Немецкий журнал Spiegel сообщил о документе, который он называет “докладом о ситуации с так называемыми гибридными угрозами со стороны России”. Однако почти всё, что журнал цитирует из него, — опровергнутые утверждения, а это означает, что немецкое правительство и СМИ, подобные Spiegel, разжигают военную истерию, основанную на лжи.
В последние дни Spiegel публикует всё больше и больше статей, призванных разжечь военную истерию против России. 27 ноября в нём вышла длинная статья под названием “Необъявленная война России — цель — Германия”, которая начиналась со следующего вступления:
“Полёты беспилотников, диверсионные операции, слежка за поставками оружия: Россия ведёт теневую войну в Германии. Политики спали слишком долго; теперь правительство лихорадочно принимает контрмеры. Доклад Spiegel”.
Хрестоматийная пропаганда
28 ноября вышла ещё одна длинная статья под заголовком “Первый доклад о ситуации с саботажем и влиянием: органы безопасности видят Германию в центре тайных российских операций”. Содержание этой статьи примерно совпадало с предыдущей. Spiegel использует проверенный пропагандистский приём: повторяет одни и те же утверждения так часто и многократно, что читатели начинают в них верить. Поскольку вторая статья ссылается на якобы полученный от правительства Германии документ, рассмотрим её подробнее. Итак, во вступлении говорится:
“В течение нескольких месяцев Федеральное ведомство по охране конституции и Федеральное ведомство уголовной полиции (BKA) собирали информацию о предполагаемых операциях российской разведки в Германии. Теперь появился анализ “гибридных угроз”. Spiegel изучил этот конфиденциальный документ”.
Отметим: документ якобы является конфиденциальным, то есть фактически секретным и не предназначенным для публикации. Тем не менее, Spiegel как-то получил его и подробно о нём рассказал. Поскольку впоследствии никакого скандала или уголовного расследования из-за того, что какой-то чиновник передал журналу секретные правительственные документы, не было, ясно, что это не подлинный документ немецкого правительства или спецслужб, а чистая пропаганда, которую хочет опубликовать верхушка ФРГ.
И Spiegel, как обычно, послушно распространяет нарратив немецкого правительства и западных спецслужб. То, что это скоординированная пропагандистская работа, также очевидно из того, что эта статья практически повторяет те же утверждения, что и другая статья журнала, опубликованная накануне. Следовательно, можно сделать вывод о том, что немецкое правительство стремится разжечь военную истерию, а немецкие СМИ, такие как Spiegel, охотно предлагают себя в качестве помощников. Это по определению не имеет никакого отношения к журналистике. Но мы говорим о Spiegel, а он к ней уже давно не относится.
Давайте же рассмотрим утверждения, используемые немецкими СМИ для разжигания военной истерии. Spiegel в своей статье перечисляет пять категорий предполагаемых угроз, якобы обозначенных неназванными “аналитиками”, и приводит примеры для каждой из них. Мы разберём их, опираясь на подзаголовки журнала.
“Информационные операции”
Первый пример “информационных операций”, приведённый Spiegel, звучит так:
“Фейковые видео, распространённые российскими акторами в ходе федеральной избирательной кампании 2025 года”.
Журнал не даёт никаких ссылок, поэтому непонятно, о каких видео идёт речь и почему “аналитики” считают, что эти материалы (если они вообще существовали) были распространены “российскими акторами”. Таким образом, это не более чем голословное утверждение. Но для читателей Spiegel, которые послушно паникуют при слове “Россия”, это, вероятно, звучит убедительно.
Второй пример “информационных операций”:
“Так называемые телефонные пранки, которые устраивают российские комики, тесно связанные с властями. В ходе этих пранков политиков обманом вынуждают делать двусмысленные заявления, при этом телефонные или видеозвонки записываются”.
Вот это уже интереснее, поскольку читатели моих сайтов, вероятно, знакомы с этими пранкерами, в то время как читатели Spiegel, думаю, никогда о них не слышали. Эти пранкеры — двое россиян (Вован и Лексус). Да, они звонят известным людям под вымышленными именами, но они не заставляют их делать “двусмысленные заявления” обманом, как утверждает Spiegel. Они лишь демонстрируют, как разговаривают западные политики, когда думают, что находятся среди своих. Недавно, в связи с украинским коррупционным скандалом, я вспомнил, как эти двое позвонили президенту ЕЦБ Лагард в 2023 году,и та подумала, что разговаривает с Зеленским.
В ходе звонка “Зеленский” рассказал Лагард, что в начале своего президентства обнаружил, что Порошенко присвоил кредиты МВФ, предназначенные для украинской экономики.Лагард явно не удивилась этому и не начала ничего отрицать. Её совершенно безразличная реакция подтвердила, что она была в курсе, поскольку она просто заявила следующее:
“Вы не хуже меня знаете, что ваша страна не была в идеальном состоянии. Вы не хуже меня знаете, что были очень странные персонажи, которые злоупотребляли ситуацией, у которых были свои небольшие армии, у которых была своя система. Они, безусловно, воспользовались тем, что пытались сделать и МВФ, и США, чтобы помочь Украине. Но историю не переписать. Думаю, что в тот момент кредит МВФ, программа, которая была инициирована, были необходимы. Если бы этого не было, положение Украины было катастрофическим. Было ли это реализовано на 100% идеально? Конечно, нет”.
