Во время предвыборной кампании партия ХДС выступала за экономию и долговой тормоз, однако сразу после выборов она поступила наоборот и, игнорируя голоса избирателей по поводу вооружения, решила провести через Бундестаг крупнейший в истории Германии новый долг.
В Германии уже сложилась “добрая” традиция: партии нарушают свои предвыборные обещания сразу же после выборов. В ходе последней избирательной кампании “зелёные” выдвинули требование ограничить экспорт оружия, а после выборов призвали к крупнейшему в истории Германии экспорту оружия, с помощью которого Украина должна вести войну против России.
ХДС не лучше, поскольку Фридрих Мерц во время предвыборной кампании изображал из себя сторонника жёсткой экономии, который ни при каких обстоятельствах не хочет увеличивать объём займов и не собирается притрагиваться к долговому тормозу. Но не прошло и недели после выборов, как об этом забыли, и теперь Мерц призывает провести через старый Бундестаг (то есть ещё до созыва нового избранного Бундестага) поправку к Основному закону, чтобы взять как минимум 500 миллиардов в качестве нового долга, а также позволить бундесверу вооружаться в кредит на сумму до 100 миллиардов в год без каких-либо ограничений со стороны конституции.
Напомню, что когда речь зашла о повышении базовой пенсии для самых бедных пенсионеров в Германии в 2020 году, те же партии заявили, что это невозможно профинансировать. Тогда речь шла о жалких 1,5 миллиардах евро в год для самых бедных немецких пенсионеров, но их якобы негде было взять, а сегодня нужны сотни миллиардов в год для оборонных компаний, что (сюрприз!) не проблема.
Это к вопросу о том, какие приоритеты у немецких партий. Народ для них – ерунда, а вот оружейные компании – очень важны.
Заведомо ложные предвыборные обещания
Месяц назад я подробно рассказывал о том, как немецкие СМИ и партии во время избирательной кампании отвлекали внимание от того, с чем немцам придется столкнуться после выборов. “Эксперты”, на которых всегда ссылаются немецкие правительства, когда хотят принять непопулярные решения, ещё в январе призвали к масштабному наращиванию вооружения, а также сказали, откуда должны взяться деньги на это: сэкономить можно будет за счёт социального сектора (пенсий), и новых долгов.
“Экспертом”, призвавшим к этому, является Мориц Шуларик, президент Кильского института мировой экономики. В связи с тем, что в настоящее время планируется создать рекордный объём новых долгов, ему разрешили дать ещё одно интервью для Spiegel, в котором он уточнил, на чём, по его мнению, новому правительству следует сэкономить, чтобы оплатить расходы на вооружение:
“Мы должны обеспечить будущее наших социальных систем независимо от обороны. Но давление, конечно, снова возрастёт. Родительские пособия, пособия на проезд, привилегии на дизельное топливо – всё это также необходимо подвергнуть тщательному анализу”.
Это снова в духе Оруэлла: топор занесён над социальным сектором и назван “обеспечением будущего” социальных систем. Однако мы уже привыкли к подобным фразам от немецких политиков.
Международные предзнаменования
В то время как немецкие СМИ игнорировали этот вопрос во время предвыборной кампании, в остальной Европе в феврале он доминировал в заголовках, и было ясно, куда приведёт этот путь. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен, которая, кстати, заявила, что мир для Украины хуже войны (Оруэлл хохотал во весь голос), в середине февраля объявила, например, что Дания хочет увеличить свои расходы на оборону до 3% от ВВП и не исключает их увеличения до 5% от ВВП. Она даже предложила ввести военный налог, который обойдется средней датской семье среднего класса примерно в 85 000 крон в год, что эквивалентно примерно 11 400 евро (на минуточку, это больше миллиона рублей).
То есть в месяц у среднестатистической датской семьи будет отниматься почти 1 000 евро (сто тысяч рублей).
В то же время главный дипломат Евросоюза Кая Каллас предложила финансировать вооружение за счёт совместного долга ЕС, что вообще-то запрещено Мастрихтским договором, но было продавлено Урсулой фон дер Ляйен во время пандемии, чтобы финансировать, в частности, состряпанный ею и согласованный по SMS план заказа “вакцин” Pfizer на сумму 70 миллиардов евро.
И не успели пройти выборы в Германии, как Кильский институт мировой экономики Морица Шуларика уже призвал финансировать вооружение Германии в кредит. Предложение заключалось в том, чтобы исключить расходы на оборону из существующих законодательных ограничений на новые займы в Германии и ЕС и финансировать увеличение долга “за счёт увеличения налоговых поступлений и реформ в области социальных выплат и субсидий”.
И снова Оруэлл, ведь что именно представляют собой “реформы в области социальных выплат и субсидий”? Правильно: массовое сокращение всех социальных выплат.
На карту поставлены триллионы евро
4 марта глава Еврокомиссии радостно предложил вложить 800 миллиардов евро в программу вооружения Евросоюза, и в тот же день лидер ХДС Мерц вместе с СДПГ заявил, что Германия должна создать “специальный фонд” в размере 500 миллиардов, а также больше не включать расходы на вооружение в долговой тормоз, чтобы увеличить желаемый Мерцем бюджет на вооружение с чуть менее 50 миллиардов до 130 миллиардов в год. Эти цифры ХДС называет, самое позднее, на 2029 год, что означает почти 100 миллиардов нового долга на вооружение в год.
