Любой, кто послушает, что европейские СМИ и политики мелют о гарантиях безопасности для Украины, будет в шоке, потому что почти всё, что они заявляют и чего требуют, никогда не станет реальностью.
Я уже отмечал в статье “Нереалистичные требования. Переговоры по Украине, инициированные Трампом и Путиным, на грани провала из-за Европы”, что, требуя гарантий безопасности для Украины, европейцы, похоже, преследуют лишь одну цель — сорвать переговоры, поскольку всё, о чем они говорят, нереально.
22 августа в статье под названием “Гарантии Киеву — семь столпов безопасности Украины” немецкий журнал Spiegel резюмировал идеи европейцев. Давайте рассмотрим этот список из семи пунктов, которые выделил журнал, и порассуждаем, насколько реалистичны представленные в нем мысли.
Пункт 1: Встреча Путина и Зеленского
По этому поводу Spiegel пишет следующее:
“Возможная разработка дипломатического процесса, который также может привести к саммиту Путина и Зеленского, а затем к трёхстороннему саммиту с Трампом и европейцами”.
Уже одна только зацикленность на встрече Владимира Путина и Зеленского — ошибочный путь, который ни к чему не приведёт. Встреча глав государств имеет смысл только в том случае, если она хорошо подготовлена, а проблемы находятся на стадии решения. Или, и это редкое исключение, если главы государств действительно настроены на быстрое решение, как это было в случае с необычно спонтанной встречей Путина и Трампа.
Это также относится и к встрече, состоявшейся неделю назад в Белом доме, после которой во всех западных СМИ можно было прочитать, насколько необычно спонтанно это произошло, без тщательной подготовки.
В случае встречи Путина и Зеленского проблема заключается в том, что Россия — победитель в войне, но украинский предводитель отказывается признать этот факт. Встреча с Владимиром Путиным не изменит того факта, что Зеленский отказывается смотреть правде в глаза и, следовательно, не желает вести переговоры, основанные на реальном положении дел. Именно поэтому такая встреча на данном этапе бессмысленна.
Любой, кто хочет разрешить конфликт, должен исходить из реального положения дел и вести переговоры, основываясь на этом. Тот факт, что европейские политики и СМИ постоянно трубят о встрече Путина и Зеленского, свидетельствует о том, что они не заинтересованы в переговорах, поскольку они никогда не сообщают, в чём именно Зеленский готов пойти на компромисс. А он сам прямо заявляет, что не собирается идти ни на какие компромиссы.
Пункт 2: Перевооружение украинской армии
Об этом Spiegel пишет так:
“Способность украинской армии обеспечить мирное соглашение военным путём. Это включает в себя, среди прочего, восстановление подразделений, которые уже три с половиной года обороняются против России, а также необходимую поддержку Запада”.
Европейцы забывают о важном моменте: Россия требует РАЗоружения Украины, поэтому она вряд ли согласится на мирное соглашение, включающее неограниченное ПЕРЕВОоружение. Так что и это требование нереалистично.
Кроме того, перевооружения Украины не будет, даже если Россия согласится на это. Причина в том, что Запад требует, чтобы численность украинской армии после войны составляла от 300 000 до 500 000 человек. Но кто за это заплатит? Украина не может себе этого позволить.Она страна-банкрот.
Кроме того, Украина экономически мертва. Ее население вряд ли составляет 37,82 миллиона человек, как считает немецкая Википедия (на 2024 год). Скорее всего, оно меньше 15 миллионов. Причина в том, что цифра в 37 миллионов не учитывает тот факт, что около десяти миллионов украинцев в настоящее время проживают в России, почти столько же бежали на Запад, а также она включает территории, которые давно уже де-факто являются частью России, например, Крым.
Формально на Украине почти 40 миллионов граждан, но более половины из них уже не живут там, и очень немногие добровольно вернутся в свою обанкротившуюся страну после войны. А потери на фронте, составляющие уже, судя по всему, более миллиона человек, в эту цифру даже не включены.
Неважно, сколько людей – 10, 15 или 20 миллионов – живут сегодня на Украине. Важно, что очень большую их часть составляют пенсионеры и госслужащие. Поэтому возникает вопрос: кто же восстановит украинскую экономику после войны, если в стране будут жить только пенсионеры, госслужащие и солдаты? Кто будет платить налоги, необходимые для функционирования украинского государства?
Если ЕС действительно считает, что Украина должна иметь до полумиллиона солдат после войны, то оплачивать все это будет он сам. И не только солдат и их оружие, но и практически все остальные государственные расходы, поскольку украинская экономика не сможет себе этого позволить.
Требование ЕС о том, чтобы у Украины была сильная и хорошо оснащённая армии после войны означает, что Евросоюзу самому придётся вкладывать в это около ста миллиардов евро ежегодно в обозримом будущем.
Так кто же на самом деле будет за это платить? Откуда возьмутся деньги?
Пункт 3: Европейские войска на Украине
Spiegel пишет по этому поводу следующее:
“Возможное присутствие иностранных войск на Украине для обеспечения мирного соглашения. С политической точки зрения это самый деликатный вопрос, который военные руководители государств-участников уже обсуждали. Здесь основное внимание уделяется моделям сил поддержки, а не надёжному обеспечению режима прекращения огня со стороны западных государств”.
Это можно прокомментировать очень кратко: Россия не согласится на присутствие западных солдат на Украине. Пока европейцы требуют этого, война не закончится, если только в какой-то момент не исчезнет украинское государство.
