ГлавнаяНовостиЕвропейская головоломка. Как Венгрия будет использовать свое председательство в Совете ЕС

Европейская головоломка. Как Венгрия будет использовать свое председательство в Совете ЕС

О спорах в Евросоюзе по поводу нового председателя, его повестке на ближайшие полгода и реальной власти в ЕС

TACC / Мировой рекорд по сборке кубика Рубика, придуманного венгерским инженером Эрнё Рубиком ровно 50 лет назад, составляет 12,10 секунды. Венгрии предстоит справиться с гораздо более сложной головоломкой, но у нее на это будет 184 дня. В ближайшие полгода ей предстоит решить, как с выгодой для себя и для всей Европы использовать свое председательство в Совете ЕС.

Венгрия начала его сегодня, 1 июля, на основе ротации, приняв в ЕС эстафету у Бельгии, чтобы в конце декабря передать ее Польше. Произошло это в условиях острых разногласий и взаимных обвинений между Будапештом и Брюсселем, в унисон с которым раздаются голоса из других европейских столиц. Пожалуй, никогда еще за все 30 лет существования Евросоюза начало председательства какой-либо страны не вызывало таких ожесточенных споров.

Без Трампа не обошлось

Лидеры ЕС уже давно предъявляют претензии Венгрии в связи с состоянием ее демократии и открыто выражают недовольство по поводу ее особой позиции по ряду международных вопросов, в том числе конфликту на Украине. Им не нравится, что венгерские власти с самого начала военных действий в соседней стране отказались поставлять туда вооружения и не хотят тратить деньги на военную помощь Киеву.

Еще весной в Брюсселе заговорили о том, что Будапешт может использовать свое председательство, чтобы блокировать решения ЕС по Украине. А когда глава Евросовета Шарль Мишель объявил о досрочном уходе со своего поста и кому-то в голову пришла мысль, что его место в качестве лидера — председателя Совета ЕС может занять венгерский премьер Виктор Орбан, в бельгийской столице вообще возникла легкая паника.

В Будапеште лишь посмеялись по этому поводу (пресс-секретарь премьера Берталан Хаваши посоветовал всем “соблюдать стратегическое спокойствие”), однако нападки на Венгрию продолжились. Нашлись и такие, кто вместо почетного кресла председателя в центре президиума предложил ей выйти за дверь.

Попытки лишить Венгрию права голоса на основании статьи №7 Маастрихтского договора о Евросоюзе под предлогом нарушения основополагающих европейских ценностей предпринимались и раньше. По мере приближения ее председательства в Совете ЕС они только усилились. В январе Европарламент принял резолюцию, в которой выразил сомнение, что Венгрия сможет исполнить роль председателя, а в конце июня группа евродепутатов направила в Евросовет письмо с призывом лишить страну такого права. Поскольку подобные документы носили лишь рекомендательный характер, каких-то практических последствий они не вызвали, но осадок, как говорится, остался.

Непростые отношения между Будапештом и Брюсселем отразились даже в выборе девиза председательства — “Сделаем Европу вновь великой!”. Он явно скопирован с предвыборного лозунга экс-президента США Дональда Трампа, которого не любит нынешнее руководство Евросоюза, но зато открыто поддерживает Орбан. Правда, когда журналисты указали венгерскому министру по делам ЕС Яношу Боке на это сходство, он отшутился: “Никогда не слышал, чтобы Трамп хотел сделать Европу великой”.

В отличие от слогана официальный логотип председательства не должен вызывать никаких вопросов: он представляет собой тот самый кубик Рубика, на одной из граней которого изображен красно-бело-зеленый флаг Венгрии, а на другой — эмблема Евросоюза в виде звезд, расположенных по кругу. Как отмечается на сайте председательства, популярная головоломка требует “стратегического видения, терпения, дисциплины и точности — тех качеств, которые необходимы для председательства Венгрии в Совете ЕС”.

