ГлавнаяПолитикаЧего хочет добиться глава Буркина-Фасо?

Чего хочет добиться глава Буркина-Фасо?

Африка и ситуация в Буркина-Фасо, Мали и Нигере исчезли из поля зрения СМИ, поэтому я считаю, что интересно взглянуть на происходящие там события и цели новых, антизападных правительств.

В данной статье упоминается “Голос Америки”, медиагруппа Deutsche Welle (DW) — СМИ, признанные в России иностранными агентами, а также запрещённые на территории Российской Федерации террористические организации “Исламское государство” и “Аль-Каида”. Для удобства читателей информация об этом публикуется до основного текста.

Некоторое время назад Мали, Буркина-Фасо и Нигер оказались в центре внимания средств массовой информации после того, как к власти там пришли антизападные правительства, выгнавшие из этих стран бывшую колониальную державу Францию. Между тем, в СМИ об этой части света ничего не слышно.

Глава Буркина-Фасо прибыл в Москву на празднование 9 мая, а также встретился с президентом России Владимиром Путиным. Очевидно, это была возможность для одного из экспертов изучить ситуацию в Буркина-Фасо и написать интересный анализ, который я для вас перевел:

Начало перевода:

Почему Вашингтон и Запад беспокоятся по поводу молодого революционного лидера

Президент Буркина-Фасо Ибрагим Траоре меняет жизнь своей страны, наживая себе при этом врагов на Западе. С момента прихода к власти в 2022 году молодой военный лидер изгнал из страны французские войска, выгнал западные корпорации и заключил союз с Россией, Кубой и Венесуэлой.

Алан Маклеод | Mintpress News

Ибрагим Траоре выступает за панафриканское единство и национальную независимость, а в недавнем прошлом пережил несколько попыток государственного переворота. Он позиционирует себя как радикальный антиимпериалист и поэтому оказался под прицелом Вашингтона и Парижа.

Согласно правительственным источникам, в прошлом месяце Траоре с трудом избежал попытки переворота, организованной извне. Министр безопасности Махамаду Сана заявил, что военное правительство сорвало “крупномасштабный заговор” с целью штурма президентского дворца 16 апреля. Заговорщики базировались в Кот-д’Ивуаре, соседней стране, поддерживаемой Вашингтоном, где недавно было расширено военное присутствие США. С момента прихода к власти в результате военного переворота в сентябре 2022 года Траоре подвергается критике со стороны западных правительств – не в последнюю очередь со стороны Штатов.

3 апреля генерал-лейтенант Майкл Лэнгли, глава Африканского командования вооруженных сил США (AFRICOM), выступил в Сенате США и обвинил главу Буркина-Фасо в коррупции и поддержке России и Китая “в установлении их имперской власти в Африке”. AFRICOM, региональное командование Пентагона в Африке, координирует американские военные операции, разведку и партнерство в сфере безопасности на всем континенте – часто под видом “контртеррористических операций”.

В день попытки переворота Госдеп США изменил рекомендации по поездкам в Буркина-Фасо на “не ездить”. По сообщениям, в этом году ЦРУ несколько раз встречалось с министром обороны Кот-д’Ивуара Тене Бирахимой Уаттарой, как до, так и после попытки переворота.

С момента прихода к власти Траоре планомерно ограничивает влияние западных держав в своей стране, называя это вопросом национального суверенитета. В январе 2023 года он выслал французского посла и назвал Францию “империалистическим государством”.

Месяц спустя он приказал французским войскам покинуть Буркина-Фасо. Это побудило другие западноафриканские государства, ранее входившие в состав французской колониальной империи, последовать его примеру. Мали, Чад, Сенегал, Нигер и Берег Слоновой Кости тоже выгнали французские подразделения со своих территорий. Президент Эмманюэль Макрон в ответ обвинил Буркина-Фасо и другие западноафриканские государства в “неблагодарности”, добавив, что эти страны “забыли поблагодарить Францию”.

Правительство Ибрагима Траоре также запретило или изгнало из страны многочисленные западные СМИ, финансируемые государством, назвав их агентами неоколониализма. Первыми были запрещены Radio France International и France 24. В 2024 году за ними последовали “Голос Америки”, британская BBC и Deutsche Welle. Эти меры были встречены резкой критикой со стороны западных организаций. Например, Human Rights Watch обвинила правительство Траоре в “подавлении” инакомыслия.

