В своем недавнем интервью Ангела Меркель обвинила Польшу и страны Балтии в блокировании переговоров с Владимиром Путиным. Однако её заявления настолько противоречивы и откровенно лживы, что возникает вопрос: что она имела в виду, говоря об этом?
В данной статье упоминается Петр Порошенко, внесенный в России в реестр террористов и экстремистов. Для удобства читателей информацию об этом мы сообщаем в начале статьи.
В понедельник было опубликовано интервью, в котором бывший канцлер Германии Ангела Меркель обвинила Польшу и страны Балтии в блокировании переговоров с Владимиром Путиным и, таким образом, в эскалации ситуации на Украине. Разговаривая с венгерским порталом “Partizán” она заявила, что Польша и страны Балтии заблокировали новый формат переговоров с Россией ещё до войны на Украине. Интервью было опубликовано на YouTube, вопросы в нём задавались на венгерском языке, а ответы Меркель звучали на немецком.
Сначала я обращусь к словам экс-канцлера, а затем покажу, почему многое из сказанного — просто ложь, поскольку в 2021 году события развивались иначе, чем утверждает Меркель.
Заявления Меркель
Ангела Меркель начала интервью с заявления о том, что коронавирус затруднил политические контакты с Россией в 2021 году (за год до эскалации). По ее словам, личные встречи с Владимиром Путиным были отменены, а виртуальные переговоры оказались недостаточными для снижения напряжённости.
Затем она вернулась к Минским соглашениям, которые были заключены в 2015 году по её инициативе между представителями Донбасса и правительством, оказавшимся у власти на Украине после Майдана. Франция, Германия и Россия были гарантами соглашений, они не брали на себя никаких обязательств и не упоминались в нём. Мы вернёмся к содержанию документа чуть позже.
Однако экс-канцлер умолчала об этом в интервью, повторив мантру, заученную за годы работы в правительстве:
“Минские соглашения были далеки от совершенства. Россия тоже никогда не придерживалась их в полной мере”.
Это неправда, и мы вернёмся к этому подробнее чуть позже. На самом деле, именно Киев не выполнил ни один из десяти пунктов, закрепленных в Минских соглашениях при поддержке Германии и Франции.
Затем Меркель заявила следующее:
“В период с 2015 по 2021 год Украина смогла набраться сил. Она стала другой страной и, следовательно, могла лучше себя защитить”.
Она уже говорила нечто очень похожее в одном из предыдущих интервью. Мы вернёмся к этому чуть позже.
Затем последовало то, что попала в заголовки газет, поскольку бывшая канцлер заявила:
“В июне 2021 года на заседании Европейского совета у меня сложилось впечатление, что Путин больше не воспринимает Минские соглашения всерьёз. Именно поэтому я хотела, чтобы был создан новый формат, ещё тогда, при президенте Макроне, чтобы мы могли напрямую говорить с Путиным от имени ЕС. Некоторые государства, особенно страны Балтии, это предложение не поддержали, а Польша выступила против, ссылаясь на то, что у нас нет общей политики в отношении России”.
Мы еще обсудим, почему заявление Меркель о том, что Владимир Путин больше не воспринимает соглашения всерьёз, ложно. Сейчас интересно то, почему она внезапно решила обвинить поляков и страны Балтии в эскалации на Украине.
Далее Меркель сообщила, что этот новый формат не появился, а затем она покинула свой пост, и началась “путинская агрессия”. Поэтому сегодня “уже невозможно прояснить, что было бы, если бы”.
Минские соглашения
Я уже цитировал Минские соглашения, состоящие всего из 13 довольно простых пунктов, в 2018 году и пояснял каждый из них. Статью можно найти здесь. Следует ещё раз отметить, что соглашения были заключены между правительством в Киеве и представителями Донецка и Луганска, а Франция, Германия и Россия не были участниками соглашения, а выступали лишь гарантами.
Первые три пункта соглашения касались отвода войск и тяжёлого вооружения с линии соприкосновения. Они так и не были реализованы, и я даже не хочу определять, кто был в этом виноват. Учитывая существующее недоверие между конфликтующими сторонами, было сложно ослабить позиции, если существовала опасность, что противник сможет воспользоваться этим ослаблением для атак.
Оставшиеся десять пунктов соглашения интересны тем, что они представляли собой политические договоренности, призванные проложить реальный путь к миру. Киев не выполнил ни одного из них.
