ГлавнаяАналитикаВойна на Украине. Американский аналитический центр предлагает “быстрое решение для Украины”

Война на Украине. Американский аналитический центр предлагает “быстрое решение для Украины”

Аналитический центр Council on Foreign Relations (Совет по международным отношениям) опубликовал статью, предлагающую “быстрое решение для Украины”. Интересно посмотреть, кто её написал, то есть, кто же предлагает реалистичный путь к прекращению войны. Однако этой идее, скорее всего, не суждено быть реализованной (из-за европейцев).


В данной статье упоминается американская организация RAND Corporation (“РЭНД корпорейшн”), внесенная в реестр организаций, деятельность которых признана нежелательной в РФ. Для удобства читателей информация об этом публикуется до основного текста.


Постоянные читатели моих сайтов, думаю, помнят, что ещё в 2023 году я подробно рассказывал о материале, опубликованном RAND Corporation и о том, как этот доклад постепенно реализовывался в течение года. Результатом стало прекращение американской помощи Украине в конце 2023 года, которая возобновилась только в 2024 году в гораздо меньших масштабах. Уже тогда было очевидно, что влиятельные силы в Штатах хотели выйти из конфликта и переложить его (включая все издержки и риски) на европейцев.

Вступив в должность в начале 2025 года Трамп быстро и решительно продвинул эту идею. Однако не думаю, что это можно было сделать с кондачка, поэтому и СМИ, и политики еще с конца 2023 года постепенно готовили европейскую общественность к тому, что Европе придётся взять на себя “больше ответственности” – именно поэтому европейцы не были особо шокированы, когда это стало реальностью.

Автором материала, опубликованного RAND, был Самуэль Чарап, один из самых влиятельных советников в США. То, что он является очень влиятельной персоной, было очевидно, например, в декабре 2023 года, когда его пригласили на “русский ужин” к немецкому послу в Вашингтоне, в рамках которого обсуждались переговоры с Россией. Дискуссия была сосредоточена на том самом докладе RAND, который Чарап написал в начале 2023 года. В нем утверждалось, что США не получают никакой выгоды от этой войны и поэтому должны выйти из украинской авантюры. Эта цель была почти достигнута к декабрю 2023 года, так как к тому времени Штаты прекратили помощь Украине (и, как уже упоминалось, возобновили её в меньших масштабах только в 2024 году, а затем Трамп окончательно прекратил её).

Теперь Чарап написал ещё одну интересную статью, на этот раз для Совета по международным отношениям, одного из самых влиятельных американских аналитических центров. Я нашел перевод статьи Чарапа для вас, поэтому сначала я процитирую его, а после этого добавлю несколько комментариев от себя:

Быстрое решение для Украины

Как разработать гарантии безопасности, которые Киев и Москва сочтут надежными

Самуэль Чарап и Джереми Шапиро

В дискуссиях о прекращении войны на Украине американцы и европейцы все больше сосредотачиваются на предоставлении Киеву гарантий безопасности. После более чем десятилетия конфликта с Россией, включая четыре года полномасштабной войны, Украина, что вполне понятно, не верит в то, что Москва будет соблюдать какое-либо перемирие. Прежде чем подписать его, Киев хочет получить от ключевых партнеров гарантии, что в случае нового нападения России Украина не будет оставлена на произвол судьбы.

Чтобы удовлетворить это требование, некоторые союзники предложили предоставить Украине гарантии по образцу статьи 5 НАТО, которая гласит, что нападение на одну страну НАТО является нападением на всех. Другие рекомендовали разместить в стране европейские войска, чтобы придать таким гарантиям вес. Но эти предложения не вызывают доверия.

Союзники по НАТО категорически отказываются напрямую вмешиваться в текущую войну, поэтому любые их обещания сражаться с Россией в новом конфликте просто не заслуживают доверия. Кремль знает это лучше всех, и такой блеф его не удержит.

Американские и европейские лидеры могут предоставить Украине реальную послевоенную гарантию. Но для этого им придется придерживаться обещаний, которые заслуживают доверия. А это означает, что в случае нарушения Россией соглашения о прекращении огня они должны будут принять более жесткие меры, чем те, которые принимаются сейчас. Другими словами, если Москва снова нападет на Украину, союзники страны вновь введут санкции против России, предоставят Киеву новую финансовую поддержку и предложат Украине военную помощь, выходящую за рамки того, что они могли бы предложить в мирное время. США и их союзники закрепят эти обещания в законах и создадут механизмы, которые будут активированы в случае нападения России.

