В среду и четверг в Копенгагене состоялись два важных мероприятия: сначала саммит ЕС, а затем саммит Европейского политического сообщества. Их итоги можно охарактеризовать словами “пиратство, разбой, война”.
В среду и четверг в Копенгагене состоялись встречи европейских политиков высокого уровня. В среду главы государств и правительств Евросоюза собрались на саммит ЕС, а в четверг прошел саммит Европейского политического сообщества, созданного в 2022 году и объединяющего все европейские государства, за исключением России и Белоруссии.
Европейское политическое сообщество создано президентом Франции Макроном, чтобы сблизить страны-кандидаты на вступление в Европейский Союз, государства-члены ЕАСТ и Великобританию, бывшего члена Евросоюза, с ЕС, не требуя от них полноправного членства. Таким образом, помимо европейских государств, членами клуба являются Турция, Азербайджан, Армения, Грузия и, конечно же, Украина.
Встречи в Копенгагене принесли важные результаты, или, по крайней мере, ознаменовались принятием деклараций и появлением различных заявлений.
Пиратство
Международное морское право, конечно же, запрещает пиратство, то есть насильственный захват судов в международных водах. Исключения должны быть одобрены Советом Безопасности ООН, который является единственной площадкой, обладающей правом вводить обязательные, действующие на международном уровне санкции против государств, включая морскую блокаду, то есть насильственный захват судов в международных водах.
Но это исключение, ведь в целом свобода судоходства – это святое, если руководствоваться международным правом, на которое Запад также всегда ссылается, например, направляя свои военные корабли через Тайваньский пролив или предпринимая действия против пиратов в Красном море или других морских районах.
Европейские политики и СМИ ещё в 2024 году развернули хорошо подготовленную (дез)информационную кампанию, призванную убедить европейскую общественность в том, что от так называемого “российского теневого флота” исходит какая-то “опасность”. Эта кампания должна была подготовить европейскую общественность к актам пиратства, совершаемым европейскими государствами в Балтийском море с начала 2025 года, включая захват и угон торговых судов (в том числе в международных водах), или, по крайней мере, попытки таких актов. Я уже писал об этом в очень подробной статье в конце мая, которую можно найти здесь.
Запад обвиняет “теневой флот” в транспортировке российской нефти на небезопасных и незастрахованных судах. Однако суда застрахованы, пусть и не в западных страховых компаниях (из-за западных санкций). И с чего вдруг эти суда стали “небезопасными”? Ведь ранее они уже бороздили мировые океаны, и Запад не высказывал опасений, не отказывал им в доступе к западным портам и не захватывал их в международных водах.
Все эти обвинения сфабрикованы, поскольку европейские государства просто пытаются придать своим актам пиратства видимость законности в глазах своего населения. Сюда же можно отнести утверждения СМИ о том, что экспорт российской нефти происходит в нарушение санкций, поскольку европейские медиа и политики никогда не упоминают о том, что западные санкции не имеют под собой никакой международной правовой основы без одобрения Совета Безопасности ООН.
После нескольких недель перерыва произошел еще один подобный случай: французские ВМС захватили танкер по подозрению в нарушении морского права в международных водах. Agence France-Presse (AFP) приводило два названия танкера – Pushpa и Boracay, в последнее время он шел под флагом Бенина. Танкер, якобы находящийся под европейскими санкциями, “был блокирован ввиду непоследовательных объяснений капитана, касающихся национальной принадлежности судна и его флага”. Капитан, гражданин Китая, был арестован после того, как французские военные захватили судно. Ему грозит год тюрьмы и штраф в размере 150 000 евро.
После саммита Европейского политического сообщества в четверг президент Франции Эммануэль Макрон заявил журналистам, что начальники генеральных штабов европейских стран, входящих в так называемую “коалицию желающих” по украинскому вопросу, обсудят в координации с НАТО новые меры по препятствованию деятельности “фантомного флота”:
“Мы решили сделать шаг вперед, перейдя к политике препятствования, когда в наших водах появляются подозрительные суда, участвующие в этой контрабанде, чтобы уменьшить возможности России по финансированию себя и своих военных усилий, – сказал он. – В ближайшие дни наши начальники генеральных штабов в координации с НАТО в рамках “коалиции желающих” соберутся, чтобы разработать совместные действия на ближайшие недели, чтобы реализовать эту политику препятствования деятельности “фантомного флота”.