Хотя Буркина-Фасо формально не зависит от Франции уже более полувека, Париж продолжает сохранять контроль над своими бывшими африканскими колониями. 14 стран используют так называемый франк КФА – международную валюту с фиксированным курсом по отношению к французскому франку, а затем и к евро. Это означает, что импорт из Франции и экспорт во Францию – и, соответственно, в ЕС – остаются очень дешевыми, в то время как экспорт в остальные страны мира непомерно дорог. Франция также оставляет за собой право вето на денежно-кредитную политику в отношении франка КФА, что означает, что африканские страны остаются экономически зависимыми от Парижа.

Траоре назвал франк КФА инструментом, позволяющим “держать Африку в рабстве”, и объявил о введении новой валюты. Буркина-Фасо вместе с Мали и Нигером вышли из поддерживаемого Западом регионального альянса ЭКОВАС и основали Альянс государств Сахеля – панафриканскую ассоциацию государств, которая рассматривает себя как первый шаг на пути к единой, антиимпериалистической Африке.

Наследие Томаса Санкары

Такова была мечта революционного лидера Буркина-Фасо Томаса Санкары. Как и Траоре, Санкара был военным офицером, пришедшим к власти в возрасте около 30 лет. Всего за четыре года он провел комплексные реформы, чтобы повысить производительность труда в стране и снизить ее зависимость от иностранной помощи. Взяв за основу девиз “кто вас кормит, тот вами и управляет”, он продвигал отечественное мелкое сельское хозяйство, чтобы наладить производство продуктов местного производства.

В то время как многие политики в регионе растрачивали государственные средства, социалистическая революция Томаса Санкары строила социальное жилье и медицинские центры, а также боролась с массовой неграмотностью. Будучи феминистом, он запретил принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах и назначил множество женщин на высокие посты во власти. Томас Санкара был убит в 1987 году. Его убийца, бывший президент Блез Компаоре, был заочно осужден только после прихода к власти Ибрагима Траоре. Сейчас Компаоре живет в изгнании на Берегу Слоновой Кости.

Траоре считает себя сторонником Томаса Санкары и его движения. Западные аналитики, между тем, расходятся во мнении, действительно ли он пойдет по стопам легендарного лидера. Некоторые, например Дэниел Эйзенга из Центра стратегических исследований Африки, аналитического центра Пентагона, утверждают, что сравнения сводятся к пристрастию лидера к военной форме и красным беретам. Другие, например журнал The Economist, жалуются, что Траоре – “единственный человек, принимающий решения”, а это сулит плохие новости для экономики. Но вряд ли кто-то может отрицать, что Траоре пользуется огромной популярностью. Джон Драмани Махама, президент Ганы, например, отметил, что на инаугурации в январе Траоре приветствовали гораздо больше, чем кого-либо до него, включая самого Махаму.

Многие инициативы Траоре напрямую навеяны эпохой Томаса Санкары. Новое военное правительство уделяет большое внимание достижению продовольственного суверенитета. Была запущена новая инициатива стоимостью в один миллиард долларов, направленная на механизацию сельского хозяйства и увеличение производства основных культур, таких как рис, кукуруза и картофель.

Траоре также предпринял шаги по национализации горнодобывающей промышленности страны. Экономика Буркина-Фасо основана на золоте. На этот драгоценный металл приходится более 80% экспорта. Страна занимает 13-е место среди крупнейших мировых золотодобытчиков и ежегодно производит около 100 тонн золота, что эквивалентно примерно шести миллиардам долларов США. Однако, поскольку иностранные компании владеют и контролируют средства для производства, страна – и ее население в частности – почти не получает выгоды от этой отрасли. Так, годовой ВВП Буркина-Фасо составляет всего около 18 миллиардов долларов США.

“Почему богатая ресурсами Африка остается самым бедным регионом в мире? Главы государств африканских стран не должны вести себя как марионетки в руках империалистов”, – заявил Ибрагим Траоре.

В августе прошлого года правительство Буркина-Фасо национализировало два важных золотых рудника, которые ранее принадлежали западным компаниям, и выплатило лишь 80 миллионов долларов США в качестве компенсации – малую часть от 300 миллионов долларов США, за которые они, по сообщениям, могли быть проданы. В ноябре следующего года правительство Буркина-Фасо объявило о строительстве первого в стране завода по переработке золота.

