Еврокомиссия опубликовала 13 так называемых “мифов” о войне на Украине, которые я представлю вам в виде серии статей. В этой части, в частности, речь пойдёт о том, что Россия якобы утверждает, что Украина не существует как государство.
В этой серии, состоящей из 13 статей, я анализирую страницу, которую представительство Европейской комиссии в Германии разместило в интернете под названием “13 мифов о войне России на Украине – и правда“. Можно было бы подумать, что Еврокомиссия сможет опровергнуть предполагаемые российские “мифы” убедительными доказательствами “правды”. Но это далеко не так.
В этой (третьей) части мы с вами рассмотрим третий “миф”, представленный Еврокомиссией, который гласит:
“Миф 3: Украина как государство не существует. Ее жители на референдумах решили вернуться в состав России”.
Отрицает ли российское правительство государственность и суверенитет Украины?
Европейская комиссия пишет (ссылки из оригинала):
“Отрицание государственности и суверенитета Украины – это еще один типичный нарратив, который прокремлевские эксперты распространяют на протяжении многих лет. Сам президент Путин часто искажал историю, утверждая, что украинцев не было, пока их не создали большевики. Но Украина – это суверенное государство с собственной идентичностью и многовековой историей“.
В качестве доказательства того, что российское правительство отрицает “государственность и суверенитет” Украины, ЕК ссылается на статью проекта East StratCom Task Force, который она сама создала еще в 2015 году для отслеживания предполагаемой российской пропаганды и который, в отсутствие российской пропагандистской лжи, сам с удовольствием плодит фейковые новости.
В статье, на которую дана ссылка, проект приводит цитату из российских СМИ, в которой говорится, что “такой страны, как Украина, не существует”. Цитата приведена верно, но это мнение, высказанное российскими редакторами, и ни в коем случае не официальная линия российского правительства.
Это примерно так же серьёзно, как взять любое мнение редактора Bild и представить его как официальную позицию правительства Германии или Еврокомиссии. Но поскольку у ЕК проблемы с обоснованием своих сфабрикованных якобы российских “мифов”, ей приходится прибегать к таким сомнительным методам.
То, что сам президент Владимир Путин утверждает, что украинцев не было, “пока их не создали большевики”, также является ложью, и ссылка, поставленная Еврокомиссией на статью в New York Times, этого не меняет. Если вы хотите узнать, что президент России говорит и думает по этому поводу, вам следует прочитать его статью об истории отношений между русскими и украинцами, опубликованную летом 2021 года.
То, что Украина якобы является “суверенным государством с многовековой историей”, – это просто историческая чушь. Даже немецкая Википедия говорит нам, что национальное движение, которое выделило украинцев как народ, возникло только в XIX веке. До этого они были частью так называемого триединого русского народа – великороссов, малороссов и белороссов, а современные украинцы – это те самые малороссы, которых национальное движение захотело превратить в украинцев менее 200 лет назад.
Причина этих тенденций, как правдиво объясняет немецкая Википедия, заключалась в том, что территория нынешней Украины в то время частично входила в состав России, а частично – в состав Австро-Венгрии. Австрийцам нравилась идея создания национальной украинской идентичности, поскольку она позволяла бороться с настроениями части исторически русского (малороссийского) населения, которое не хотело быть частью Австро-Венгрии, а желало принадлежать к России. С этой целью и продвигался украинский национализм, возникший, по сути, из ничего.
Всё это можно прочитать и в той же самой (и гораздо более подробной) длинной статье, которую Владимир Путин написал летом 2021 года об истории отношений между русскими и украинцами. В ней президент не отказывает украинцам в праве на собственное государство и не утверждает, что именно большевики создали украинцев. То есть Еврокомиссия снова лжёт, и это очень легко доказать.
Люди в России (а также Владимир Путин) в основном рассматривают украинцев и русских как один народ или, по крайней мере, как близкородственные братские народы, это так. И это трудно отрицать, когда понимаешь, что почти 200 лет назад эти два народа все еще считались одним, пусть говорили на разных русских диалектах, но в остальном имели одну и ту же историю, культуру и верования.
Владимир Путин тогда написал – и это тоже исторически верно, – что первые украинские псевдогосударства возникли во время Гражданской войны в России после Октябрьской революции, причем во время военных действий их было сразу несколько и ни одно из них не просуществовало долго.
Всё это говорит о том, что Украина – это не “государство с многовековой историей”, а этнос, который по сути придумал себя менее 200 лет назад. Никто в России не оспаривает, что эта этническая группа живет в своем собственном государстве с 1991 года, но оспаривают, что (сегодня) это суверенное государство, потому что сегодняшняя Украина полностью зависит от США и поэтому не является суверенной.