Проще говоря, эти требования сводились к следующему: амнистия для всех участников боевых действий, обмен пленными, снятие украинской блокады с Донбасса (включая доставку гуманитарной помощи), возобновление социальных выплат жителям Донбасса (летом 2014 года Киев прекратил выплату пенсий и других социальных пособий), а также внесение поправок в Конституцию, которые позволили бы Донбассу получить определённую степень самоуправления. Минские соглашения предусматривали чёткие сроки реализации этих пунктов, все из которых должны были быть реализованы к 2015 году.
Киев не выполнил ни одного из этих пунктов.
Кроме того, в соглашении Киев и повстанцы обязались провести прямые переговоры для достижения соглашения о выборах на Донбассе. Эти выборы должны были состояться в конце 2015 года, а на следующий день после голосования повстанцы должны были вернуть Киеву контроль над Донбассом и границей с Россией.
Если бы Киев выполнил Минские соглашения, конфликт завершился бы уже в ноябре 2025 года.
Однако Киев последовательно отказывался от прямых переговоров с повстанцами, поэтому выборы, согласованные в Минских соглашениях, так и не состоялись. В результате Донбасс впоследствии провел собственные выборы, которые Киев так и не признал.
Всё это может проверить любой, поскольку это указано в Минских соглашениях. Также очень легко убедиться в том, что Киев (при поддержке Запада) не выполнил ни одного пункта, несмотря на настойчивые требования со стороны России и повстанцев.
Тем не менее, Меркель повторяет ложь о том, что “Россия тоже никогда не придерживалась их в полной мере”.
Запад не собирался выполнять Минские соглашения
Все, кто вёл переговоры по Минским соглашениям со стороны Киева и Запада — президент Порошенко, канцлер Меркель и президент Олланд — уже давно открыто заявили, что никогда не собирались их выполнять, ведь их единственной целью было — дать Украине время перевооружиться для войны с Россией.
Бывший президент Украины Порошенко летом 2022 года открыто заявил, что никогда не собирался выполнять Минские соглашения, а хотел лишь выиграть время, чтобы перевооружиться. Он добавил, что с этой точки зрения соглашения выполнили свою задачу. Никто не собирался ничего выполнять.
В декабре 2022 года Меркель дала интервью газете “Die Zeit”, в котором чётко обозначила цель Минских соглашений:
“Минские соглашения 2014 года были попыткой дать Украине время. Она использовала это время, чтобы стать сильнее, в чем мы можем убедиться сегодня. Украина 2014/15 годов — это не сегодняшняя Украина. Как мы видели в битве за Дебальцево в начале 2015 года, Путин мог бы легко захватить её в то время. И я очень сомневаюсь, что страны НАТО смогли бы сделать тогда столько же, чтобы помочь Украине, сколько они могут сделать сегодня”.
В текущем интервью Меркель не выражала этого столь прямолинейно, но на этот раз она просто сказала, что Украина “Украина смогла набраться сил. Она стала другой страной и, следовательно, могла лучше себя защитить”.
В конце декабря 2022 года, вскоре после выхода интервью Меркель, бывший президент Франции Олланд также открыто заявил в интервью украинским СМИ, что Минские соглашения были заключены лишь для того, чтобы дать Киеву время для подготовки к масштабной войне с Россией. Его спросили, разделяет ли он позицию Меркель, и Олланд ответил, что канцлер “в этом права”, добавив, что с этой точки зрения Минские соглашения являются успешными.
Таким образом, все западные участники Минских соглашений подтверждают то, что считалось российской пропагандой целых шесть лет (с 2015 по 2021 год): Запад и Украина никогда не были заинтересованы в том, чтобы в Донбассе настал мир. Они хотели вооружить Украину для войны с Россией.
Однако в текущем интервью Меркель об этом не упоминает, заявляя лишь, что летом 2021 года у неё “сложилось впечатление, что Путин больше не воспринимает Минские соглашения всерьёз”.
Конец Минских соглашений
Последняя встреча в “нормандском формате” (переговорном формате по Минским соглашениям) состоялась в декабре 2019 года, когда президент Украины Зеленский ясно дал понять, что хочет переписать договоренности или, что ещё лучше, полностью отказаться от всего, чего удалось достичь ранее. И всего через несколько дней после встречи в Киеве снова начались махинации: даже скромные шаги к миру на Донбассе, согласованные на встрече в “нормандском формате”, были отвергнуты украинской стороной.
Россия, со своей стороны, дала понять, что готова проводить дальнейшие встречи только после выполнения достигнутых на данный момент договорённостей. Но Киев совершенно не собирался этого делать — совсем наоборот.
