Президент США Дональд Трамп требует, чтобы страны ЕС и НАТО полностью прекратили импорт российской нефти и ввели пошлины для стран, продолжающих это делать. За этим скрывается стратегия, которая гораздо более хитра, чем кажется на первый взгляд.
Президент США недавно потребовал от стран ЕС и НАТО полностью отказаться от импорта российской нефти, утверждая, что это пополняет российский военный бюджет. В своем посте на Social Truth в субботу он написал, что альянс делает недостаточно для прекращения войны на Украине, пока его государства-члены продолжают импортировать российскую нефть. Он также потребовал, чтобы страны НАТО ввели 50- или 100-процентных пошлины на китайские товары, так как это якобы положит конец китайской поддержке России и, следовательно, войне.
Далее Трамп заявил, что если страны ЕС и НАТО полностью откажутся от российской нефти и введут высокие пошлины против Китая, он сам будет готов ввести те жесткие санкции против России, которых требует ЕС.
Эти требования — не спонтанная прихоть Трампа; они уже больше недели мелькают в заголовках международных СМИ. Ради этого американский лидер, похоже, оказывает давление и на Большую семерку. А в пятницу министр энергетики США Крис Райт заявил, что ЕС может полностью отказаться от российского газа в течение шести-двенадцати месяцев, заменив его американским сжиженным природным газом.
На первый взгляд, всё кажется вполне логичным
После того, как США перешли на фрекинг в 2000-х годах и впоследствии стали крупнейшим мировым производителем нефти и газа, каждое американское правительство в течение последних примерно 15 лет стремилось завоевать европейский рынок нефти и газа и вытеснить Россию.
Из-за высокой стоимости гидроразрыва пласта добыча американской нефти может быть рентабельной только при ценах выше 40 долларов за баррель. Однако, поскольку цены на нефть стабильно превышают этот порог, такой метод стал конкурентоспособным на мировых рынках, несмотря на то, что рентабельность американских компаний ниже, чем при добыче традиционной нефти.
Ситуация с газом, получаемым методом гидроразрыва пласта, выглядит иначе: высокие издержки на добычу усугубляются высокими транспортными расходами на СПГ-танкерах. Из-за этого американский газ в Европе на 30–50% дороже трубопроводного, который европейцы импортируют из России уже почти 50 лет. Американский газ был неконкурентоспособен в Европе, и до 2022 года европейский частный сектор не желал даже инвестировать в строительство терминалов СПГ без масштабных государственных инвестиций, поскольку на дорогой газ из США не было спроса. Дело дошло до того, что в 2019 году, будучи в отчаянии, американский министр энергетики назвал газ, добываемый методом гидроразрыва пласта, “газом свободы”, пытаясь хоть так замотивировать европейцев покупать газ из Штатов по завышенным ценам.
Таким образом, февральская эскалация 2022 года на Украине стала настоящим подарком для США и их нефтегазовой отрасли, ведь теперь европейцы внезапно оказались готовы сделать то, чего американцы тщетно пытались добиться более десятилетия: объявить войну импорту нефти и газа из России. В результате почти все государства-члены ЕС отказались от российских газо- и нефтепроводов (за исключением Венгрии и Словакии), с головокружительной скоростью построили импровизированные терминалы СПГ и фактически стали выпрашивать у США нефть и газ. Подрыв “Северного потока” громко завершил этот процесс.
Однако ЕС не особо последователен в своём отказе от нефти и газа из РФ, несмотря на резкие заявления Еврокомиссии. Он по-прежнему импортирует из России много СПГ, что означает, что Евросоюз платит за тот же самый российский газ, который получал по трубопроводам до 2022 года, но теперь ощутимо больше, просто потому, что тот идет в виде СПГ.
Да и решение ЕС отказаться от российской нефти, так сказать, половинчатое, поскольку российская нефть теперь идёт в Индию, перерабатывается там в бензин и продаётся в Европу. Европейские автомобили по-прежнему ездят на бензине, а европейские самолёты летают на керосине, полученном из российской нефти.
Поэтому неудивительно, что Дональд – drill, baby, drill -Трамп теперь требует от европейцев и НАТО полного отказа от российской нефти и газа, ведь он, по сути, прав, когда указывает им на их непоследовательность. Либо они против России и тогда им придётся отказаться от российских источников энергии, либо их позиция – сплошные двойные стандарты.
Трамп — лоббист американской нефтяной промышленности и бизнесмен. Поэтому, когда американские корпорации могут заработать, он рад помочь. Втягивание европейцев в ещё более глубокую и необратимую зависимость от американской нефти и газа — гарантия огромных прибылей для нефтяных компаний США на десятилетия вперёд.
Проблемы
Одна из проблем с требованиями Трампа заключается в том, что Венгрия и Словакия добились освобождения от европейских санкций и продолжают получать нефть и газ из России по трубопроводам. Из-за этого обе страны уже давно находятся под давлением Брюсселя, а теперь к нему может добавиться давление Вашингтона.
Венгрия и Словакия получают нефть по трубопроводу “Дружба”, идущему через Украину, а газ — по трубопроводу “Турецкий поток”, проходящего через Турцию.
Кстати, Турции, как члена НАТО, конечно же, также касаются требования Трампа отказаться от российской нефти и газа, но турки не присоединились ни к одним антироссийским санкциям и уж точно не откажутся от дешёвых и надёжных поставок из России.
Китай и Индия
Не секрет, что США – независимо от того, кто там у власти – считают Китай своим важнейшим конкурентом и хотят его ослабить. Как с точки зрения администрации Байдена, так и с точки зрения Трампа, ЕС действует слишком нерешительно в торговой войне против Китая. Американцы уже на протяжении нескольких лет требуют, чтобы ЕС присоединился к высоким пошлинам против Китая, но европейцы, несмотря на резкую антикитайскую риторику Брюсселя, делают это весьма неохотно, ведь Китай является их важнейшим торговым партнером.
