После убийства политического лидера ХАМАС и генерала ливанской “Хезболлы” мир ждет, как отреагирует на это Иран. Нападет ли Иран на Израиль или попытается разрешить ситуацию дипломатическим путем?
С тех пор как неделю назад в Тегеране был убит лидер ХАМАС Исмаил Хания, мир ждет реакции Ирана. Я не говорил об этом публично, но я ожидал иранской реакции, то есть массированной атаки на Израиль, в течение примерно пяти дней, но, как мы теперь знаем, я ошибался.
Иранская война нервов
Тем временем люди во всем мире гадают, нанесет ли Иран удар по Израилю, и если да, то каким образом. Вскоре после убийства Исмаила Хании Иран заявил, что израильское ожидание иранского возмездия также является частью мести. Таким образом, Иран также намеренно делает ставку на войну нервов.
И эта стратегия работает, поскольку Израиль и его союзники заметно нервничают и задаются вопросом, когда же Иран и так называемая “ось сопротивления”, состоящая из “Хезболлы”, хуситов и других сил, критически относящихся к Израилю, нанесут удар. Многочисленные сообщения СМИ о наращивании американских сил в регионе и обеспокоенные заявления западных политиков показывают, насколько нервничает Израиль и Запад, поддерживающий его.
Франция, Германия и Великобритания призвали Тегеран сдержать свою агрессию в адрес Тель-Авива, на что Тегеран заявил, что требование трех стран “лишено всякой политической логики и противоречит принципам международного права”. Представитель министерства иностранных дел Ирана Нассер Канани заявил, что Иран намерен поставить Израиль на место, и призвал их “раз и навсегда выступить против войны в Газе и израильских подстрекательств”, добавив:
“Бездействие Совета Безопасности ООН и всесторонняя политическая и военная поддержка сионистского режима западными правительствами являются основными факторами, стоящими за региональным расширением кризиса в Газе”.
Таким образом, Ирану удалось поставить своих противников в ситуацию, когда они всерьез воспринимают каждую угрозу, звучащую в иранских СМИ. Иранская стратегия войны нервов, безусловно, работает.
Как отреагирует Иран?
Теперь вопрос в том, какой будет реакция Ирана. Будет ли она такой же, как и в прошлый раз, когда Иран отреагировал на израильскую бомбардировку своего посольства в Дамаске в апреле довольно ограниченной атакой, о которой он заранее проинформировал своих противников, чтобы избежать эскалации? Или иранское руководство считает, что оно должно послать Израилю более решительный сигнал, несмотря на риск обострения конфликта?
По данным американской неправительственной организации ACLED, которая специализируется на сборе и обработке данных о жестоких конфликтах, с 7 октября 2022 года Израиль убил по меньшей мере 39 командиров или высокопоставленных членов так называемой “Оси сопротивления”. ACLED заявляет:
“Маловероятно, что ликвидация командиров и высокопоставленных деятелей “Оси сопротивления” станет решающим фактором для прекращения нынешних конфликтов вдоль южных и северных границ Израиля или будет представлять экзистенциальную угрозу для его противников. В то время как соглашение о прекращении огня, которое позволило бы освободить израильских заложников, еще больше отодвинулось на второй план, недавние убийства еще сильнее приблизили регион к грани войны, которая может иметь разрушительные последствия для Ближнего Востока и других стран.”
Хотя Израиль официально не комментировал убийство Исмаила Хании, премьер-министр Биньямин Нетаньяху в своих публичных выступлениях говорил об ожидаемом ответе со стороны Ирана, не отрицая при этом вины Израиля в убийстве, что можно рассматривать как косвенное признание вины.
В целом ожидается, что иранский ответ неизбежен, только вот степень его серьезности и интенсивности пока остается предметом активных спекуляций. Между тем, считается, что возможно все. Эксперты не исключают ничего: от символического ответа Ирана, поскольку международное давление, направленное на недопущение эскалации ситуации, дает определенный эффект, до комбинированной многодневной атаки с использованием тысяч ракет и беспилотников из Ирана, Ливана и Йемена.
Политическая обстановка в Иране
Иран никогда не был заинтересован в развязывании тотальной войны. Его апрельская реакция также показала, что он максимально осторожно реагирует на израильские провокации.
Иранская политика уже давно разделилась на сторонников жесткой линии и реформаторов. Следует также помнить, что апрельская реакция Ирана была предпринята еще под руководством президента Ибрагима Раиси, который недавно погиб в авиакатастрофе.
