ГлавнаяАналитикаКонтроль над вооружениями - Незаметно для СМИ умирает ДОВСЕ

Контроль над вооружениями – Незаметно для СМИ умирает ДОВСЕ

Россия, совершенно незаметно для западных СМИ, расторгла ДОВСЕ – договор об обычных вооруженных силах в Европе. Это означает, что еще один договор по контролю над вооружениями в Европе ушёл в историю. Как это произошло?

США расторгли почти все предыдущие договоры по разоружению. При президенте США Буше это был Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), при Трампе – Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договор по открытому небу (ДОН). Договор по СНВ, действие которого Трамп хотел прекратить, был продлен на пять лет при президенте США Байдене, но его будущее под вопросом, поскольку за это время действие договора также было приостановлено. Резюме по всем предыдущим договорам о ядерном разоружении, все из которых были расторгнуты США, можно найти здесь.

ДОВСЕ, который формально долгое время находился в подвешенном состоянии и должен был контролировать обычные вооруженные силы в Европе, теперь тоже стал историей. О том, как это произошло, очень хорошо сказал эксперт российского информационного агентства ТАСС:

Приказал долго жить: что меняет выход РФ из Договора об обычных вооруженных силах в Европе

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин — о том, как Вашингтон привел к ликвидации еще одного базового договора стратегической стабильности

Президент России Владимир Путин принял решение о денонсации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Своим официальным представителем при обсуждении этого вопроса в Государственной думе, а затем и в Совете Федерации он назначил заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова.

Итоги этого обсуждения по ДОВСЕ в Федеральном собрании страны представляются предсказуемыми. После одобрения денонсации в обеих палатах парламента он будет представлен на подпись главе государства, и через полгода после опубликования соответствующего указа в открытой печати Договор об обычных вооруженных силах в Европе станет только историей. Историей несостоявшихся надежд.

Почему это случилось? Что помешало и мешает 57 государствам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (а в нее, напомню, входят в том числе и США), в недрах которой 19 ноября 1990 года и родился ДОВСЕ, сохранить это соглашение и опираться на него для укрепления мира и безопасности на континенте — как говорили в те времена, “от Лиссабона до Владивостока”? Давайте разберемся.

Но сначала о том, что представляет собой ДОВСЕ и в чем его сущность.

Неоправданные надежды

Бессрочный Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже полномочными представителями 16 государств НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести стран Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия). Т.е. это соглашение было заключено между двумя до этого непримиримыми военно-политическими организациями. Оно впервые после Второй мировой войны устанавливало меры доверия и предсказуемости, или, как принято выражаться в дипломатических и армейских кругах, транспарентности — открытости и прозрачности, в отношениях, которые должны были заменить военную конфронтацию ранее противостоявших друг другу общественных систем и тем самым преодолеть разделение Европы.

По условиям соглашения, устанавливался (на достаточно низких уровнях) безопасный и стабильный баланс обычных вооружений по пяти параметрам — по танкам, боевым бронированным машинам, самолетам и ударным вертолетам, артиллерийским орудиям. Таким образом, ликвидировалось неравенство и резко сокращались потенциалы, необходимые для внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий.

Квоты по танкам для НАТО и ОВД составляли 24 093 и 21 473 единицы соответственно, по боевым бронированным машинам — 33 827 и 32 702, по артиллерии — 19 831 и 20 368, по самолетам — 5 118 и 6 461, по вертолетам — 1 685 и 1 189. Кроме того, вводились ограничения этих вооружений для каждого из государств ДОВСЕ: на долю СССР, к примеру, приходилось 9 338 танков, 19 399 ББМ, 8 326 орудий, 4 624 самолета и 1 005 вертолетов. По условиям документа, каждое государство-участник должно было регулярно информировать партнеров о местах размещения этих вооружений на своей территории и предоставлять партнерам возможность проверять соответствие этих сведений реальному положению дел.

Но, как говорится, не успели просохнуть подписи под соглашением, как развалился Варшавский договор, а вслед за ним и Советский Союз. Бывшие члены ОВД, как и некоторые бывшие республики СССР, стали участниками Североатлантического альянса, который вырос тогда до 28 государств, а сегодня до 31. Более того, стремятся вступить в НАТО Украина, Грузия и даже Молдавия.