Повестка из семи пунктов

Рассказывая о программе венгерского председательства, Орбан заявил, что ее важнейшим пунктом является скорейшее завершение конфликта на Украине. Однако эта задача была не менее актуальной в предыдущие два года и, судя по всему, будет оставаться такой и дальше. Как пояснило правительство, конфликт на Украине по-прежнему “отбрасывает тень на все события в ЕС”.

В официальной повестке дня председательства Венгрии, изложенной Бокой, этот пункт сформулирован более широко: обеспечение защиты и безопасности Евросоюза. Для этого предлагается, в частности, развивать европейскую оборонную промышленность и расширять сотрудничество в области военных заказов.

Другим важным пунктом повестки должно стать повышение конкурентоспособности ЕС, который по объемам экономики и темпам роста ВВП уступает не только США, но и Китаю. Венгрия предлагает союзникам разработать и заключить пакт о конкурентоспособности Европы. По мнению Орбана, если этого не сделать, ЕС может потерять сотни тысяч рабочих мест.

Еще одним приоритетом своего председательства Венгрия намерена сделать проблему миграции. Она вызывает острые противоречия между Брюсселем и Будапештом, который отказывается соблюдать принятый недавно миграционный пакт ЕС, предусматривающий квотное расселение мигрантов. Венгрия предлагает усилить контроль на внешних границах сообщества, заключив договоренности с третьими странами, и сделать так, чтобы мигранты подавали заявки на въезд в ЕС только за его пределами.

Не менее важным вопросом станет расширение Евросоюза за счет стран Западных Балкан. В регионе насчитывается пять официальных кандидатов на вступление — Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Черногория и Сербия. Некоторые из них стоят в очереди уже по многу лет, и глава венгерского МИД Петер Сийярто называл это позором. По его утверждению, присоединение этих стран “придаст новую энергию и импульс”, которые сегодня столь необходимы Евросоюзу.

При этом Венгрия убеждена, что процесс расширения не терпит двойных стандартов и должен избежать политизации. Поэтому Украина, вступление которой пользуется поддержкой в ЕС, обязана выполнять те же требования, что и другие кандидаты. По словам Боки, “важно, чтобы процесс был объективным и сбалансированным как на востоке — на Украине, в Молдавии и Грузии, так и на Западных Балканах”.

В числе остальных приоритетов на ближайшие полгода — развитие сельского хозяйства с учетом интересов фермеров, сплоченность Евросоюза, то есть сокращение социально-экономических различий внутри сообщества, а также проблемы демографии. Как заявил министр по делам ЕС, “венгерское председательство не обещает чуда, но обещает возможность прогресса в одних областях и перемен в других”.

Честный посредник

Помимо встреч ЕС на высшем уровне и регулярных министерских совещаний Венгрия намерена организовать в рамках своего председательства саммит по Западным Балканам и консультации с государствами Персидского залива. Планируется, что из 122 законодательных досье, находящихся сейчас на изучении сообщества, 55 будут рассмотрены в Совете ЕС, а примерно 35 — на переговорах между Советом и Европарламентом.

Бока считает, что это накладывает на Венгрию серьезные обязательства, но и открывает перед ней возможности в продвижении своих интересов. “В качестве председателя мы будем честными посредниками, которые будут лояльно сотрудничать со всеми государствами-членами и институтами, но наша работа также должна отражать видение Венгрией будущего Европы”, — сообщил министр.

По его словам, как председатель Венгрия сможет в начале нового институционального цикла инициировать дебаты в ЕС по тем вопросам, которые ей представляются особенно важными. При этом он напомнил, что Венгрия уже 20 лет является членом Евросоюза и 13 лет назад впервые председательствовала в Совете ЕС. “Так что у нас есть опыт”, — заключил Бока.

Другие подходы

Венгрия может использовать председательство в своих интересах и, в частности, улучшить с его помощью “свой не совсем удачный имидж в ЕС”, сказал мне венгерский политолог, член международного дискуссионного клуба “Валдай” Габор Штир. По его мнению, венгерская повестка состоит из серьезных предложений, направленных на усиление Европы, и неслучайно она была поддержана другими странами. Кстати, инициатива Венгрии заключить пакт о европейской конкурентоспособности полностью соответствует идее президента Франции Эмманюэля Макрона о достижении стратегической автономии Евросоюза.