Германия (тогда ещё под руководством Меркель), Франция и Украина хотели быстро организовать новую встречу министров иностранных дел в “нормандском формате” в ноябре 2021 года, но выдвинули настолько неприемлемые требования, что Россия не захотела их принимать. Прежде чем Запад успел превратить это в медиакампанию против России, заявив, что злая РФ отказалась от встречи и диалога, МИД России прибегнул к крайне нетрадиционному решению и опубликовал переписку между Москвой, с одной стороны, и Берлином и Парижем, с другой.
На появившихся в сети 28 страницах видно, что Сергей Лавров предлагал Берлину и Парижу встречу 29 октября 2021 года, но её нужно было хорошо подготовить. В ответ 4 ноября 2021 года Берлин и Париж опубликовали совместный ответ, в котором, среди прочего, говорилось, что российское предложение о принятии итоговой декларации в “нормандском формате” не может быть принято, поскольку Россия призвала к прямому диалогу между Киевом и Донбассом.
Как мы видели, это был один из центральных пунктов Минских соглашений. Назвав его неприемлемым в ноябре 2021 года, Берлин и Париж фактически похоронили договоренности.
6 ноября 2021 года Сергей Лавров написал, что ответ Берлина и Парижа разочаровывает. Он отклонил предложение провести встречу министров иностранных дел в “нормандском формате” уже 11 ноября, сославшись на отсутствие реакции на предложения Москвы по тексту итоговой декларации встречи.
15 ноября 2021 года министры иностранных дел Украины, Германии и Франции встретились и публично обвинили Россию в “очередном” отказе от участия в министерской встрече в “нормандском формате”.
Российский министр вышел из себя и написал коллегам в Берлине и Париже ещё одно письмо. В нём он вновь изложил позицию России, а затем объявил, что на следующий день опубликует переписку между Москвой, с одной стороны, и Берлином и Парижем, с другой. Письмо заканчивалось словами:
“Уверен, вы понимаете необходимость этого нестандартного шага, поскольку речь идёт о том, чтобы донести до международного сообщества правду о том, кто и как выполняет международно-правовые обязательства, согласованные на высшем уровне”.
К сожалению, эта переписка, опубликованная МИД России, больше не доступна по первоначальной ссылке, поэтому я не могу ни на что сослаться. Когда я писал об этом 22 ноября 2021 года, документы ещё были онлайн; о них также писали российские СМИ, а российское телевидение показывало и цитировало их.
Война, которую хотел Запад
Неудивительно, что Меркель не упомянула обо всём этом в текущем интервью. Тот факт, что именно Германия и Франция разорвали Минские соглашения в ноябре 2021 года, никогда не обсуждался на Западе. Однако своим поведением Запад показал России, что не заинтересован в мире на Украине, что, безусловно, стало одной из причин военного ответа России в феврале 2022 года (три месяца спустя).
Теперь также известно, что в ноябре 2021 года Запад уже готовил санкции против России, которые были введены сразу после начала СВО. Например, Politico сообщил об этом в октябре 2022 года. А в ноябре 2022 года посол США в Швейцарии заявил в интервью, что он проинформировал швейцарское правительство об этом еще в январе 2022 года. Канцлер Шольц также заявил в ток-шоу, что санкции против России были подготовлены заранее.
Полную хронологию эскалации я приведу в конце статьи, но одно уже очевидно: Запад явно хотел эскалации войны на Украине. Как иначе объяснить, что, начиная с ноября 2021 года, Запад, с одной стороны, начал провоцировать Россию, хороня Минские соглашения, усиливая обстрелы Донбасса со стороны Украины и ужесточая требования о вступлении Украины в НАТО, одновременно готовя санкции против России?..
Запад мог предотвратить эскалацию, воздержавшись от всех этих провокаций. Но он этого не сделал; вместо этого он поступил наоборот и не оставил России иного выбора, кроме как защищать свои интересы безопасности военным путём. Одновременная подготовка санкций свидетельствует о том, что Запад хотел эскалации и готовился к ней. Удивление и шок, которые западные политики выразили перед камерами СМИ в конце февраля 2022 года по поводу “неспровоцированной агрессивной войны” России, были, очевидно, лишь показухой.
Почему Меркель сделала эти заявления?
У меня нет ответа на вопрос, почему Меркель вдруг заявляет, что хотела найти новый формат переговоров между Россией и ЕС еще летом 2021 года, и почему она говорит, что именно Польша и страны Балтии помешали этому и тем самым способствовали началу войны. В чём смысл этого заявления?..