Уже тогда, в начале 1990-х, баланс в обычных вооружениях, несмотря на их резкое сокращение как в странах НАТО, так и в России, очень сильно качнулся в пользу альянса. В частности, по танкам примерно в два раза, по артиллерии и бронемашинам — в три, а по самолетам и вертолетам чуть ли не в семь раз. Попытка адаптировать ДОВСЕ под новую историческую реальность, вернуть разумный баланс боевых сил и средств провалилась. Соглашение об адаптации, подписанное на саммите ОБСЕ в Стамбуле 19 ноября 1999 года, в отличие от России, Украины, Белоруссии и Казахстана, не ратифицировало ни одно государство Североатлантического альянса (как полагают многие, в том числе и я, это было сделано по негласному совету из Вашингтона).

Сложилась довольно нелепая ситуация. Офицеры Литвы, например, в составе инспекторов НАТО могли приехать в Калининградскую область и проверить наличие там заявленного количества танков, а российские офицеры приехать в Литву с аналогичной целью не могли. Более того, США и их союзники по Североатлантическому альянсу начали относиться к России как к стране, потерпевшей поражение в холодной войне. И обставляли свое согласие ратифицировать адаптированный ДОВСЕ требованиями к Москве, которые не имели никакого прямого отношения к соглашению об обычных вооруженных силах в Европе (настаивали на выводе российских военнослужащих из Приднестровья и отказе от имевшихся тогда военных баз РФ в Грузии). Все это вынудило российское руководство в 2007 году приостановить свое участие в ДОВСЕ. Без нашей страны этот документ потерял всякий смысл. В Москве надеялись, что неучастие РФ в процедурах, предусмотренных договором (в том числе  непредоставление информации о размещении своих вооруженных сил на территории, подпадающей под действие договора, недопущение в свои гарнизоны инспекторов из западных стран, отсутствие консультаций по вопросам, интересующим партнеров по соглашению), подтолкнет страны ОБСЕ к ратификации обновленного ДОВСЕ. Но этого не случилось.

Разрушительное цунами

Более того, США начали резкий слом всех международных и двусторонних договоров с Россией, которые, как и ДОВСЕ, обеспечивали стратегическую стабильность. Прошлись по ним, словно цунами. В 2002 году Вашингтон в одностороннем порядке вышел из Договора по противоракетной обороне 1972 года, который являлся краеугольным камнем этой самой стабильности. В 2019 году США вышли (под надуманным предлогом) из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), вслед за ними этот договор вынуждена была денонсировать и наша страна. Через год 45-й президент США Дональд Трамп вышел из Договора по открытому небу, представлявшего собой в какой-то мере авиационный вариант ДОВСЕ. Россия также не смогла оставаться членом этого соглашения, чтобы не давать одностороннего преимущества Вашингтону — союзники по НАТО могли летать над нашей страной, а потом передавать полученную информацию Пентагону, а у нас и наших союзников летать над Америкой не было никакой возможности.

Наконец, США стали препятствовать России получать необходимую информацию по Договору о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ-3. Махинации Вашингтона с выполнением своих обязанностей, прописанных в условиях ДСНВ-3, попытки получить для себя односторонние преимущества за счет безопасности России, желание контролировать Москву, но не допустить контроль своих вооружений со стороны РФ вынудили президента Владимира Путина объявить о приостановке участия нашего государства и в этом соглашении. 

При этом США и НАТО отказались обсуждать предложения главы российского государства, выдвинутые им 15 декабря 2021 года, Вашингтону и Брюсселю о гарантиях безопасности для России. Они предусматривали в том числе юридические аспекты невступления в НАТО Украины и Грузии, отказ от ведения любой военной деятельности на территории Украины, в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии, а также вывод с территории государств, вступивших в Североатлантический альянс после 1997 года, всех вооружений и вооруженных сил, появившихся там за последующие годы.

После полного отказа США и НАТО от предлагаемых Москвой гарантий, под угрозой начала нападения Киева на российские территории и получения им ядерного оружия РФ 24 февраля 2022 года начала специальную военную операцию для обеспечения безопасности русскоязычного населения соседнего государства, демилитаризации и денацификации Украины.

След в истории

Вернемся к ДОВСЕ. При всех недостатках и нежелании наших партнеров добросовестно и честно выполнять свои обязанности, прописанные в соглашении, нельзя говорить, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе оказался для нашей страны бесполезным или чуть ли не вредным. Он стал частью комплекса тех договоренностей по укреплению мер доверия и безопасности на планете, которые позволили (и, будем надеяться, по его примеру позволят в перспективе, несмотря на периодически возникающие противоречия и конфликты между ведущими государствами мира) снизить напряженность между недружественными странами, сократить излишки вооружений и контролировать их наличие, не допускать гонки вооружений и перекраивания карты планеты в интересах отдельных правительств, которые считают себя исключительными и требуют от всех остальных суверенных стран подчиняться их “выработанным правилам”. Не международному праву, а их эгоистическим прихотям. С чем Россия и, думаю, Китай, а также другие уважающие себя государства никогда не согласятся.