Новый президент, Масуд Пезешкиан, находится у власти всего несколько недель и отличается от своего предшественника менее радикальной позицией. Он назначил министров с опытом международных переговоров, в том числе тех, кто участвовал в подписании ядерного соглашения, в рамках которого в обмен на снятие западных санкций была ограничена ядерная программа Ирана.
США нарушили соглашение в 2018 году при Трампе. Западные СМИ утверждают, что Штаты вышли из этого соглашения, но в нем нет пункта о выходе. Они разорвали соглашение просто так, потому что Трамп сделал ставку на бескомпромиссную поддержку Израиля, который был против этого ядерного соглашения.
Кстати, такой разрыв договора усложняет переговоры между США и Ираном, ведь как Иран может поверить каким-либо американским обещаниям, если США в одностороннем порядке разрывают даже уже заключенные соглашения спустя всего несколько лет? ЕС также выбыл из игры в качестве партнера по переговорам или посредника, поскольку он не выступил против нарушения договора со стороны США, а де-факто поддержал его.
Почему Нетаньяху хочет войны
Можно было бы подумать, что израильское правительство не осознает, насколько сильно пострадала его международная репутация за последние десять месяцев. Да, его по-прежнему поддерживают, но только страны Запада, возглавляемого США, однако эта поддержка становится все более тяжким бременем для Штатов, поскольку обходится им очень дорого: они теряют расположение стран Глобального Юга, вместе с чем падает и их влияние на регион, который американское правительство хочет привлечь на свою сторону в борьбе с Россией и Китаем.
США оказывали Израилю материальную и военную поддержку на протяжении всей войны в Газе и в то же время призывали своих арабских союзников избегать необдуманных шагов, которые могут обострить конфликт с Ираном и его союзниками.
Однако Израиль отвечает все новыми провокациями, такими как убийство Хании, человека, с которым он вел переговоры о прекращении огня в Газе. Уже одно это говорит о том, что Нетаньяху нацелен на эскалацию и войну, ведь тот, кто стремится к мирному решению, не убивает переговорщика другой стороны.
Есть веские причины, по которым Нетаньяху нацелен на войну и эскалацию. Проведенный в мае опрос показал, что только 32% израильтян согласны с политикой премьер-министра. Ему также были предъявлены обвинения по трем пунктам: мошенничество, взяточничество и злоупотребление доверием, но судебные разбирательства были приостановлены из-за войны в Газе. Уже по одной этой причине он не заинтересован в прекращении войны, поскольку в этом случае уголовное преследование против него будет возобновлено, и вряд ли его коалиция устоит после войны.
Поэтому прекращение боевых действий не только поставит под угрозу политическую карьеру Нетаньяху, но даже может привести к тому, что он будет приговорен к тюремному заключению. Кроме того, Нетаньяху вряд ли понравится тот факт, что после окончания войны будут выдвинуты требования о расследовании провала израильских спецслужб и армии во время атаки ХАМАС 7 октября.
Поскольку Нетаньяху уже много лет требует от США поддержать Израиль в нападении на Иран (или даже принять в нем участие), вполне логично, что он делает ставку на эскалацию, которая может втянуть Штаты в войну с Ираном.
В этом случае главный вопрос заключается в том, как отреагирует арабский мир. Дружественные США монархи Персидского залива, вероятно, предпочтут уклониться и сохранить нейтралитет, но их население может взбунтоваться и потребовать поддержать своих исламских братьев по вере против ненавистных израильтян и США.
Ни США, призывающие Израиль к сдержанности, ни Иран, который до сих пор относительно осторожно реагировал на все израильские провокации, не хотят этого пожара.
Предотвращение войны до следующей провокации со стороны Нетаньяху
Но есть еще и союзники Ирана, реакция которых может быть формально независимой от него, особенно после убийства командира “Хезболлы” Шукра. Лидер “Хезболлы” Хасан Насралла заявил, что Израиль “перешел красные линии” и что ответные действия “неизбежны”.
Говорят, что “Хезболла” способна несколько дней подряд (при чем целыми днями) выпускать тысячи ракет и беспилотников по Израилю из Ливана. Это определенно перегрузит израильскую ПВО, а Иран сможет официально заявить, что не имеет к этому никакого отношения. Это был бы один из способов избежать серьезной эскалации.
“Хезболла” и Иран, скорее всего, будут тщательно координировать свои действия: с одной стороны, Иран хочет избежать дальнейшей эскалации, а с другой – должен отреагировать на убийство Хании.
Если Ирану удастся найти правильный баланс в своих ответных действиях, полномасштабной войны в регионе снова удастся избежать. По крайней мере, до тех пор, пока Нетаньяху не начнет свою следующую провокацию.