И это требование снова нереалистично, поскольку европейцы готовы отправлять войска на Украину только имея гарантии безопасности со стороны США. А Штаты неоднократно давали понять, что не гарантируют безопасность европейским солдатам на Украине.
Поэтому мне действительно интересно, почему европейские политики и СМИ так активно тонут в своих иллюзиях. Неужели от нечего делать?
Пункт 4: Никаких ограничений для украинской армии
Относительно этого пункта Spiegel пишет:
“Требование не вводить никаких ограничений для украинской армии по численности личного состава или оснащению”.
Эту тему мы уже рассматривали в пункте 2.
Пункт 5: Вступление Украины в ЕС
По этому поводу Spiegel сообщает следующее:
“Перспектива вступления Украины в Европейский Союз, которое, согласно Договору о ЕС, также сопровождалось бы обязательством оказывать военную помощь”.
Это интересно, поскольку Spiegel тут упоминает, что Договор о ЕС содержит положение о военной помощи. Статья 42, пункт 7 Договора о ЕС содержит обязательство оказывать военную помощь, которое является гораздо более всеобъемлющим, чем знаменитая (но совершенно ни к чему не обязывающая) статья 5 Договора НАТО.
На переговорах в Стамбуле в марте/апреле 2022 года Россия была готова поддержать вступление Украины в ЕС и лишь категорически исключила возможность вступления в НАТО. Вероятно, теперь Россия негативно относится и к вступлению Украины в Евросоюз, поскольку это фактически было бы “незаметным” вступлением в НАТО.
Официального заявления России по вопросу вступления Украины в ЕС пока нет, но все указывает на то, что РФ вряд ли согласится на это после того, как Европейский Союз занял столь откровенно антироссийскую позицию и заявил, что наращивание вооружений продолжится даже после окончания войны.
Пункт 6: Мониторинг возможного мирного соглашения
Spiegel пишет по этому поводу совсем немного:
“Требования к мониторингу прекращения огня и мирного соглашения”.
Наконец мы добрались до действительно конструктивного момента, поскольку, конечно, соглашения о прекращении огня и мире также должны контролироваться, и, конечно, соглашение должно быть достигнуто заранее.
Пока ещё ничего не объявлено, и ещё слишком рано о чем-то говорить. Но: у ЕС снова будет много возможностей сорвать переговоры по этому вопросу, например, если он потребует участия ОБСЕ. Известно, что ОБСЕ, к сожалению, больше не является нейтральной организацией, способной беспристрастно наблюдать за выполнением соглашений. После 2014 года, когда наблюдатели ОБСЕ были на Донбассе, жители Донецка неоднократно заявляли, что представители организации вели себя предвзято и не хотела видеть украинские нападения на мирное население. Позже выяснилось, что наблюдатели шпионили в пользу Украины. Следовательно, организации, контролируемые Западом, не имеют права наблюдать за соблюдением соглашения о прекращении огня и условий мира.
Переговоры о мониторинге, скорее всего, будут нелегкими, поскольку будет сложно найти организацию, которой доверяют обе стороны конфликта.
Пункт 7: “Механизмы, которые Россия может использовать, чтобы нарушить соглашение”
Последний пункт статьи в Spiegel забавен:
“Возможные механизмы, которые Россия может использовать, чтобы нарушить соглашение”.
Какими должны быть эти механизмы в реальности? Собирается ли Запад поставлять Украине оружие для борьбы с Россией, вливать в неё миллиарды и развязать санкционную войну? Все это уже происходит и так.
Или же механизмы должны включать в себя войну европейцев против России?
Когда же европейцы наконец смирятся с реалиями?
Эта война не обострилась бы в феврале 2022 года, если бы Запад не пытался втянуть Украину в НАТО и не поддерживал Киев в его провокациях на Донбассе, которые тот устраивал с конца 2021 года. Запад хотел войны, потому что хотел ослабить Россию, и всерьёз полагал, что санкции быстро разрушат РФ экономически, нанесут поражение якобы слабой российской армии в военном отношении и изолируют её на международной арене.
Если Украина будет соблюдать мирное соглашение, а Запад не будет его саботировать, оно будет работать. Но любые “механизмы” – пустая болтовня.
И если Киев (при поддержке Запада) снова начнет провокации (после заключения мирного соглашения), Россия снова будет вынуждена отреагировать. И что же тогда сделают европейцы? Вступят в войну против России? Они к этому не готовы (по крайней мере, пока). Так что же должно измениться после подписания мирного соглашения?
Заключение
Мы видим, что требования и дискуссии, ведущиеся в Европе, какие-то сказочные. Почти все они совершенно нереалистичны.
Реалистичным решением для Киева было бы признание территориальных потерь (хотя Россия, согласно сообщениям, готова отказаться от своего требования полного контроля над Херсонской и Запорожской областями). Но вывод украинских войск из Донбасса, похоже, не подлежит обсуждению.
Что касается гарантий безопасности, реалистичным решением было бы участие действительно международных организаций, а не европейцев или организаций, контролируемых Западом. Европейцы фактически сами являются участниками войны, поэтому так же не подходят на роль гарантов справедливого решения для обеих сторон, как, например, Северная Корея.
Но европейцы даже не обсуждают этот вопрос, что показывает, что они либо хотят сорвать переговоры, либо всё ещё не осознали реальность. И что все это значит?
А это значит, что война, вероятно, продлится ещё какое-то время. Вице-президент США Джэй Ди Вэнс заявил на выходных, что американское правительство надеется достичь мира на Украине в течение шести месяцев.
Вопрос в том, насколько далеко российские солдаты пройдут по фронту к тому времени…