Несколько дней назад президент Франции Эмманюэль Макрон посетил Китай, а теперь и министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль последовал его примеру, хотя поездка представителя ФРГ изначально была отменена после его чрезмерно резкой критики в сторону Китая. Принесли ли эти визиты какие-либо конкретные результаты?
В целом, политика ЕС и его стран-членов в отношении Китая довольно своеобразна. С одной стороны, европейские политики постоянно обрушиваются с критикой на Китай, будь то из-за Тайваня или каких-то предполагаемых нарушений прав человека, а с другой стороны, они требуют от Китая политически дружественного настроя. Но почему Китай должен быть дружелюбен по отношению к ЕС и его основным странам-членам, если они не только недружелюбны, но даже грубы и враждебны по отношению к нему?
Более того, в отличие от России, Китай всегда незамедлительно реагирует на экономические выпады, такие как санкции и пошлины. Да, китайская дипломатия отличается терпеливостью и подчеркнутой вежливостью, но КНР всегда немедленно и решительно отвечает на высокомерие Запада. Вспомним хотя бы пошлины Трампа, на которые Пекин ответил экспортными ограничениями на редкоземельные элементы, вынудив президента США отступить. Или случай с компанией Nexperia, когда Нидерланды внезапно взяли под государственный контроль китайского производителя микросхем, что побудило Китай немедленно прекратить их экспорт, вызвав настоящую панику во всей европейской промышленности, зависящей от этих микросхем.
Министр иностранных дел Германии Вадефуль планировал посетить Китай в конце октября, но после его резких высказываний по тайваньскому вопросу китайские политики вдруг оказались очень заняты, что вынудило немца отменить поездку.
Затем, в середине ноября, федеральный министр финансов Клингбайль посетил КНР, чтобы попытаться уладить ситуацию, но конкретных результатов в отношении экспортных излишков Китая и экспорта редкоземельных элементов не было. О попытке убедить Пекин занять позицию против России в украинском конфликте я вообще молчу.
Несколько дней назад президент Франции Макрон стал следующим европейцем, посетившим Китай. И он тоже практически ничего не добился во время своего визита, кроме нескольких красивых фотографий.
ЕС остаётся не у дел
Наиболее радикальная антикитайская риторика в ЕС исходит от Еврокомиссии и Европарламента, о чем, естественно, знают в Китае. Поэтому, безусловно, не случайно, что последний визит еврокомиссаров в КНР состоялся довольно давно. Урсула фон дер Ляйен последний раз посещала страну в 2023 году вместе с Макроном, но поскольку он был там с официальным государственным визитом, а фон дер Ляйен, по сути, просто втиснулась в его делегацию и совершала лишь рабочий визит, ей даже пришлось покинуть самолет через задний выход без красной ковровой дорожки, в то время как президент Франции вышел из передней части салона и был встречен со всей помпезностью и церемониями государственного визита.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас до сих пор не совершила ни одного официального визита в Китай. Но это и не удивляет, ведь всё её внимание сосредоточено только на “злой России” и попытках доказать всему миру, что все вокруг должны поддерживать Украину. При этом, кстати, даже европейские СМИ сообщают, что интеллектуальные способности Каллас крайне… ограничены, и её некомпетентность становится всё более очевидной.
Отсюда возникает вопрос: а что китайское правительство может с ней обсуждать? Тем более что даже госсекретарь США отказывается тратить время на встречу с Каллас.
Китай явно больше не ориентируется на Евросоюз в целом, а скорее сосредоточился на встречах с представителями ключевых государства-членов ЕС, чтобы достичь своих целей в Европе. Европейская комиссия, по всей видимости, в целом списана со счетов на обозримое будущее.
Это, конечно, понимают в Брюсселе, Берлине и Париже. Но тот факт, что ЕС по-прежнему играет в игру, правила которой диктуются Пекином, ясно демонстрирует нынешнюю расстановку сил.
Вадефуль в Китае
Со второй попытки Вадефулю наконец удалось поехать в Китай. Для этого он несколько смягчил свою антикитайскую риторику, и в ответ получил несколько хороших фотографий для прессы. Но на этом всё и закончилось, потому что Вадефуль тоже покинул КНР, ничего не добившись ни в отношении редкоземельных элементов, ни в отношении торгового дефицита.