Макрон назвал российский экспорт нефти “контрабандой”, конечно же, только ради шумихи в СМИ, поскольку о какой контрабанде может идти речь, если одна страна просто продаёт свои товары другой?. Однако это слово – естественно – лакомый кусочек для западной пропаганды.
В беседе с журналистами, транслировавшейся Елисейским дворцом на YouTube, Макрон признал, что захват танкера у французских берегов был “демонстрацией этой политики”. При этом он оправдал развертывание французских военных якобы “неподобающим и крайне агрессивным поведением” экипажа танкера по отношению к фрегату и вертолётам Франции.
Макрон не объяснил, как танкер может вести себя “агрессивно” по отношению к тяжеловооруженному фрегату, чем снова доказал, что это лишь предлог. Более того, он сам ранее сознался, что захват танкера был частью стратегии против России. Связь между танкером и инцидентами с беспилотниками в Дании, о которых сообщали некоторые западные СМИ, также официально не подтверждена и, по всей видимости, это тоже был лишь отвлекающий маневр, чтобы европейская общественность не подумала, что Франция занимается пиратством.
В начале саммита ЕС в четверг французский лидер призвал и другие страны последовать примеру Франции и задерживать больше судов, подозреваемых в принадлежности к “теневому флоту” и перевозке российской нефти. Он заявил, что суда следует задерживать для проверки документов на “несколько дней или недель”, чтобы “разрушить бизнес-модель” и снизить эффективность поставок нефти из России.
Разбой
Еще одной темой саммитов стало то, как европейцы могут конфисковать замороженные российские активы. Сделать это легально невозможно; Еврокомиссия безуспешно работает над этим с 2022 года, поэтому в ход идут всё более авантюрные идеи. Последнее предложение такого рода поступило от канцлера Мерца, который в статье для Financial Times предложил ЕС предоставить Украине беспроцентный кредит в размере 140 миллиардов евро, обеспеченный российскими средствами, который впоследствии будет погашен Россией или за счёт российских активов, как только РФ будет готова выплатить Украине репарации.
Но есть проблема: российские средства хранятся на клиринговой платформе Euroclear, расположенной в Бельгии. С юридической точки зрения это означает, что не ЕС, а Бельгия незаконно изымет российские средства. Россия в ответ законно изымет бельгийские активы по всему миру в качестве компенсации. Таким образом, Бельгия (а не весь ЕС) будет нести ответственность за все 200 миллиардов евро.
Бельгийское правительство, естественно, это осознаёт, поэтому премьер-министр Бельгии Де Вевер раскритиковал и отверг предложение Мерца, потребовав от всех стран ЕС подписать письменное обязательство возместить его стране ущерб:
“Я им заявил, что нужны подписи лидеров всех стран ЕС под обязательством разделить все финансовые риски”.
Далее Де Вевер повторил, что пока не получил никаких финансовых гарантий от стран Евросоюза и призвал их быть “полностью транспарентными с находящимися на их территории активами России, которых, по его мнению, в других западных странах “не меньше, чем в Бельгии”.
Он также сообщил, что Бельгия выступает против экспроприации активов в Euroclear, поскольку они “генерируют доход и налоги”, ведь ЕС уже перевёл средства из процентных доходов на Украину. Де Вевер сравнил заблокированные российские средства с жирной курицей, а падающие процентные ставки – с золотыми яйцами. Вопрос, по его словам, в том, когда съесть курицу.
Кроме того, премьер не удержался от комментария в сторону “коалиции желающих” Макрона, заявив:
“Коалиция желающих должна превратиться в коалицию платящих”.
Как всегда, мне было интересно узнать, что обо всём этом узнали читатели Spiegel, особенно о словах главы бельгийского правительства. Однако статья Spiegel под заголовком “Ключевая фигура против инициативы – премьер-министр Бельгии резко критикует планы Мерца относительно российских активов” лишь упомянула слова Де Вевера о курице; читателям Spiegel больше ничего знать не нужно.
Канцлер Мерц, однако, остался при своём мнении даже после встреч в Копенгагене:
“У нас была очень интенсивная дискуссия об использовании российских активов. Мы сейчас этот вопрос тщательно изучим, и через три недели на следующем саммите ЕС, скорее всего, будет конкретное решение. Я буду поддерживать любой путь, который позволит использовать российские активы, чтобы продолжить поддержку Украины и побеспокоиться о том, чтобы эта война как можно скорее завершилась”.