“Ослабление ЕС — очевидный факт, и странам сообщества необходимо его обсудить хотя бы для того, чтобы не делать в отношениях с Китаем таких ошибок, какие они наделали в отношениях с Россией. Отказываясь сейчас под давлением США от дешевых российских нефти и газа, они выбивают одну из опор конкурентоспособности Евросоюза”, — отметил эксперт. Он опасается, что таким же образом под нажимом американцев может быть подорвана европейская торговля с Китаем. В этом случае ни о конкурентоспособности, ни о стратегической автономии Европы говорить не придется, она станет экономическим вассалом Америки.

Венгрия не отвергает наличие проблем и задач, стоящих перед ЕС, таких как, например, “зеленый” переход”, но предлагает для них несколько иные решения, считает Штир. По его мнению, “если удастся обратить на них внимание, то это уже будет успех”.

В то же время он предупредил, что не следует преувеличивать возможности, которые дает председательство в Совете ЕС. “Это скорее технический, чем политический процесс, предоставляющий не слишком много пространства для маневра”, — пояснил специалист. Председательство позволяет влиять на повестку дня (которая, кстати, разрабатывалась по согласованию с другими странами), но не дает политической власти. Основные направления развития ЕС все равно определяют ведущие государства сообщества, напомнил Штир.

Совет ЕС, в который входят 10 отдельных тематических советов (по иностранным делам, по экономике и финансам, по энергетике, по сельскому хозяйству и рыболовству и т.д.), занимается организацией совещаний стран сообщества на министерском уровне в целях реализации стратегии развития Евросоюза, намеченной лидерами всех 27 стран объединения. На этих встречах также обсуждаются и утверждаются предложения Еврокомиссии. Каждая страна выполняет функции председателя Совета по очереди в течение шести месяцев.

Выступая 27 июня на пресс-конференции в Брюсселе по итогам саммита Евросоюза, премьер-министр Бельгии Александер Де Кроо, завершая председательство своей страны в Совете ЕС, обратился к Орбану с напутствием. Пожелав ему успехов, он в то же время сказал: “Председательство не означает, что вы хозяин Европы. Наоборот, это означает, что вам придется искать компромиссы”.

Считается, что поиск компромиссов и достижение согласия — одна из главных задач председателя.

Иван Лебедев 

НОВОЕ

Интервью с председателем правительства Запорожской области Ириной Гехт

На этой неделе я покажу вам еще одно интервью из моей летней поездки на фронт, которое вышло в моей немецкой телепередаче. На этот раз...

LIHOP, MIHOP, преступник-одиночка? Покушение на Трампа и ощущение дежавю

Покушение на Трампа вызывает вопросы и проводит параллели с прошлым. Пока всё сводится лишь к догадкам, но я постараюсь сформулировать наиболее важные вопросы. Ответов...

Душераздирающий рассказ о пережитом. Немецкий блогер на протяжении двух лет подвергался преследованиям и пыткам со стороны СБУ на Украине

Немецкий блогер, проживший на Украине около десяти лет, более двух лет подвергался преследованиям и пыткам со стороны СБУ. При этом немецкое посольство отказывалось ему...

Читайте также

По случаю саммита НАТО. Находятся ли страны НАТО в состоянии войны с Россией?

Западные политики постоянно утверждают, что страны НАТО не находятся в состоянии войны с Россией. Но так ли это фактически и юридически? Я уже давно сообщаю,...

“Вассал, обложенный данью”. Сколько Германия платит США за размещение на своей территории американских ракет?

Только что стало известно, что США решили разместить в Германии дальнобойные ракеты, обладающие ядерным потенциалом. А теперь было объявлено, что Германия будет за это...

Мали, Буркина-Фасо и Нигер отвернулись от Запада и создали конфедерацию

Мали, Буркина-Фасо и Нигер решили создать "Альянс государств Сахеля" в форме конфедерации трех государств. Тем самым они все больше отворачиваются от Запада и контролируемого...