Эти гарантии, конечно, не являются обязательствами, подобными статье 5. Но в сочетании с мирными мерами, укрепляющими украинскую армию (которая останется для Киева основным инструментом сдерживания), они все же повлияют на расчеты Кремля. Другими словами, США и Европа могут помочь обеспечить, чтобы любая новая агрессия была для России непомерно дорогой, даже без прямого вмешательства.

Доверие и легковерность

Страны НАТО приложили огромные усилия, чтобы помочь Киеву противостоять вторжению Москвы, которое началось в феврале 2022 года. Среди многих других мер они ввели все более жесткие санкции против России, предоставили Украине важную разведывательную информацию и снабдили ее современным оружием (в том числе средствами противовоздушной обороны). Но они последовательно заявляли, что не готовы вступать в войну с ядерной державой из-за Украины, и отказались отправлять войска. Они также отказались предоставить Киеву членство в НАТО. И они не позволяют Украине использовать оружие стран НАТО таким образом, который, по их мнению, может втянуть их в конфликт.

Новые обещания нескольких европейских стран направить войска на Украину после заключения соглашения о прекращении огня могут свидетельствовать о смене этого подхода. Однако любые “силы сдерживания”, как их называют лидеры континента, вряд ли будут иметь большое значение. Европа отказалась воевать с Москвой от имени Киева в этой войне, потому что это не соответствует основным интересам национальной безопасности континента. Европейская общественность также последовательно выступает против прямого вмешательства. Размещение войск после прекращения огня не изменит этих реалий. Если Франция, Великобритания или любые другие страны пошлют войска, и они подвергнутся российскому нападению, они вполне могут уехать на первом поезде.

США и Европа не готовы воевать от имени Украины. Однако они явно готовы ввести санкции против России и предоставить Киеву наступательное вооружение, финансовую поддержку и разведданные. Двусторонние соглашения о безопасности, подписанные в 2024 году между Украиной и ее ключевыми международными партнерами, уже обязывают несколько стран НАТО (включая Вашингтон) последовательно предоставлять такую помощь как во время войны, так и после ее окончания. Но Украина также нуждается в обещании, что ее партнеры резко увеличат поддержку в случае будущей агрессии со стороны России, и в структурированном процессе, гарантирующем выполнение этого обещания. Страны-гаранты должны дать понять Москве, что новая агрессия встретит не только сопротивление Украины, но и массивное усиление внешней поддержки.

Санкции являются самым быстрым инструментом. В рамках любого соглашения с Москвой США и Европа, вероятно, согласятся ослабить некоторые из своих экономических ограничений. Но если Москва нарушит соглашение, они должны будут снова исключить российские банки из SWIFT. Они также должны вновь ввести полный контроль над экспортом товаров двойного назначения и высокотехнологичных товаров, возобновить запреты на инвестиции в суверенный долг и энергетику, а также ввести строгие ценовые ограничения на экспорт нефти. Союзники Украины также могут усилить санкции, если Россия продолжит свою агрессию. Первый уровень может заморозить любые российские активы, хранящиеся за рубежом; второй может распространить санкции на судоходство, страхование и торговлю сырьевыми товарами; а третий может ввести вторичные санкции в отношении юридических лиц в третьих странах, особенно тех, которые поддерживают военную экономику России путем закупок нефти и газа (что Вашингтон и Европа не были готовы сделать в ходе текущей войны).

Конечно, одни санкции не могут остановить российские танки. Для этого Украине понадобится больше оружия. Если Москва согласится на прекращение огня, США и Европа перестанут наводнять Украину наступательным вооружением и начнут поставлять ей оружие, позволяющее реализовать оборонительную стратегию типа “дикобраз”, включающую средства противовоздушной обороны, противотанковые системы и беспилотники. Однако если Россия нарушит соглашение, партнеры Киева быстро увеличат поток наступательной помощи. Им нужно будет снабдить страну ракетами большей дальности, такими как армейские тактические ракетные системы (ATACMS) из США и Storm Shadows из Франции и Великобритании. Им придется ускорить поставки боевых самолетов, бронетехники, беспилотников дальнего действия и артиллерии. Им также нужно будет снять действующие ограничения на дальность и разрешить Киеву использовать предоставленные системы против военных целей на территории России, при условии, что эти цели напрямую связаны со вторжением. Обмен разведывательной информацией для нацеливания на российские силы, приостановленный в мирное время, возобновится.

Последним инструментом надежной гарантии безопасности является финансовая помощь. В конце концов, война — это испытание как экономической выносливости, так и боевых способностей, и Украине понадобится денежная помощь, чтобы оставаться на плаву во время боевых действий. Таким образом, страны “Большой семерки” должны создать постоянный фонд стабилизации Украины, который сможет оказать Киеву экстренную помощь. Если Россия и Украина будут жить в мире, фонд будет финансировать восстановление Украины и оказывать макроэкономическую помощь. Но если Россия возобновит свои атаки, фонд будет распределять крупномасштабную бюджетную поддержку и финансировать военное производство, позволяя Украине продолжать боевые действия столько, сколько будет необходимо.