Поэтому неудивительно, что Трамп теперь ссылается на европейские требования ввести жёсткие санкции против России и соглашается сделать это, если ЕС наконец введёт 50-процентные или 100-процентные пошлины на импорт из Китая. Даже США не вводят таких высоких пошлин против Китая, потому что Трамп не идиот, но он требует их от ЕС в обмен на жёсткие санкции против нефти и газа из РФ, а также против российского банковского сектора.
Попытка Трампа уговорить Индию отказаться от импорта российской нефти путём введения 50-процентных пошлин провалилась. Вместо того чтобы подчиниться Трампу, индийское правительство увеличило импорт российской нефти и начало стремительно сближаться с извечным соперником американцев, Китаем. Премьер-министр Индии Моди больше не отвечает на телефонные звонки от Трампа, и, по сообщениям индийских СМИ, он даже отменил свою поездку на Генеральную Ассамблею ООН в конце сентября, чтобы избежать случайной встречи американским президентом.
Кроме того, страны БРИКС начали сплачиваться, наблюдая за действиями Трампа, и теперь хотят более тесно координировать свои действия в ответ на западные санкции и пошлины.
И здесь попытка американского лидера убедить европейцев ввести высокие пошлины против Индии вполне логична. Он хочет усилить давление на страну, и для этого ему нужны европейцы.
Чего же на самом деле хочет Трамп?
Всё это звучит логично и связно, и все мы знаем, что Трамп известен своей привычкой постоянного выдвижения самых острых требований. Но, как я уже сказал, он не идиот. Он часто выдвигает максимальные требования, сочетая их с угрозами и давлением, а затем отступает и идёт на “уступки”. Такая тактика позволяет ему добиться большего и быстрее, чем какая-то иная.
Поэтому можно предположить, что президент США не верит, что сможет убедить все страны НАТО и ЕС отказаться от нефти и газа из России и ввести высокие пошлины против Китая и Индии. Но он, безусловно, надеется, что его угрозы приведут к подвижкам.
И он явно рассчитывает на европейцев, которые, естественно, находятся под внутренним давлением, поскольку из Брюсселя и других столиц ЕС уже неоднократно звучали призывы полностью отказаться от нефти и газа из РФ и принять более жёсткие меры в отношении Китая. Эти голоса, почувствовав поддержку Трампа, окажут давление на Евросоюз.
С другой стороны, хорошо известно, что американский лидер хотел бы улучшить отношения с Владимиром Путиным и что он заинтересован в том, чтобы американские компании снова получили доступ к российским природным ресурсам. Особенно Трампа интересуют редкоземельные металлы.
В ЕС возмущаются, что президент США практически не критикует Владимира Путина в своих публикациях и демонстрирует полное нежелание вводить жёсткие санкции против России, которых требуют европейцы. Трамп также очень осторожно отреагировал на инцидент с беспилотниками в Польше, в то время как ЕС надеялся, что этот случай поможет усилить его враждебность по отношению к России.
New York Times справедливо отметила, что американский лидер предъявляет НАТО нереалистичные требования, требуя полного отказа от нефти и газа из РФ. Из-за сопротивления Венгрии и Словакии ЕС будет сложно реализовать это, да и никто не верит, что Турция решит последовать воле Штатов.
Washington Post рассматривает нереалистичные требования Трампа как политический ход. Перекладывая вину на Евросоюз, который продолжает покупать нефть и газ из России, и одновременно требуя введения (самоубийственных) пошлин против всех стран, продолжающих покупать российскую нефть и газ, он также может снизить внутриполитическое давление. В конце концов, в его собственной партии есть ястребы, которые настаивают на жёстких антироссийских санкциях.
Теперь же Трамп может сказать им: “Послушайте, я готов это сделать, но это сработает только при условии, что всё НАТО поддержит. Но они не этого не делают, так почему США должны вредить себе, вводя эти санкции, если НАТО и ЕС не готовы поддержать?”
Трамп в любом случае выйдет победителем
Таким образом, требования Трампа, скорее всего, являются скорее политическим манёвром, чем чем-то серьёзным.
Но это хитрый манёвр, ведь если все пойдёт по плану, Трамп может добиться серьёзного успеха в борьбе с Китаем и заключить крупную сделку для американской нефтяной промышленности, которая столкнётся даже большим спросом со стороны ЕС, чем могла бы удовлетворить. Американские нефтяные компании не могли даже мечтать об этом до февраля 2022 года.
То, что Евросоюз на фоне всего этого экономически катится в пропасть, не имеет никакого значения для США. Они перетягивают к себе как можно больше промышленности и денег из Европы, чтобы уничтожить Европейский Союз как экономического конкурента. Серьёзно ослабленный и обедневший ЕС — неплохой вариант для американских властей, поскольку это ещё больше укрепит его зависимость от Штатов. И абсолютно неважно, насколько обеднеет Европа. Она ещё очень долго будет оставаться важнейшим рынком сбыта для американского оружия, нефти и газа.
Таким образом, Трампу все равно, выполнят страны НАТО его требования или нет. Если они этого не сделают, он сможет оправдаться перед американскими ястребами и связать свой отказ от жёстких санкций против России нежеланием альянса, работать сообща. Одновременно с этим американский лидер может попытаться достичь соглашения с Россией по редкоземельным металлам и другим вопросам.
Если же НАТО выполнит его требования, Китай и Европа будут экономически ослаблены, а ЕС станет ещё более зависимым от США, чем сейчас.
Трамп в любом случае выйдет победителем.