В то время не было упоминаний о поиске нового формата. Это не обязательно что-то значит, поскольку, возможно, вопрос обсуждался за закрытыми дверями в Брюсселе и не просочился в СМИ. Но это, безусловно, было бы странно, поскольку ЕС всегда использует информацию, попавшую в медиа, для продвижения своих собственных проектов.
Тем не менее, я не могу понять, к чему эти заявления Меркель. С точки зрения Запада, тактика с затягиванием Минских соглашений сработала идеально. Так зачем же новый формат?..
У меня такое ощущение, что Меркель снова лжёт. Ведь уже к ноябрю 2021 года, она, будучи канцлером, министр иностранных дел которой, конечно же, не разорвал Минские соглашения, не посоветовавшись с ней, явно знала, что цель всего происходящего — спровоцировать Россию на кровопролитие. Возможно, она хочет использовать эти заявления, чтобы отвлечь внимание от собственной причастности к подготовке эскалации?.. Но даже это объяснение звучит для меня неубедительно.
И я не понимаю, почему она обвиняет Польшу и страны Балтии в препятствовании новому формату переговоров с Россией. Чего она надеялась добиться этим заявлением?..
Возможно, ответы на эти вопросы появятся позже; иногда нужно просто набраться терпения.
Хронология эскалации
Чтобы внести ясность, я еще раз покажу, как происходила эскалация на Украине. Если вы предпочитаете ознакомиться с этим в формате видео на немецком языке, я оставлю ссылку на передачу Anti-Spiegel-TV.
В начале декабря 2019 года в Париже состоялся последний Нормандский саммит. После этого Зеленский вернулся в Киев и за закрытыми дверями объявил своим людям, что не будет выполнять Минские соглашения. Таким образом, всем сторонам на Украине стало ясно, что столкновение с Россией неизбежно, и Киев начал конкретную подготовку к столкновению. Глава Совета безопасности Украины Алексей Данилов открыто сказал об этом в интервью в августе 2022 года, а теперь и Зеленский подтвердил это в интервью Spiegel.
В январе 2021 года Джо Байден стал президентом США. В отличие от своего предшественника Трампа, который не хотел никакой эскалации на Украине, Байден дал Зеленскому зеленый свет. В результате Зеленский начал репрессии против оппозиции в феврале 2021 года, после чего глава крупнейшей оппозиционной партии был помещен под домашний арест, а все оппозиционные СМИ были запрещены.
В марте 2021 года Зеленский ввел в действие новую военную доктрину Украины, которая предусматривала столкновение с Россией с целью силового возвращения Крыма и силового решения конфликта на Донбассе.
В середине апреля 2021 года администрация Байдена объявила о выводе войск из Афганистана к 11 сентября.
В апреле и мае 2021 года Украина находилась на грани столкновения с Россией, но начало военных действий было вновь отменено США. Была ли причина в том, что американские войска все еще находились в Афганистане и поэтому были уязвимы, или в том, что США не могли оказывать Украине столь значительную поддержку, пока они все еще были связаны в Афганистане?..
В середине июня 2021 года состоялась встреча на высшем уровне между президентами Путиным и Байденом, но сближения стран не произошло.
В августе 2021 года произошло стремительное бегство войск НАТО и США из Афганистана.
В то время как Киев с конца 2021 года вновь обострил ситуацию на Донбассе, а НАТО увеличило присутствие своих войск на Украине под предлогом проведения маневров и учебных миссий, Германия и Франция в ноябре 2021 года официально похоронили Минские соглашения, хотя в западных СМИ об этом не сообщалось.
Как сообщило издание Politico в октябре 2022 года, санкции против России готовились на переговорах между Вашингтоном и Брюсселем, по крайней мере, с ноября 2021 года. Это было за три месяца до начала российской спецоперации на Украине и как раз тогда, когда Берлин и Париж похоронили Минские соглашения. Лицам, принимающим решения в Вашингтоне и Брюсселе (и, вероятно, также в Берлине и Париже), было очевидно, что отказ от Минских соглашений приведет к эскалации на Украине, поэтому они параллельно разрабатывали соответствующие пакеты санкций. Афганистан остался в прошлом, а значит, у США были развязаны руки для нового конфликта.