Гарантия возврата денег

После начала войны внешняя помощь Украине была дискретной и часто задерживалась, становясь предметом длительных политических дебатов. Чтобы быть эффективными, эти гарантии безопасности не могут быть столь же нестабильными. Напротив, они должны применяться быстро и автоматически. Поэтому гаранты Украины должны создать четкую структуру, согласованные триггеры и финансовые и правовые механизмы, которые обеспечат выполнение каждым государством своих обязательств.

Союзники Украины могут достичь этого, закрепив некоторые из своих обязательств в законе. Например, Вашингтон мог бы принять закон, который вводит автоматические санкции против России и предоставляет средства Украине в случае возобновления российской агрессии. Европейский Совет должен ввести аналогичный механизм. Обычно для введения санкций ЕС требуется единогласие. Но есть обходные пути, а именно положения о квалифицированном большинстве, которые государства-члены ЕС могут использовать для повторного введения ограничений.

Процесс запуска этих гарантий должен быть быстрым и прямым. Если Киев обвинит Москву в нарушении перемирия, министры иностранных дел стран-гарантов должны собраться в течение 48 часов, чтобы рассмотреть претензии Украины и тщательно изучить разведывательные данные из различных источников. И если большинство государств-гарантов не сочтут Украину неправой, санкции должны вступить в силу. Эта система может дать Киеву значительные полномочия, но перекладывание бремени доказывания крайне важно для сдерживания Кремля. В противном случае Россия может постепенно продвигаться через линию прекращения огня, не вызывая для себя никаких последствий.

Чтобы Украина быстро получила военную поддержку, которая ей понадобится в случае возобновления российского наступления, США и Европа должны подписать постоянные контракты со своими оборонными предприятиями на производство ракет дальнего действия, современных самолетов, артиллерийских систем и другого оружия, необходимого для поддержки Киева. Партнеры Украины также должны заранее разместить боеприпасы в специальных хранилищах на территории приграничных государств. Аналогичным образом, НАТО должно обеспечить, чтобы учебные центры в Германии, Польше и Великобритании всегда имели места для украинских войск на случай возобновления войны и необходимости приведения резервистов Киева в боевую готовность.

Наконец, США и Европа должны регулярно пересматривать эту систему. Они должны публиковать совместный отчет о состоянии безопасности Украины, эффективности гарантий и готовности механизмов восстановления санкций один раз в год. Парламентские комитеты Конгресса США, Европарламента и различных национальных законодательных органов Европы также должны проводить собственные слушания. Это поможет обеспечить сохранение демократической легитимности этой системы и, следовательно, ее поддержки.

Что есть и чего никогда не будет

Гарантия безопасности, основанная на резком возобновлении санкций, финансирования и поставок оружия, возможно, не обладает величием статьи 5 Устава НАТО или бравадой развертывания европейских войск на Украине. Но для Киева это иллюзии, а не реальные возможности. Украинцам не стоит полагаться на то, что США и Европа сделают в будущем то, что они неоднократно отказывались делать на протяжении последних 10 с лишним лет.

Эти меры, напротив, вызывают доверие именно потому, что НАТО уже продемонстрировало готовность их принять. Другими словами, они могут дать Украине уверенность , что ее не бросят, не вселяя при этом ложных надежд. Они могут дать понять России, что нападение повлечет за собой автоматическое наказание. И вместе с собственными мощными вооруженными силами Украины (и мирными поставками военной помощи) они могут сдержать Кремль и обеспечить прочный мир.

Несколько комментариев по этой статье

Самуэль Чарап — эксперт по конфликту на Украине и вокруг неё. Он должен понимать, что лучшей “гарантией безопасности” для Украины было бы прекращение всяческих разговоров о её вступлении в НАТО и обретении ею ядерного оружия (именно этим Зеленский угрожал за пять дней до российского вмешательства). Оба этих события представляли собой настолько фундаментальные угрозы безопасности России, что война стала неизбежной – и, следовательно, затем разразилась. Но, конечно, Чарап не может заявить об этом публично; тогда он, вероятно, потерял бы работу в американских аналитических центрах.

Так как я прочитал и перевел уже достаточно много текстов Чарапа, я понимаю, что он всё это отлично знает. В отличие от байденовских демократов и европейцев, он никогда не призывал к тому, чтобы Украина вступила в НАТО (по крайней мере, если смотреть с 2022 года). Чарап всегда указывал на другие решения для так называемых “гарантий безопасности”. Несмотря на то, что американский аналитик, безусловно, считается “антироссийским”, ему свойственна здоровая доля реализма, а это сегодня крайне редкое явление для западных правительственных кругов.