Война
Генеральный секретарь НАТО Рютте также присутствовал на заседании Европейского политического сообщества (ЕПС) в четверг, где, общаясь с журналистами, обозначил главную задачу саммита так:
“Наша главная задача сегодня – обеспечить безопасность нашего неба и сделать все, чтобы Украина осталась на поле боя”, – сказал Рютте по прибытии на саммит. “Чтобы она была в наилучшей позиции к тому дню, когда, я надеюсь, начнутся переговоры о мире. Это сила саммитов ЕПС – в дополнение к саммитам НАТО, к саммитам ЕС мы собираемся вместе с партнерами, чтобы наметить дальнейший курс”.
Премьер-министр Венгрии Орбан опроверг это и заявил:
“Все больше и больше стран, таких как Венгрия, чувствуют, что мы (Евросоюз – прим. ТАСС) скатываемся к войне, и рано или поздно гробы вернутся домой с нашими погибшими молодыми людьми. Угроза этого возрастает”.
Вступление Украины в ЕС
Орбан также заявил, что выступает против вступления Украины в ЕС, поскольку такой шаг будет означать, что “война придет в Европейский союз”. Ещё 30 августа министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что, чтобы предотвратить ускоренное вступление Украины в ЕС, его страна не позволит Евросоюзу начать ключевые этапы переговоров.
На саммите ЕС в среду председатель Европейского совета Антониу Кошта предложил отменить право вето государств-членов на вступление Украины в ЕС, поскольку Венгрия, в частности, будет блокировать переговоры с помощью этого до тех пор, пока Киев не выполнит её требования, которые включают, среди прочего, защиту венгерского меньшинства от принудительной украинизации и уважение к энергетической безопасности страны (имеются в виду поставки нефти и газа из РФ в Венгрию по украинским трубопроводам).
Согласно действующему законодательству ЕС, для начала переговоров по дальнейшим, так называемым, разделам (главам) переговоров о вступлении требуется единогласное согласие всех членов Евросоюза. Коста и фон дер Ляйен хотят изменить это и отменить право вето. Коста хочет сделать так, чтобы решение о вступлении Украины в ЕС могло быть принято большинством голосов.
Однако это будет сложно реализовать, поскольку отмена права вето тоже потребует согласия всех государств-членов ЕС. Маловероятно, что Венгрия согласится на такое предложение, ведь тогда ЕС сможет принять решение о вступлении Украины в ряды Евросоюза большинством голосов, что противоречит интересам Венгрии.
Венгрия не одинока в своей позиции. Парламент Нидерландов также выступает за сохранение существующих принципов для приёма новых членов в ЕС, а Франция и Греция также отвергают предложение председателя Совета и не хотят отказываться от права вето. Таким образом, в этом президент Франции поддержал позицию Виктора Орбана.
“Стена дронов”
Создание так называемой “стены дронов” на границе с Россией также стало темой обсуждения на саммите, причём основным предметом спора стало финансирование. Премьер-министр Финляндии Петтери Орпо предложил финансировать “стену дронов” из бюджета Евросоюза и привлечь к этой инициативе все страны ЕС. Однако это предложение не вызвало одобрения со стороны государств-членов сообщества, как пояснил финн журналистам:
“Я сказал, что в Еврокомиссии необходимо проанализировать весь нынешний бюджет и понять, какие пункты из него можно убрать. На этот вопрос не дали прямого ответа, однако в нескольких выступлениях поднимался вопрос о необходимости найти финансирование в ближайшем будущем”.
“Стена дронов” – проект, подразумевающий создание “многослойной системы из средств мониторинга и автоматизированных систем защиты от беспилотников” вдоль границы с Россией, что в первую очередь затронет Финляндию, страны Балтии и Польшу. По этой причине многие другие страны ЕС отказываются от денег, обещанных им Брюсселем, в пользу “стены дронов”. Однако по данным финских СМИ, не все страны ЕС поддерживают инициативу премьер-министра Финляндии, а вопрос финансирования “стены дронов” будет обсуждаться на саммите ЕС, который состоится 23 октября в Брюсселе.