В России были бы счастливы, если бы Украина стала действительно суверенным государством, преследующим свои собственные интересы, а не обслуживающим интересы США, потому что тогда нынешних проблем вообще бы не существовало. Для Украины было бы гораздо выгоднее тесно сотрудничать с Россией в экономическом плане, а не подчинять себя интересам Штатов и тем самым втягиваться в самоубийственную войну.
Будапештский меморандум и референдумы
Далее Европейская комиссия пишет (ссылки из оригинала):
“Как уже упоминалось выше, подписав Будапештский меморандум в 1994 году, Россия фактически признала Украину и поклялась уважать ее территорию и суверенитет. С тех пор кремлевское руководство под разными предлогами пренебрегало меморандумом, цинично лгало о его содержании и утверждало, что это Украина им пренебрегает. Россия также использовала псевдореферендумы на оккупированных территориях, чтобы оправдать отказ от меморандума и незаконную кражу земли“.
Поскольку Будапештский меморандум часто используется на Западе в качестве аргумента, необходимо разобраться в том, что в нем было регламентировано. После распада Советского Союза Беларусь, Казахстан и Украина стали ядерными державами, поскольку на их территории было размещено советское ядерное оружие. В Будапештском меморандуме 1994 года эти государства обязались передать его России и не стремиться к разработке собственного ядерного оружия в будущем.
Взамен Россия, США и Великобритания обязались проводить консультации друг с другом в случае возникновения конфликтов (“will consult”). Они также обязались уважать суверенитет и существующие границы государств.
Однако теперь наступает первое из двух больших “но”. В 2013 году меморандум стал причиной споров, поскольку державы-гаранты также обещали, например, не оказывать экономического давления на эти государства. Однако в 2013 году США ввели экономические санкции против Белоруссии, тем самым нарушив меморандум. Американское посольство в Минске выступило с заявлением в ответ на критику по поводу нарушения договора и заявило следующее:
“Неоднократные заявления белорусского правительства о том, что санкции США нарушают Будапештский меморандум о гарантиях безопасности 1994 года, являются необоснованными. Хотя Меморандум не является юридически обязывающим, мы серьёзно относимся к этим политическим обязательствам и не считаем, что какие-либо санкции США, введенные в связи с нарушениями прав человека или опасениями по поводу нераспространения, не согласуются с нашими обязательствами перед Белоруссией по Меморандуму или подрывают их. Напротив, санкции направлены на защиту прав человека белорусского народа и борьбу с распространением оружия массового уничтожения и другой незаконной деятельностью, а не на извлечение выгоды для США”.
В то время США утверждали (при полной поддержке ЕС, кстати), что Будапештский меморандум не является юридически обязывающим договором. Но почему тогда он должен быть обязательным для России и почему ЕС приводит его в качестве аргумента?..
Второе большое “но” заключается в том, что на Мюнхенской конференции по безопасности 19 февраля 2022 года Зеленский под аплодисменты Запада пригрозил вооружить Украину ядерным оружием. Он заявил, что больше не хочет выполнять условия Будапештского меморандума, что, безусловно, стало одной из причин военного вмешательства России всего несколько дней спустя: чтобы не допустить вооружения Украины ядерным оружием, поскольку тогда она могла бы быстро создать ядерную бомбу, имея опыт в области ядерной энергетики.
Итак, Запад классифицировал Будапештский меморандум в 2013 году как юридически необязательный, а Зеленский в 2019 году заявил, что больше не хочет придерживаться его. Как после этого ЕС может обвинять Россию в каком-либо неправильном поведении в отношении Будапештского меморандума?..
Не думаю, что мне нужно подробно писать о референдумах на новых российских территориях – Донецке, Луганске, Запорожье и Херсоне. Постоянные читатели моих сайтов знают, что я часто бывал в этих регионах, в том числе в качестве наблюдателя на референдумах (см. здесь и здесь). Референдумы и, прежде всего, их результаты могут не понравиться Киеву и Западу, но никто из тех, кто побывал на новых российских территориях за последние два года, не может всерьёз заявлять, что жители этих регионов подавляющим большинством проголосовали не в пользу России, что пришлось признать даже телеканалу ZDF в начале 2024 года.
Наконец, ЕК пишет:
“В конечном итоге Кремль сделал все возможное, чтобы подорвать государственность Украины. В этих обстоятельствах решимость, с которой украинцы защищают свое государство и свою идентичность, особенно впечатляет”.
Думаю, после предыдущих заявлений это комментировать не нужно.