Что есть сегодня вместо ДОВСЕ? Это Венский документ 2011 года об укреплении мер доверия и безопасности, принятый форумом ОБСЕ. Он не устанавливает ограничительных квот на вооружение, но государства-участники должны ежегодно обмениваться информацией о военных силах и основных системах вооружений и техники, о планировании в области обороны и военных бюджетах. Документом предусмотрен механизм консультаций и сотрудничества в связи с необычной военной деятельностью и в отношении опасных инцидентов военного характера. Хотя сегодня, в связи с событиями на Украине и развязанной Соединенными Штатами и их союзниками-сателлитами войны против России, эти соглашения не действуют. И ОБСЕ, видимо, не в силах воздействовать на киевский режим и агрессивное поведение своих западных партнеров, пытаясь добиться мира в Восточной Европе.

Тем не менее наработанные Договором о вооруженных силах в Европе процедуры и меры доверия, думаю, оставят след в истории Европейского континента и могут стать основой для будущих мирных договоренностей и укрепления безопасности всех государств континента и каждого в отдельности. Основой стратегической стабильности. По заявленному когда-то гуманитарному и пока недостижимому принципу — от Лиссабона до Владивостока.

Заметки на будущее

Из истории с уходящим в прошлое ДОВСЕ, думаю, мы должны вынести для себя несколько уроков и выводов. Главный — безопасность нельзя поделить “для себя” и “для других”.

Она может быть только всеобщей, равной и предсказуемой или раздробленной на отдельные фрагменты, а значит — никакой и ущербной (что мы сейчас и наблюдаем в ходе боевых действий на Украине). Не допустить гегемонии отдельных государств, использующих в своих эгоистических интересах любые агрессивные методы борьбы, в том числе и террористические, можно только при условии объединения усилий всех заинтересованных в этом государств, которые способны преодолеть комплекс вассала перед заокеанским сувереном.

Другой урок — договоры о контроле над вооружениями и их сокращением возможны только между равными по боевому потенциалу государствами и военными организациями. Отсутствие баланса сил приводит к диктату, поучениям, ультиматумам и даже агрессии. Конечно, не стоит вступать в гонку вооружений со странами, имеющими десятикратное преимущество по экономическому потенциалу и военному бюджету, но и жалеть денег на оборону тоже опасно. Безопасность не бывает дешевой. Нужно иметь то необходимое и достаточное, что никому не даст усомниться в эффективности и надежности вооружений, боеготовности армии и высоком профессионализме ее офицеров и генералов. 

НОВОЕ

Камала Харрис – это Анналена Бербок 2.0

Кандидат в президенты США от Демократической партии является "сестрой" Анналены Бербок не только в интеллектуальном плане, но и, похоже, в построении своей внешней политики. В...

Поездка Владимира Путина в Монголию. Международный уголовный суд больше не воспринимается всерьез на международном уровне

Поездка президента России Владимира Путина в Монголию показала прежде всего одно: в глазах мировой общественности Международный уголовный суд - не более чем инструмент Запада,...

Экономический кризис. Приведут ли успехи “Альтернативы для Германии” к оттоку компаний и банкротству на востоке Германии?

Немецкие СМИ бьют тревогу: успехи АдГ на выборах в Восточной Германии могут привести к оттоку компаний и банкротству в затронутых федеральных землях и еще...

Читайте также

Украинский конфликт: что думают российские аналитики о возможных переговорах

В западных СМИ все чаще появляются разговоры о возможных переговорах с Россией, но с кем России вести переговоры и как после опыта Минских соглашений...

Повторяется ли история? Польша и 85-я годовщина начала Второй мировой войны

1 сентября исполнилось 85 лет со дня начала Второй мировой войны, и логично было бы предположить, что на эту тему было опубликовано несколько статей...

Камала Харрис – это Анналена Бербок 2.0

Кандидат в президенты США от Демократической партии является "сестрой" Анналены Бербок не только в интеллектуальном плане, но и, похоже, в построении своей внешней политики. В...