В понедельник издание Politico сообщило, что Еврокомиссия намерена предложить странам ЕС взять кредиты для Киева. Большинство стран-членов выступают против этого шага, поскольку продолжают полагаться на “репарационный кредит”, который до сих пор блокировался правительством Бельгии.
У ЕС больше нет средств для финансирования войны против России на Украине. Большинство стран-членов де-факто имеют чрезмерную задолженность, а Еврокомиссия уже исчерпала все средства, предусмотренные в ее бюджете. Поэтому теперь европейцы пытаются убедить бельгийское правительство экспроприировать российские активы, замороженные в Бельгии, в пользу Украины, поскольку у последней закончатся средства не позднее начала 2026 года.
Бельгия готова сделать это только в том случае, если все страны Евросоюза гарантируют ей солидарную ответственность по любым искам, которые Россия может предъявить в международных судах. Однако государства ЕС против этого. Именно поэтому Евросоюз до сих пор не смог договориться об экспроприации российских средств и их использовании в качестве “репарационного кредита” для Украины.
В понедельник издание Politico сообщило, что Еврокомиссия может предложить странам ЕС взять совместный кредит в размере десятков миллиардов евро для поддержки Украины, если не будет достигнуто договоренности о “репарационном кредите” для Киева с использованием российских активов .
Соответственно, ожидается, что ЕК представит новое предложение об экспроприации российских активов в ближайшие недели, а также идею совместного выпуска долговых обязательств. Кроме того, может быть и третий вариант: отказ от дальнейшей финансовой поддержки Украины. Пока что думается, что только Венгрия поддержала бы такое предложение.
Источники Politico подчеркнули, что большинство стран ЕС не приветствуют перспективу увеличения долга, поскольку по-прежнему рассматривают “репарационный кредит” в качестве наилучшего механизма финансирования Киева. Это неудивительно, поскольку тогда государствам Евросоюза не пришлось бы тратить собственные средства. Но для этого им необходимо заставить Бельгию взять на себя все риски.
Статья в Politico появилась в понедельник утром. Сообщения о финансировании войны были одной из тем, которые она освещала. Для полноты картины я перевел этот раздел:
Начало перевода:
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ УКРАИНЫ ПОСЛЕ ФИАСКО EUCO? По словам трёх евродипломатов, странам ЕС может быть предложено совместно занять десятки миллиардов евро в рамках “Плана Б” для поддержания Украины на плаву после того, как Бельгия отвергла планы использования замороженных российских активов в качестве финансовой поддержки для Киева.
Три варианта: Ожидается, что в ближайшие недели вместе с репарационным кредитом и третьим вариантом: отделением Украины, в документе Европейской комиссии столицам ЕС будет представлен вариант совместного списания долга Украины, сообщили дипломаты. (Они заявили, что только Венгрия поддержит третий вариант.)
План Б: В прошлый четверг, когда стало ясно, что Бельгия не откажется от своих возражений по поводу использования российских активов, замороженных в брюссельской системе Euroclear, несколько глав государств и правительств предложили совместный план погашения долга Украины на саммите Европейского совета, сообщил один из дипломатов ЕС (которому, как и другим, была предоставлена анонимность для обсуждения хода закрытых дискуссий).
Час расплаты настанет: Перспектива того, что странам ЕС, многие из которых и без того имеют огромную задолженность, придётся ещё сильнее погрязнуть в долгах, чтобы помочь Украине, накаляет страсти. Если Киев не получит новых финансовых вливаний, к концу первого квартала 2026 года у него возникнут серьезные финансовые трудности, а единственным реальным вариантом на данный момент является Европа.
Ситуация накаляется: надвигающаяся пропасть означает, что Комиссии придется работать сверхурочно, чтобы представить свои предложения как можно быстрее. Окончательное решение о дальнейшем пути должно быть принято главами государств и правительств не позднее саммита EUCO 18 декабря. Послы ЕС обсудят последствия фиаско прошлого четверга в среду.
Оригинальный вариант лучше всего: Учитывая риски дальнейшего накопления долга, двое дипломатов подчеркнули, что большинство стран ЕС, хотя и не все, по-прежнему считают использование замороженных российских активов “предпочтительным” вариантом. Совместный долг, вероятно, был использован как “пугало”, чтобы заставить страны действовать.
Чётко и ясно: “Зачем обсуждать альтернативные решения? Это [кредит на репарации] — единственное, что у нас есть”, — сказал четвёртый дипломат. “И мы должны быть честны на счет этого”.
Неудачное время: Они также указали на неудачное время, чтобы объяснить, почему EUCO не удалось добиться ожидаемого результата в четверг. Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер, который сейчас находится в разгаре сложных бюджетных переговоров внутри страны, увидел последнее юридическое предложение Еврокомиссии по репарационному кредиту только утром в день саммита, сообщили два дипломата. Трудно представить, чтобы он сразу же подписал что-то, что могло бы наложить на Бельгию финансовые обязательства.
Дежавю: В 2023 году Венгрия наложила вето на план финансирования Украины, но затем в последний момент отступила, допустив одобрение кредита в размере 50 миллиардов евро в феврале 2024 года. Однако в то время ЕС был не одинок: США продолжали оказывать финансовую помощь Украине.
Итог: ЕС уже сталкивался с подобным и успешно выполнял свои обязательства по поддержке Киева. Но на этот раз ситуация выглядит ещё более пугающей, поскольку других крупных доноров уже нет, а некоторые крупные страны Европы (например, Франция) столкнулись с серьёзными бюджетными проблемами. Репарационный кредит — это что-то новое и для ЕС. Ожидаются дальнейшие потрясения.
Конец перевода