Следовательно, Чарап должен понимать, что российское правительство решило вмешаться в ситуацию не просто так, а потому, что Москва увидела в происходящем экзистенциальные угрозы. И даже если будет достигнуто прекращение огня, но эти угрозы – то есть возможное вступление Украины в НАТО, размещение западных войск на украинской территории или возможное обретение страной ядерного оружия – возникнут снова, никакое автоматическое введение пусть и самых жёстких санкций не удержит Россию от повторного предотвращения этого. Даже если придется снова решать проблему силой. И Чарап, я уверен, это осознаёт.

Тем не менее, его предложение определённо привлекательно, поскольку оно предлагает европейским лидерам, охваченным пламенем собственной военной истерии, способ закончить войну без особой потери лица (конечно, если они вообще хотят её закончить).

Они могли бы предпринять все меры, предлагаемые Чарапом, и похвастаться перед европейской общественностью окончанием войны и предоставлением Украине эффективных гарантий безопасности. Однако в этом случае им придётся гарантировать, что Киев не спровоцирует новый конфликт с Россией, чтобы не оказаться в неловком положении, связанном с необходимостью применять данные ему гарантии безопасности на практике.

И ещё кое-что важно: для того, чтобы эти меры действительно возымели эффект, который можно было бы убедительно преподнести европейской общественности, Западу пришлось бы снять практически все санкции с России после прекращения огня. В конце концов, в чем должен заключаться сдерживающий эффект жёстких санкций, если они и так уже действуют?..

Однако же, поскольку этот сценарий также подразумевает разблокирование российских активов, находящихся в Европе, он становится нереалистичным, поскольку ЕС нуждается в этих средствах для компенсации масштабной помощи Украине, которая была уже частично предоставлена, так как европейцы считали, что смогут каким-то образом конфисковать российские средства и присвоить их.

Предложение Чарапа могло бы сыграть важную роль в урегулировании конфликта, ведь оно учитывает требования России о нейтральной Украине и может отвлечь европейскую общественность — в интересах тех, кто находится у власти в Европе, — от того факта, что украинская авантюра стала бессмысленным фиаско для бюджетов и экономик стран ЕС. Страны Евросоюза могли бы каким-то образом представить всё это своим гражданам как своего рода победу, и европейские СМИ, безусловно, помогли бы им в этом.

Но поскольку большинство глав государств и правительств Евросоюза, и особенно сама Еврокомиссия, настолько поглощены своей антироссийской яростью, что слепы и глухи ко всему, что происходит вокруг, предложение Чарапа вряд ли найдёт большой отклик в Европе.

Очень жаль, ведь это означает, что война будет продолжаться еще какое-то время и что все еще существует риск ее перерастания в крупную европейскую войну.

НОВОЕ

Премия мира? Кто такая Мария Мачадо, лауреат Нобелевской премии мира?

Венесуэльскому оппозиционному политику Марии Корине Мачадо присудили Нобелевскую премию мира, что, скорее всего, вызовет гнев президента США Дональда Трампа, учитывая его собственные амбиции в...

Подрыв “Северного потока” – Польша назвала экстрадицию украинца, проходящего по делу о “Северном потоке”, в Германию “плохой идеей”

Координатор польских спецслужб Томаш Семоняк призвал прокуратуру воспрепятствовать суду в экстрадиции арестованного Владимира Журавлева. Польша что-то скрывает? На основании европейского ордера на арест, выданного Германией,...

Правительство Германии признаёт, что не располагает никакими достоверными доказательствами “агрессивных планов России”

На портале FragDenStaat правительству Германии был задан вопрос о том, где и как можно найти заявления Владимира Путина о планах России напасть на Германию,...

Читайте также

Подрыв “Северного потока” – Польша назвала экстрадицию украинца, проходящего по делу о “Северном потоке”, в Германию “плохой идеей”

Координатор польских спецслужб Томаш Семоняк призвал прокуратуру воспрепятствовать суду в экстрадиции арестованного Владимира Журавлева. Польша что-то скрывает? На основании европейского ордера на арест, выданного Германией,...

Что НАТО обещало Киеву до эскалации 2022 года, и что это означает для Европы сегодня?

Я неоднократно говорил о том, что НАТО обещало Киеву военную поддержку в случае эскалации ситуации с Россией, чем подтолкнуло украинское правительство к войну с...

Что такое Будапештский меморандум?

Обсуждая вопрос о том, кто виноват в украинском конфликте, противники России зачастую ссылаются на Будапештский меморандум, который та якобы нарушила. Поэтому давайте разберёмся, что...