Неудивительно, что Запад во главе с США не признал выборы в Венесуэле и снова потребовал объявить победителем лидера ультраправой оппозиции. Несколько дней в стране продолжались беспорядки, но сейчас всё снова спокойно. Неужели американский переворот уже провалился?
Венесуэльское правительство уже почти 30 лет является занозой в заднице США, потому что отказывает американским компаниям в доступе к своим нефтяным запасам, являющимся одними из крупнейших в мире. Поэтому Штаты ввели против Венесуэлы обширные санкции, которые обошлись её экономике в сотни миллиардов долларов, а затем начали использовать каждые выборы, чтобы объявить победителями своих марионеток, которых они продвигают, финансируют и обучают. Так было с Гуайдо в 2019 году, так случилось и в этот раз.
Но, судя по всему, последняя попытка переворота, предпринятая США, уже провалилась, о чем свидетельствует следующая статья ТАСС:
Несмотря на санкции и грубое вмешательство США: Мадуро переизбран президентом Венесуэлы
Михаил Макеев — о попытках не допустить избрание действующего президента на новый срок
Победу на президентских выборах в Венесуэле, состоявшихся 28 июля, все же одержал действующий глава государства Николас Мадуро Морос. Он переизбран конституционным президентом Боливарианской Республики Венесуэла на третий шестилетний период — с 2025 по 2031 год.
Согласно данным Национального избирательного совета Венесуэлы, после обработки почти 97% протоколов за лидера Единой социалистической партии Венесуэлы и “Большого патриотического полюса имени Симона Боливара”, объединяющего прогрессивные политические партии и общественные движения, за Мадуро проголосовали 51,95% избирателей, а за его главного соперника и кандидата от крайне правых партий Унитарной платформы Эдмундо Гонсалеса Уррутиа — 43,18%.
Электоральный процесс в Венесуэле начиная с минувшего года проходил при активном вмешательстве и санкционном давлении со стороны США с единственной целью не допустить избрания Мадуро. Он проводит независимую внешнюю и внутреннюю политику, противоречащую интересам Вашингтона.
В октябре 2023 года правительство Венесуэлы и Унитарная платформа, объединяющая крайне правые оппозиционные партии, заключили в Барбадосе Частичный договор о политических правах и электоральных гарантиях для всех. Этот документ, по версии Вашингтона, должен был обеспечить проведение “транспарентных, демократических выборов с участием международных наблюдателей” и предоставить всем оппозиционным лидерам республики возможность участия в президентских выборах. Соглашение, достигнутое с радикальной оппозицией, которую поддерживают США, послужило основанием для смягчения на шесть месяцев ряда санкций против нефтегазовой и золотодобывающей отраслей, а также финансового сектора Венесуэлы. Однако практически сразу после временной отмены незначительного числа ограничительных мер госсекретарь США Энтони Блинкен обвинил венесуэльские власти в нарушении Барбадосского соглашения.
Поражение Марии Корины Мачадо
В апреле США восстановили отмененные санкции. Сделано это было после январского постановления Верховного суда Венесуэлы об утверждении принятого ранее решения лишить политических прав победившую на праймериз оппозиции Марию Корину Мачадо. Примечательно, что она выставляла свою кандидатуру, прекрасно осознавая, что власти не пойдут на нарушение конституции страны, которая запрещает участие в выборах лицам, лишенным политических прав. Оставляя за собой роль лидера радикальной оппозиции, Мачадо не предложила (как ожидалось многими) известному и довольно влиятельному оппозиционному политику и губернатору штата Сулия Мануэлю Росалесу заменить ее на президентских выборах, а оставила эту роль бывшему дипломату, 74-летнему Гонсалесу. При этом фактически она вела предвыборную кампанию от своего имени. Возможно, Мачадо в случае победы Гонсалеса планировала провести конституционную реформу и все же обеспечить себе избрание главой государства на внеочередных президентских выборах.
Подобные планы и действия Мачадо явно отражают раскол в рядах лидеров правой оппозиции, поддерживавших самопровозглашенного и потерпевшего полный крах временного президента Венесуэлы Хуана Гуайдо, который в 2023 году обосновался в Майами.
Вмешательство США
За два дня до выборов высокопоставленный представитель американской администрации, поддерживающей Мачадо, бесцеремонно заявил, что США “готовы корректировать свою санкционную политику в зависимости от событий, которые могут разворачиваться в Венесуэле <…> оценивать и по мере необходимости обновлять свою санкционную политику, исходя из своих внешнеполитических целей”.
Как показали дальнейшие события, целью Вашингтона является отстранение от власти законного президента Венесуэлы Мадуро. 1 августа госсекретарь США Энтони Блинкен прямо сказал, мол, вашингтонская администрация полагает, что политическим силам в Венесуэле пора начать обсуждение передачи президентских полномочий Гонсалесу. Помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Брайан Николс утверждает, что другим государствам следует также признать Гонсалеса победителем президентских выборов в республике. Западные страны в своем большинстве и ряд государств Латинской Америки последовали этому совету Вашингтона или усомнились в объективности оглашенных результатов голосования.
Венесуэла же отозвала своих дипломатов из ряда стран, не признавших переизбрание Мадуро, в их числе Доминиканская Республика, Коста-Рика, Панама, Уругвай, Чили. Также Каракас потребовал от властей этих государств вывести своих дипломатов из Венесуэлы. С Аргентиной и Перу дипломатические связи вовсе разорваны. Временно прекращено авиасообщение с Доминиканской Республикой, Панамой и Перу.