В декабре 2021 года Россия выдвинула окончательное требование к США и НАТО о взаимных гарантиях безопасности и выводе войск НАТО с территории Украины, заявив, что в случае отказа от взаимных гарантий безопасности она будет вынуждена ответить “военным путем”. Таким образом, было ясно, что Россия ответит военным путем на дальнейшие усилия по втягиванию Украины в НАТО. Именно в этот момент все ответственные политики осознали, что отказ от переговоров с Россией приведет к эскалации на Украине. Эту эскалацию и все несчастья можно было бы предотвратить, если бы США были готовы навсегда принять и гарантировать нейтральный статус Украины.
8 января 2022 года Скотт Миллер был назначен послом США в Швейцарии. В интервью в ноябре 2022 года он совершенно открыто заявил, что у США были “разведданные о вторжении” и что он немедленно, т.е. в начале января 2022 года, показал их швейцарскому правительству. Поскольку обсуждение между Россией и США вопроса о том, будут ли вестись переговоры о гарантиях безопасности, требуемых Россией, в то время еще продолжалось, заявление Миллера доказывает, что США уже тогда решили не вступать в переговоры и полностью осознавали их последствия, а именно вмешательство России в ситуацию на Украине. Таким образом, Миллер также косвенно подтвердил сообщение Politico о том, что санкции были разработаны за несколько месяцев до этого, что, кстати, канцлер Шольц и другие западные политики подтвердили позже, заявив, что санкции против России были “подготовлены задолго до этого”.
В конце января 2022 года в США был внесен законопроект о ленд-лизе для Украины, о котором, когда он был представлен в Конгресс, писали следующее:
“Этот законопроект временно отменяет некоторые требования, связанные с полномочиями президента предоставлять в аренду или лизинг оборонное вооружение, если оборонное вооружение предназначено для украинского правительства и необходимо для защиты гражданского населения Украины от российского военного вторжения”.
Это еще раз подтверждает, что США уже готовились к эскалации, когда еще официально обсуждали с Россией возможные переговоры о взаимных гарантиях безопасности, поскольку законопроект о поддержке Украины против “российского военного вторжения” был внесен в Конгресс за месяц до российского вмешательства в ситуацию на Украине.
Почти одновременно с внесением законопроекта США и НАТО отклонили предложенные Россией переговоры о взаимных гарантиях безопасности в конце января 2022 года.
19 февраля 2022 года Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасности под аплодисменты высокопоставленной западной публики угрожал появлением на Украине ядерного оружия. Это означало, что вмешательство России уже невозможно было предотвратить, поскольку тот факт, что Украина, которая в своей военной доктрине открыто готовилась к столкновению с Россией, может вооружиться ядерным оружием при поддержке Запада, представлял собой неприемлемую угрозу безопасности России.
21 февраля 2022 года Путин признал республики Донбасса и заключил с ними договоры о взаимопомощи. В своей речи по этому поводу Путин четко предупредил Киев о последствиях дальнейшей эскалации. Однако после этого Киев демонстративно усилил обстрелы гражданских объектов на Донбассе.
24 февраля 2022 года Путин выступил с очередной речью, объявив о начале российской специальной военной операции на Украине.
29 марта 2022 года переговоры между Киевом и Москвой привели к прекращению огня. Киев сам выступил с предложением признать Крым российским и найти решение по Донбассу путем переговоров. Кроме того, Киев пообещал не размещать больше иностранные войска на своей территории и не становиться членом НАТО. Вступление Украины в ЕС, с другой стороны, было возможным. Более того, в знак доброй воли Россия заявила, что выведет свои войска из Киевской области, что западные СМИ немедленно интерпретировали как военное поражение России, хотя вывод войск произошел без боевых действий.
3 апреля 2022 года появились сообщения о якобы массовых убийствах, совершенных российской армией в Буче, но быстро выяснилось, что это была операция под фальшивым флагом. Тем не менее, Буча была объявлена российским “преступлением” и широко освещалась в СМИ, в то время как возможное урегулирование путем переговоров, достигнутое всего несколькими днями ранее, не стало предметом обсуждения в СМИ.
Великобритания также не предприняла никаких действий в связи с достигнутым путем переговоров урегулированием, вместо этого пообещав 8 апреля 2022 года предоставить Украине военную помощь в размере 100 миллионов фунтов стерлингов для продолжения борьбы с Россией.
Днем позже, 9 апреля 2022 года, премьер-министр Великобритании Джонсон посетил Киев и пообщался с Зеленским, который после этих переговоров отозвал предложение Украины об урегулировании ситуации и вместо этого объявил, что решение должно быть принято на поле боя.
30 сентября 2022 года президент Украины Зеленский издал указ о том, что проведение переговоров с Россией под руководством Путина невозможно.