreign Relations призывает правительство Штатов как можно скорее начать вывод войск из Европы. Интересно разобраться, почему. В данной статье...

Небольшой переворот, так сказать. Зеленский лишает власти американские структуры на Украине

На Украине бушует ожесточённая борьба за власть, о которой немецкие СМИ умалчивают. Сегодня Зеленский в Раде добился того, чтобы влиятельные антикоррупционные агентства, подконтрольные посольству...