Смелое требование Вадефуля, выдвинутое перед поездкой — чтобы Пекин наконец оказал давление на Россию по украинскому вопросу — безусловно, попало в заголовки немецких СМИ, таких как Spiegel, но, конечно же, китайцам абсолютно всё равно, что там европейцы говорят о России. Москва — один из ближайших партнеров Китая, и вся эта болтовня Европы ничего не меняет. В Пекине уже привыкли просто улыбаться в ответ на политические требования европейцев.
Даже во время пребывания Вадефуля в Китае Макрон угрожал, что ЕС может ввести карательные пошлины на Китай, если его торговый профицит не уменьшится. Поскольку Вадефуль в это время всё ещё находился в КНР, ему нужно было попытаться как-то деэскалировать ситуацию, и он немедленно заявил, что Германия “не друг протекционизма”.
Spiegel отпраздновал поездку Вадефуля в Китай статьёй под заголовком “Министр иностранных дел Германии в Пекине — маневр Уэйдфула удался”, но в тексте не было объяснено, чего именно немецкий политик там добился. Для Spiegel — и для немецкого правительства в целом — после неудачной первой попытки поездки представителя ФРГ сам факт приема на китайской земле кажется уже достаточным успехом. Ну что ж, пусть запускают воздушного змея в китайском стиле, это экологично и недорого.
В экономическом плане ЕС обречен
То, что Макрон угрожает Китаю новыми пошлинами сразу же после своего возвращения, вряд ли вызовет большую тревогу в Пекине. Скорее всего, китайцы просто пожмут плечами. Spiegel сообщил о требованиях Макрона так:
“Протекционизм США лишь усугубляет ситуацию, поскольку китайские товары массово перенаправляются на европейский рынок. Европа оказалась между двух огней, так как европейская промышленность борется за выживание. “Мы стали балансирующим рынком, и это наихудший сценарий”. Макрон призвал Китай увеличить потребление и открыть свой внутренний рынок. Он также предложил китайским компаниям прийти в Европу, как это сделали энергетическая компания EDF и авиастроительная компания Airbus со своей стороны, и создать здесь рынки сбыта”.
США и ЕС, которые ранее вместе критиковали Китай, теперь оказались по разные стороны, и Макрон требует, чтобы Пекин решил эту проблему, открыв свой рынок для европейских товаров. Но зачем Китаю это делать?
Более того: что именно китайцы должны импортировать из Европы? В результате глобализации, движимой, кстати, Западом, производство переместилось в Китай, потому что там всё дешевле. И сегодняшние высокие цены на энергоносители также приводят к деиндустриализации Европы, а не к подъёму её экономических показателей.
Поскольку высокие цены на энергоносители в ЕС, подорвавшие конкурентоспособность европейской экономики, являются проблемой, созданной самими европейцами, возникает ещё один вопрос: зачем Пекину решать проблему, созданную Евросоюзом, и что именно он должен импортировать из Европы в тех количествах, которые необходимы для баланса торговли между ЕС и Китаем?
Просто для информации: в 2024 году ЕС импортировал из Китая товаров на сумму 519 миллиардов евро, но экспортировал туда только на 213 миллиардов евро. Таким образом, торговый дефицит составляет почти 300 миллиардов евро.
Но это не помешало Каллас во вторник угрожать Пекину, утверждая, что у ЕС гораздо больше рычагов влияния на Китай, чем можно подумать.
Представим на мгновение, что ЕС вводит высокие пошлины на товары из Китая. К чему это приведет? Именно: к росту цен в самой Европе, то есть к инфляции. Европейцы не добьются ничего иного с помощью таких мер.
Инвестировать в ЕС опасно
То, что Макрон и другие европейские политики требуют от китайских компаний инвестировать в Европу, — это полный бред, потому что ЕС просто-напросто уже перестал быть безопасным местом для инвестиций. Китай только что убедился в этом на примере Nexperia, что, безусловно, не будет способствовать привлечению других китайских компаний в Европу.
Кроме того, мир внимательно следит за решением Евросоюза относительно конфискации замороженных российских активов. Поскольку КНР в любой момент может стать жертвой европейской санкционной войны, эта дискуссия внутри ЕС, безусловно, не способствует привлечению китайских инвесторов в Европу.
В настоящее время Европа страдает от собственной же политики, но её представители по-прежнему считают свой регион центром мира и верят, что их слово имеет вес. Кто-нибудь когда-нибудь объяснит им, какова реальная ситуация?..
Небольшая подсказка: об этом можно прочитать в новой Стратегии национальной безопасности США.