Воюющая нация

Буркина-Фасо до сих пор переживает кризис. Страна – как и большая часть региона Сахеля – ведет ожесточенную борьбу с хорошо вооруженными исламистскими группировками, которые набрали силу и влияние после интервенции НАТО в Ливию в 2011 году. После распада страны, последовавшего за убийством Муаммара Каддафи, Ливия стала экспортером исламистского экстремизма и дестабилизирует весь регион. По оценкам, до 40% территории страны находится в руках “Аль-Каиды” или связанных с “Исламским государством” сил. Только в 2024 году от рук этих группировок погибло более 1000 человек в Буркина-Фасо.

Этим Траоре оправдал отсрочку выборов, обещанных им при вступлении в должность, – решение, вызвавшее широкую критику. “Выборы не являются приоритетом. А вот безопасность, напротив, является безусловным приоритетом”, – заявил он. Пока неясно, поддержит ли его народ это решение.

Пожалуй, самая сомнительная акция в войне против исламистских группировок произошла в 2023 году в деревне Карма, где было убито около 150 человек. Хотя правительство Буркина-Фасо решительно осудило эту резню, правозащитные организации, такие как Amnesty International, возлагают ответственность за убийства на него.

Несмотря на то, что Траоре выгнал французские войска, задействованные в борьбе с исламистским повстанческим движением, он пригласил российских военных советников. Он также прилетел в Москву, чтобы принять участие в параде Победы 9 мая по случаю 80-й годовщины победы над нацистской Германией. Такие действия вызвали немалый переполох в Вашингтоне и Брюсселе, но, поскольку американские военные в настоящее время сосредоточены на Китае и России, а позиции Франции в Западной Африке все больше ослабевают, остается неясным, является ли вообще военная интервенция против Буркина-Фасо возможной. В этом отношении более вероятной представляется попытка переворота или убийства.

Время покажет, оставит ли Ибрагим Траоре такой же неизгладимый след в истории Буркина-Фасо, как его пример для подражания Томас Санкара. Многие главы африканских государств приходили к власти, обещая радикальные перемены, и не выполняли своих обещаний. Но идеи панафриканизма, антиимпериализма и суверенитета, которые несет Траоре, несомненно, находят отклик в Африке.

Траоре много говорит. Теперь он должен перейти к действиям.

_____________

Алан Маклеод получил докторскую степень в 2017 году и с тех пор написал множество научных статей. Он также писал для FAIR.org, The Guardian, Salon, The Grayzone, Jacobin Magazine и Common Dreams. Вы можете подписаться на Алана Маклеода в X: @AlanRMacLeod

Конец перевода

НОВОЕ

Паника в Берлине и Брюсселе? Санкции против Томаса Рёпера и Алины Липп демонстрируют отчаяние ЕС

То, что ЕС впервые ввел санкции против критически настроенных журналистов одной из европейских стран, показывает, в каком отчаянии и панике находятся Берлин и Брюссель. В...

Репрессии. Что означает введение санкций против Томаса Рёпера

20 мая знаменует собой конец так называемого правового государства в ЕС, поскольку введение санкций против гражданина Германии означает приостановку его гражданских прав без какого-либо...

Срочные новости. Томас Рёпер и Алина Липп попали под санкции ЕС

Евросоюз опубликовал документ 17-го пакета санкций против России, в который попали Томас Рёпер и Алина Липп. Евросоюз только что опубликовал документ 17-го пакета санкций против...

Читайте также

Репрессии. Что означает введение санкций против Томаса Рёпера

20 мая знаменует собой конец так называемого правового государства в ЕС, поскольку введение санкций против гражданина Германии означает приостановку его гражданских прав без какого-либо...

Коррупция. Как Украина потеряла сотни миллионов на сделках с оружием

Расследование Financial Times, посвященное украинским закупкам оружия и боеприпасов, показало, как сотни миллионов были сначала выплачены подозрительным компаниям, а затем и вовсе исчезли. В данной...

Паника в Берлине и Брюсселе? Санкции против Томаса Рёпера и Алины Липп демонстрируют отчаяние ЕС

То, что ЕС впервые ввел санкции против критически настроенных журналистов одной из европейских стран, показывает, в каком отчаянии и панике находятся Берлин и Брюссель. В...