Бессмысленная с военной точки зрения украинская атака может предвещать военный конец Украины, как показывают последние сообщения.
Такое случается нечасто, но 10 августа немецкий пропагандистский журнал Spiegel опубликовал удивительно реалистичную статью. Это было интервью с военным экспертом, опубликованное под заголовком “Военный эксперт о продвижении на российскую территорию – „Курский маневр может предвещать военный конец Украины“. Я был удивлен, ведь с начала украинского наступления на Курск все статьи на эту тему были чистой военной пропагандой, призванной донести до читателей, что Киев добился крупного военного успеха на российской территории.
Но ни о каком успехе не могло быть и речи. Да, украинской армии удалось застать врасплох российские войска, которых не хватило для защиты от массированного наступления на Курск, и продвинуться на несколько километров вглубь Курской области. Однако в военном отношении Киев не добился большего, и очень скоро минусы для Киева перевесят плюсы, потому что его линия фронта и без того перенапряжена и истончена, и Украина не может позволить себе расширение фронта, которое он сам же зачем-то сейчас и начал.
Новости с Украины за последние несколько дней показывают, что именно так оно и есть.
Повсеместная нехватка кадров
12 августа “Украинская правда” со ссылкой на неназванного военного чиновника сообщила, что в штабах различных подразделений вооруженных сил Украины ощущается острая нехватка персонала, поскольку главнокомандующий Сырский принял решение об отправке штабистов на фронт:
“По указанию Сырского все тыловики должны съездить на фронт хотя бы на одну ротацию. Поэтому сейчас людей в штабах реально не хватает. Штабисты не успевают прорабатывать все рапорты, поэтому некоторые из них теряются”.
В конце марта Сырский утверждал, что на фронт были отправлены “тысячи военнослужащих” после того, как командование армии изменило численность частей, не участвующих в боевых действиях. Позже начальник главного управления оборонного планирования Генерального штаба ВСУ бригадный генерал Евгений Острянский, объяснил, что в рамках оптимизационных мероприятий и реформ личный состав Генштаба будет сокращен на 60%. Высвободившийся персонал будет использован, в частности, для доукомплектования боевых частей.
И в этой ситуации, когда украинская армия и так испытывала острую нехватку людей, Зеленский отправил хорошо обученные и оснащенные подразделения в самоубийственный поход на Курск вместо того, чтобы укреплять разрушающуюся оборону на Донбассе.
Донбасский фронт рушится
15 августа газета Guardian со ссылкой на сотрудницу Королевского колледжа Лондона Джейд Макглинн, находящуюся в Харькове, сообщила, что украинские военные не видят смысла в переброске элитных подразделений из Донбасса для наступления на Курскую область ради политического пиара:
“Некоторые из солдат, с которыми я разговаривала в Донбассе, не испытывают восторга по поводу [операции] в Курске, поскольку им бы не помешали элитные войска спецназа”.
Макглинн также заявила, что операция под Курском была направлена в первую очередь на поднятие морального духа боевых подразделений перед лицом продвижения российских войск в Донбассе. Однако, если верить сообщениям с Украины, наступление на Курск, похоже, привело к обратному результату: ежедневно от солдат, воюющих на Донбассе, поступают жалобы.
Кроме того, представитель Национальной гвардии Украины Руслан Музычук признал в эфире украинского телевидения 15 августа, что темпы российского наступления в Донбассе и других регионах не замедлились на фоне атаки на Курскую область. На вопрос, стало ли украинским подразделениям в Донбассе “легче” после начала наступления на Курск, он ответил:
“Сейчас, как видно даже по официальным сводкам, которые публикует Генштаб [ВСУ], и по тому, что сообщают подразделения и бойцы, которые выполняют задачи непосредственно на линии фронта, темпы наступления [российских сил], активность штурмов не снижаются”.
Ранее неназванный украинский чиновник сообщил New York Times, что целью украинского наступления в Курской области было “отвлечение российских войск от других участков фронта”, где украинская армия терпела поражения. Если это действительно было так, то операция провалена.
Ситуация на Донбассе сейчас действительно критическая (для Украины), и украинский Генштаб назвал несколько районов Донбасса, где ситуация “особенно сложная”.
На покровском направлении украинские подразделения находятся на грани катастрофы, сообщил бывший украинский депутат Игорь Мосийчук (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов), анализируя информацию от украинских военных. Он процитировал Станислава Бунятко, командира отделения 24-й отдельной штурмовой бригады, следующим образом:
“На покровском направлении со стороны украинской армии стоят истощенные подразделения, которые ежедневно атакует авиация, а потом штурмует пехота <…>. С российской стороны воюют по-настоящему подготовленные подразделения”.
По словам Мосийчука, ситуация на всем протяжении донецкого фронта очень тяжелая, надвигается катастрофа:
“Вооруженные силы Украины несут большие потери – потери человеческие и территориальные. Удержать линию фронта не удается. А нам из каждого утюга рассказывают про удачное наступление в Курской области. Интересно, насколько соразмерны потери в Донбассе с тем наступлением, о котором нам рассказывают?”
Ранее полковник Службы безопасности Украины в отставке Олег Стариков говорил об опасности того, что тактический кризис, возникший у ВСУ в Донецкой области, может перерасти в оперативный. По его данным, Киев вскоре может потерять Дзержинск (украинское название – Торецк) и Новгородское (украинское название – Нью-Йорк). Он также считает, что украинское правительство совершает “много стратегических ошибок”.
Зеленский хотел провести операцию в Курске любой ценой
The Sunday Times сообщает, что Зеленский оказывал давление на командование украинских вооруженных сил перед вторжением в Курскую область, отчаянно пытаясь создать впечатление как внутри Украины, так и для западных правительств, что он не проигрывает войну. По данным газеты, Зеленский месяцами “оказывал давление на своих военачальников с целью начала летнего контрнаступления”, но командиры “колебались с учетом проблем Украины с людьми и ресурсами”.
Это звучит более чем реалистично с учетом других сообщений, поскольку очевидно, что наступление на Курск не имеет никакого военного смысла. Но Зеленский – опытный комик, а не солдат, и поэтому он, заметив растущий раздрай на Западе, отчаявшись, захотел создать хоть какую-нибудь “историю успеха”, чтобы подбодрить своих спонсоров.
Очевидно, что эта затея не удалась, потому что всем уже известно, что операция в Курске провалилась и заглохла через несколько дней, даже если пропагандистские СМИ, такие как Spiegel, до сих пор утверждают обратное. Но это типично, ведь летом 2023 года Spiegel также в течение нескольких месяцев сообщал своим читателям, что Киев находится на грани прорыва в Крым, несмотря на то, что уже через несколько дней после начала украинского “контрнаступления” стало ясно, что оно провалилось.
То, что сделал Зеленский, напоминает немецкую Арденнскую операцию, с помощью которой Гитлер хотел отбросить западных союзников в конце 1944 года. После нескольких успешных дней наступление провалилось, после него возникла острая нехватка уничтоженной в ходе него техники и убитых солдат, в связи с чем крупных сражений больше не было, и западные союзники смогли относительно беспрепятственно оккупировать Западную Германию.
Сообщения из Донбасса, где Украине на каждом шагу не хватает людей и оборудования, говорят о том, что история может повториться.
Возможно, скоро мы узнаем, будет ли это одной из причин, по которой западные СМИ вдруг обвинят Зеленского в том, что он приказал подорвать “Северный поток”, чтобы создать предлог для его смещения.