Большинство политологов считают, что США и их союзники, не признавая результатов выборов, помимо уже принятых 930 односторонних ограничительных мер введут новые санкции против Венесуэлы. Наибольший ущерб экономике республики наносят рестрикции, введенные в 2019 году против государственной нефтегазовой компании Petróleos de Venezuela (PDVSA), которые включают запрет на экспорт нефти. От американских санкций, наложенных на нефтяную промышленность, южноамериканская страна потеряла более $232 млрд, а общий ущерб экономике страны превысил $642 млрд. $30 млрд, принадлежащих Венесуэле, заблокированы в западных банках.
В ходе предвыборной кампании Гонсалес пытался использовать негативное влияние американских санкций на венесуэльскую экономику и материальное положение населения страны. Президент Венесуэлы, признавая значительный ущерб экономике страны, неоднократно указывает, что “на каждую санкцию будет принято соответствующее решение”.
Без нарушений
Страны коллективного Запада во главе с США не признают результаты выборов в Венесуэле несмотря на то, что в ходе голосования и при подсчете голосов избирателей более чем 635 международных наблюдателей, в том числе руководители и представители избирательных комиссий 65 стран мира (включая Россию), Африканского союза, Центра Картера, эксперты ООН, не выявили нарушений.
В составе российских наблюдателей находились члены Общественной палаты, депутаты Государственной думы, сенаторы, представляющие группу по сотрудничеству с Национальной ассамблеей (парламентом) Венесуэлы во главе с ее руководителем Юрием Федоровым. Первоначально направленное приглашение наблюдателям Европейского союза было отозвано в связи с отказом отменить введенные против Венесуэлы односторонние ограничительные меры.
Попытки дестабилизации потерпели провал
Ультраправая оппозиция, не добившись успеха на выборах, предприняла попытку поднять волну насилия, дестабилизировать обстановку в стране, спровоцировать массовые беспорядки и подготовить почву для государственного переворота.
Мадуро обвинил TikTok и Instagram (запрещен в РФ, принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской в России) в разжигании ненависти, призывам к насилию, разобщению венесуэльцев и пропаганде фашизма. “Это первый государственный преступный киберфашистский переворот, который предпринят в Венесуэле”, — заявил он и указал на причастность США к дестабилизации положения в республике. Мадуро также подчеркнул, что предотвратить госпереворот удалось “благодаря идеальному военно-гражданскому и полицейскому союзу”.
Действия властей и массовая поддержка Мадуро со стороны правящей партии, общественных движений, вооруженных сил и полиции не позволили руководству оппозиции во главе с Мачадо добиться своих целей.
Нормализация обстановки
Слаженная работа позволила не допустить распространения насилия. Как сообщил генеральный прокурор республики Вильям Сааб, задержаны более 1,2 тыс. человек, которые совершали нападения на отделения Национального избирательного совета, поджоги, угоны автомобилей и террористические акции. 77 военнослужащих и полицейских получили ранения в ходе атак бандитских группировок, двое скончались.
В результате принятых мер к середине недели на улицах Каракаса и других городов Венесуэлы был восстановлен общественный порядок и относительно спокойная обстановка. В столице полноценно открыты крупные торговые центры, банки, продовольственные магазины, аптеки, кафе, газетные киоски, которые из-за опасений атак преступных группировок завершали работу в середине дня. Владельцы автобусов в понедельник, 29 июля, прекратили оказывать услуги населению, опасаясь поджогов, блокирования дорог и угонов. Теперь же возобновлена и работа общественного транспорта, на центральных магистралях и улицах Каракаса нет заторов и перекрытия дорог. Столичное метро также открыло свои двери. Без перебоев работает сегодня столичный аэропорт.
Многотысячный марш и митинг
Окончательную точку в попытках дестабилизировать ситуацию в стране поставили многотысячные митинги в Каракасе в поддержку Мадуро, а также демонстрации в других городах республики. Сторонники Боливарианской революции, Единой социалистической партии Венесуэлы, члены прогрессивных партий и общественных движений прошли в субботу, 3 августа, маршем по улицам Каракаса и собрались у президентского дворца Мирафлорес, где выступил Мадуро. Он сообщил, что США не признают результатов голосования, объявленных официальными властями Венесуэлы, и считают Гонсалеса победителем выборов. Однако тот, мол, побоялся провозгласить себя президентом и не пришел на состоявшуюся в тот же день оппозиционную демонстрацию с участием Мачадо.
Президент подчеркнул, что не допустит печального повторения истории с самопровозглашенным Гуайдо. “Вчера мне сказали, что произошел конфликт. Гуайдо в своем особняке в Майами не хочет передавать президентскую ленту старичку”, — сказал в шутку Мадуро и указал, что Венесуэла стала еще сильнее и не допустит узурпирования президентской власти. Он сообщил, что готов в ближайшее время начать общенациональный диалог по политическим, экономическим, социальным, культурным и религиозным вопросам.
Победа на выборах президента Мадуро гарантирует продолжение Боливарианской революции, начатой 25 лет назад Уго Чавесом (1954–2013), строительства социализма XXI века, социально ориентированного общества и независимого государства. Во внешней политике планируется укрепление стратегического союза с Россией, КНР, Ираном, участие в формировании многополярного мира, вступление в БРИКС в октябре на саммите в Казани.