Так что же именно представляли собой эти “двусмысленные заявления”, о которых пишет Spiegel? Это были лишь неудобные для Запада высказывания, но в них не было абсолютно ничего “двусмысленного”. Совсем наоборот. Но, конечно же, журнал не рассказывает своим читателям, о чём идёт речь на самом деле.
Кстати, я знаю этих двух пранкеров, так как сам несколько раз был гостем на их телешоу и даже брал у них интервью. Если вам интересно, интервью можно найти здесь.
И да, упоминание этих ребят здесь неудивительно. Год назад, в ноябре, они позвонили Йоханну Вадефулю, который тогда ещё не был министром иностранных дел, представившись Андреем Ермаком, бывшим главой администрации Зеленского, который в пятницу ушёл в отставку из-за своей причастности к украинскому коррупционному скандалу. Вадефулю их звонок точно не показался забавным, потому что, когда вся эта история стала достоянием общественности, бедный Йорик (то есть Йоханн) выглядел совсем не лучшим образом. Подробности вы можете прочитать здесь или узнать их из интервью с пранкерами в этом выпуске Anti-Spiegel-TV. А если вам интересно, вот ссылка на российскую телепередачу, в которой обсуждался телефонный разговор с Вадефулем, и где я тоже был гостем.
Немецкое правительство относится к этим российским пранкерам очень серьёзно. Настолько серьёзно, что Федеральное ведомство по охране конституции (служба внутреннего назначения Германии) даже вынесло официальное предупреждение об их звонках 12 ноября.
“Политическое влияние”
В качестве примера “политического влияния” Spiegel называет следующее:
“Пропагандистская сеть “Голос Европы”, через которую пророссийские политики в Европейском парламенте якобы получали финансовую поддержку”.
Обратите внимание на слово “якобы”. Проще говоря, это означает, что ничего не доказано, но вокруг “Голоса Европы” в ЕС был такой огромный ажиотаж, что его интернет-платформа была заблокирована.
Смотрим дальше:
“Инструментализация исламистских и других атак в Германии, таких как та, что произошла на рождественской ярмарке в Магдебурге в 2024 году. Российские каналы дискредитировали федеральное правительство и восхваляли “АдГ” как позитивную альтернативу. Цель: усилить социальную напряжённость в Германии”.
Конечно, во всём опять виновата Россия, по-видимому, даже в исламистском терроризме в Германии. Вообще-то, критика федерального правительства должна быть разрешена в демократическом государстве. Дискредитация — едва ли подходящее слово, поскольку именно федеральное правительство в конечном итоге отвечает за безопасность в Германии.
И отмечу, что именно политика последних федеральных правительств привела к росту “социальной напряжённости в Германии”, которая существует в ФРГ уже много лет, и её усиление напрямую связано с тем политическим расколом, в рамках которого теперь уже принято стигматизировать критиков государственной политики такими обозначениями, как “правые”, “понимающие Путина”, “отрицателями изменений климата” и бог знает кем ещё.
Этот раскол немецкого общества — вина не России, а федеральных правительств, как минимум, последних 10–15 лет. И “Альтернатива для Германии” стала настолько сильной именно потому, что этот раскол в Германии усиливается.
Но теперь, по всей видимости, и в этом виновата Россия. По крайней мере, так утверждает Spiegel.
“Кинетические операции”
В качестве первого примера “кинетических операций” Spiegel называет:
“Почтовые отправления с зажигательными устройствами, посланные московскими “низовыми агентами” в Европу в июле 2024 года. Одна из посылок загорелась во время промежуточной остановки в Лейпциге”.
И снова Spiegel выдаёт за факт то, что даже отдалённо не доказано, однако немецкие СМИ продолжают распространять эту историю. В апреле я написал о ней большую статью, в которой рассмотрел все обвинения, поскольку в то время Süddeutsche Zeitung, NDR и WDR активно раздували эту тему.
С тех пор ничего нового не появилось. Нет никаких убедительных доказательств, даже намекающих на связь с Россией, но немецкие СМИ продолжают регулярно сообщать об этих инцидентах.
Второй пример “кинетических операций”:
“Предполагаемые планы нападения российских спецслужб на генерального директора оружейной компании Rheinmetall”.
И снова прекрасное слово “предполагаемые” означает, что никто ничего не знает, но при этом выдвигаются огульные обвинения против России. Кстати, россияне встретили немецкий доклад о том, что российские спецслужбы якобы планировали покушение на главу Rheinmetall, громким смехом, ведь чего, собственно, можно добиться таким покушением? Генерального директора несложно заменить, соответственно, такое убийство ничего не изменит, поскольку Rheinmetall не прекратит производство оружия. “Предполагаемые планы”, без каких-либо доказательств от немецких спецслужб, — всего лишь очередная байка из старой энциклопедии западной пропаганды.