И снова Оруэлл был бы в восторге, потому что немецкие политики теперь постоянно говорят о “специальных фондах”, когда на самом деле имеют в виду специальные кредиты. Честность перед избирателями не является их сильной стороной. А что же с базовой пенсией, расходы на которую в размере 1,5 миллиарда в год те же самые партии несколько лет назад называли неподъёмными?..
Если говорить конкретно, то ХДС и СДПГ хотят изменить следующие положения Основного закона: во-первых, расходы на оборону в размере более 1% от ВВП должны быть исключены из долгового тормоза; во-вторых, в Основном законе должен быть предусмотрен специальный кредит в размере до 500 миллиардов евро на инфраструктуру, который также не будет подпадать под долговой тормоз.
Поскольку я не верю в то, что партии заинтересованы в обновлении обветшавшей инфраструктуры Германии, я предполагаю, что целью является расширение автомобильного и железнодорожного сообщения на востоке для войны с Россией.
У меня есть веские основания для такого предположения, поскольку сегодня стало известно, что ЕС разрешил Польше использовать 7,2 миллиарда евро из фонда восстановления экономики после пандемии на другие цели. Эти деньги будут предоставлены местным властям для строительства объектов двойного назначения, таких как дороги и убежища на случай чрезвычайных ситуаций, а также будут использованы для финансирования исследований и производства в оборонном секторе.
Слово “инфраструктура”, ради которого немецкие политики хотят взять на себя 500 миллиардов евро нового долга, таким образом, также становится оруэлловским термином, поскольку, очевидно, означает нечто совершенно иное.
Получается, что речь идёт о 800 миллиардах евро, которые Евросоюз хочет взять на себя в качестве долга, 500 миллиардах евро, которые должна взять на себя Германия, и не забываем о дополнительных 100 миллиардах евро долга в год для бундесвера. Итого, только Германия и ЕС к 2029 году возьмут на себя дополнительные долги на общую сумму до 1700 миллиардов евро. К этому добавятся новые долги всех остальных стран-членов Европейского союза, которые, как ожидается, также будут тратить гораздо больше на вооружение.
Таким образом, речь идёт о триллионах евро долга, которые ЕС и его члены теперь должны взять на себя и бросить прямо в пасть оборонной промышленности. По сравнению с этим сотни миллиардов, которые стоила пандемия и ее мРНК-“вакцины” от Pfizer, – сущие пустяки.
Кто должен это оплачивать?
В одной из своих статей, посвящённых планам ХДС и СДПГ, Spiegel любезно подсчитал, что означает новый долг, который должна взять на себя одна Германия:
“С другой стороны, запланированный специальный фонд для инфраструктуры общим объемом 500 миллиардов евро может создать значительные проблемы для будущих правительств. Если после использования выделенных средств он будет ликвидирован так же, как и специальный фонд для бундесвера, его придется погашать в течение 31 года.
Это означает, что будущим министрам финансов придётся ежегодно выкраивать из бюджета около 16 миллиардов евро, чтобы погасить долговое бремя в запланированные сроки. В этом случае эти деньги уже не будут использоваться, например, для строительства дорог, ремонта мостов или финансирования пенсий.
Эта сумма в 16 миллиардов евро добавится к 14 миллиардам евро, которые, начиная с 2031 года, пойдут на погашение специального фонда для бундесвера, а также на компенсацию помощи, оказанной в связи с пандемией коронавируса, и субсидирования цен на энергоносители с первых дней войны на Украине. Они также были профинансированы в порядке исключения из долгового тормоза”.
Так что речь идёт о 30 миллиардах евро дополнительных расходов в год, которые через несколько лет пополнят федеральный бюджет, но никто не знает, откуда возьмутся эти деньги. И это ещё не считая расходов на дополнительные долги в размере до 100 миллиардов, которые каждый год придётся брать на себя бундесверу.
Так что не нужно обладать пророческими навыками, чтобы понять, что социальный сектор в Германии будет окончательно ликвидирован самое позднее к 2030 году, ведь где ещё можно найти эти суммы?
Кого волнует воля избирателей в немецкой “демократии”?
Особый резонанс вызывает тот факт, что вероятные будущие правящие партии ХДС и СДПГ решили созвать специальную сессию Бундестага, который ещё действует, но уже был переизбран, чтобы принять поправки к Основному закону, необходимые для создания этого долга. Причина в том, что они вряд ли получат необходимое большинство в новом составе Бундестага, который вскоре приступит к работе.
Таким образом, разрушение остатков немецкого социального государства в пользу вооружений будет проведено вопреки воле избирателей. Именно так сегодня работает демократия в Германии.
Правда, есть надежда, что они не получат большинства и в старом Бундестаге, но в любом случае они открыто демонстрируют, что они думают о немецком электорате. Это позволяет нам понять, что ждёт Германию в ближайшие годы, если эти господа сформируют правительство.