В пятницу послы стран ЕС договорились о бессрочной заморозке всех российских активов, находящихся в Евросоюзе. Что именно это означает?
В пятницу послы стран-членов Евросоюза в Брюсселе подавляющим большинством голосов проголосовали за бессрочную заморозку примерно 210 миллиардов евро российских активов, находящихся в ЕС. Формально это решение должны были бы принять главы государств и правительств на следующем европейском саммите (заседании Совета ЕС) 18 декабря, но с учетом пятничного решения это теперь лишь формальность, так как соглашение достигнуто.
В субботу я подробно объяснил, почему европейцы так решительно настроены конфисковать российские активы, что, с юридической точки зрения, является обыкновенной кражей, поскольку нет никаких оснований, которые бы сделали сие действо легальным с точки зрения международного права. Также я уже изложил хронологию событий, которые привели к нынешней ситуации. Я не буду повторять все это здесь, а просто оставлю ссылки на опубликованные статьи.
Теперь я хочу объяснить, что именно означает решение, принятое в пятницу.
Первый шаг сделан
Решение европейских послов, принятое в пятницу, о бессрочной блокировке российских активов в Евросоюзе пока не является соглашением о конфискации средств, но это важный символический шаг в этом направлении, который был необходим, поскольку до сих пор ЕС был обязан продлевать антироссийские санкции, включая замораживание российских средств, каждые шесть месяцев. Таким образом, каждый раз существовала вероятность того, что одно из государств-членов ЕС могло наложить вето на продление, что позволило бы России вывести свои средства. Теперь же этот риск устранен.
Соответственно, решение о бессрочной блокировке примерно 210 миллиардов евро российских активов, хранящихся в Евросоюзе, является шагом к конфискации этих средств.
Это связано с тем, что, как постоянно указывают СМИ, в Бельгии заморожено лишь около 185 миллиардов евро. Эти средства в основном принадлежат российскому государству и Центральному банку России. То, что теперь будут бессрочно заморожены 210 миллиардов евро, означает, что все остальные страны Евросоюза также согласились на заморозку российских активов на свих территориях. Эти активы в основном состоят из средств, принадлежащих частным лицам и компаниям из России, но также включают другие вещи, такие как недвижимость, акции компаний, портфели ценных бумаг и так далее.
Общая сумма средств, замороженных в странах-членах Евросоюза, помимо Бельгии, оценивается в 30-35 миллиардов евро. Поэтому цифра в 210 миллиардов евро, сообщаемая в СМИ, вероятно, неверна, ведь оценки общей суммы российских активов в ЕС, варьируются от 210 до 240 миллиардов евро.
Конфискация этих средств была одним из условий, выдвинутых бельгийским правительством для согласия на кражу средств, замороженных в Бельгии, которая не хотела нести риск в отношении России в одиночку, так как бельгийское правительство не понимало, почему другие страны требуют от него этого шага, не желая сделать это самостоятельно.
Председатель Европейского совета Кошта написал на X после встречи:
“В ходе встречи Европейского совета в октябре лидеры ЕС обязались сохранять российские активы в иммобилизованном состоянии до тех пор, пока Россия не прекратит свою агрессивную войну против Украины и не компенсирует причиненный ущерб. Сегодня мы выполнили это обязательство. Следующий шаг: обеспечение финансовых потребностей Украины на 2026/27 год”.
Четверг станет решающим
Как уже упоминалось, это пока не означает, что Совет ЕС на своем заседании в четверг примет решение о конфискации российских средств и использовании их для так называемого “репарационного кредита”.
Чтобы предотвратить вето на решение о конфискации средств со стороны таких стран, как Венгрия, Словакия или даже Бельгия, которая больше всего пострадает от последствий, Европейская комиссия прибегла к следующей тактике: вместо принятия решения путем “обычного” голосования, она проголосует в рамках “чрезвычайной” статьи 122 Договора о функционировании ЕС. Это означает, что для принятия решения будет достаточно квалифицированного большинства, то есть “за” должны проголосовать не менее 15 из 27 государств-членов, представляющих более 65 процентов населения ЕС.
Однако пока не ясно, будет ли большинство. В пятницу Politico сообщило, что Болгария, Италия и Мальта встали на сторону Бельгии, которая выступает против конфискации российских средств.
Четыре страны заявили, что “приглашают Комиссию и Совет продолжить изучение и обсуждение альтернативных вариантов в соответствии с правом ЕС и международным правом, с предсказуемыми параметрами, представляющих значительно меньшие риски, для удовлетворения финансовых потребностей Украины на основе кредитной линии ЕС или промежуточных решений”.
Эти четыре страны ссылаются на План Б, предложенный Еврокомиссией на случай провала стратегии по конфискации российских средств. Этот план предусматривает, что ЕС возьмет общий кредит для покрытия финансовых потребностей Украины в ближайшие годы. Однако критики утверждают, что это еще больше увеличит и без того высокий уровень долга Италии и Франции и потребует единогласия внутри ЕС, а это означает, что, например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан может наложить вето на эту меру.
Издание Politico также пишет, что даже если четыре страны объединят усилия с Венгрией и Словакией, этого будет недостаточно, чтобы предотвратить кражу российских средств квалифицированным большинством. Однако их публичная критика может уменьшить шансы Европейской комиссии на политическое соглашение в четверг тем, что побудит другие страны (которые на самом деле против, но молчат, опасаясь давления со стороны ЕК) последовать их примеру.
Politico объясняет изменение позиции Италии тем, что премьер-министр Джорджия Мелони, последовательно поддерживавшая санкции против России, вынуждена учитывать позицию своего партнера по коалиции, поскольку итальянское правительство разделено во мнениях по украинскому вопросу. Как пишет издание, вице-премьер Маттео Сальвини “занял пророссийскую позицию и поддержал план президента США Дональда Трампа по прекращению войны на Украине”.
В четверг станет известно, как поведут себя другие страны.