Особенно забавен третий пример “кинетических операций”:
“Повреждение сотен выхлопных труб монтажной пеной в декабре 2024 года. Преступники оставили на автомобилях наклейки с изображением вице-канцлера партии “зелёных” Роберта Хабека. Цель: подогреть настроения в ходе федеральной избирательной кампании”.
То есть, российским спецслужбам больше нечем заняться, кроме как запенить несколько выхлопных труб автомобилей и оставить фотографии Хабека?..
Мало того, что эта история была совершенно идиотской, когда впервые всплыла перед общественностью, позже Spiegel решил пойти ещё дальше и провести “расследование” на эту тему, которое затем представил своим читателям как доказательство российских преступлений. Но это было вовсе не расследование, а плод воображения журнала, поскольку в тот самый день, когда тот опубликовал своё “расследование”, Федеральное министерство внутренних дел заявило, что у него нет абсолютно никаких доказательств российского вмешательства (какая неудача!), о чём можно прочитать здесь.
С тех пор ничего не изменилось, но это не мешает автору Spiegel пересказывать выдуманную историю, полностью придуманную редакцией журнала.
“Кибероперации”
Первый шпигелевский пример “киберопераций” выглядит так:
“Так называемые операции по взлому и утечке данных. В ходе этих операций информация, полученная в результате кибератак, публикуется в целях клеветы, как это произошло во время избирательных кампаний в США (2016) и Франции (2017)”.
И здесь Spiegel лжёт. Я не знаю, что там якобы произошло во Франции в 2017 году, но никакого российского взлома в ходе предвыборной кампании в США 2016 года не было. Это была выдумка американских демократов, которые хотели отвлечь внимание от собственных проблем, связанных с неправомерной поддержкой Демократической партией кандидатуры Клинтон в борьбе с её соперниками на праймериз и скандалом с электронной почтой Хиллари.
Демократы попытались отвлечь внимание аудитории от утечек электронных писем, которые разоблачали недемократическую поддержку Демократической партией Клинтон во время праймериз 2016 года, заявив, что Россия взломала их сервер и опубликовала эти письма. На самом деле эти материалы были опубликованы WikiLeaks, у которого был информатор внутри Демократической партии. А фирма, впоследствии нанятая демократами, не нашла никаких доказательств взлома сервера, о чём позже показал под присягой её генеральный директор в Конгрессе США.
Но это не мешает таким СМИ, как Spiegel, продолжать распространять эту ложь.
Второй пример “киберопераций” звучит так:
“DDoS-атаки на западные организации, в результате которых веб-сайты временно блокируются”.
Может ли автор этой статьи из Spiegel назвать хотя бы одну DDoS-атаку, совершённую Россией?
Нет? А вот я могу назвать DDoS-атаки, которые, судя по всему, осуществляют власти Германии, поскольку с тех пор, как ЕС внёс меня в свой санкционный список, мой немецкоязычный сайт подвергается практически постоянным, мощным DDoS-атакам, которые моей IT-команде пока что удаётся отразить. Однако эти атаки продолжаются непрерывно уже полгода, и это явно не дело рук нескольких активистов. Такое может делать только какое-то государственное ведомство, у которого есть бюджет, чтобы платить хакерам.
“Другие формы влияния”
То, что пишет Spiegel в разделе “Другое”, вообще смешно:
“Инструментализация и контроль потоков беженцев, например, на восточной границе ЕС в 2021 году”.
Не кажется ли вам, что именно госпожа Меркель, под аплодисменты немецких СМИ, таких как Spiegel, направила поток беженцев в Германию в 2015 году, заставив федеральное правительство объявить на арабском и других языках, что беженцам в ФРГ рады?.
То, что произошло на восточной границе ЕС в 2021 году, едва ли заслуживает упоминания, поскольку речь шла не о миллионах беженцев, появившихся после слов Меркель “Мы сделаем это”, а всего о нескольких тысячах. Но что же произошло тогда на самом деле?
В 2021 году в рамках санкций против Белоруссии, введенных после президентских выборов 2020 года, ЕС приостановил действие соглашения о границе, в котором Белоруссия, среди прочего, обязалась не пропускать беженцев в Евросоюз. Поскольку европейцы больше не желали выполнять свою часть соглашения, Минск сделал то же самое и прекратил препятствовать беженцам на пути в ЕС. В конце концов, почему Белоруссия должна в одностороннем порядке придерживаться соглашения, которое Европа больше не хотела соблюдать?
Spiegel всерьез использует это, чтобы обвинить Россию в использовании и контроле потоков беженцев в ЕС. Однако Москва не имела к этому никакого отношения, поскольку речь шла о Белоруссии, а не о России.
Военная пропаганда вместо журналистики
Итак, мы видим, что ни одно из обвинений, перечисленных здесь журналом Spiegel со ссылкой на якобы секретный документ правительства Германии, абсолютно не соответствует действительности. Некоторые из них — полностью сфабрикованные истории, другие — давно опровергнутые обвинения или заявления, которым нет ни малейших доказательств. Ни одно из них не подкреплено никакими фактами.
Но это не мешает Spiegel представлять и распространять эту ложь как факты. Что это, если не военная пропаганда по определению?