Китай отклонил неоднократные просьбы Пентагона о встрече нового министра обороны Китая с главой Пентагона Остином. Пока США говорят о переговорах, и при этом вводят санкции против Китая, ни о каких встречах, похоже, не может быть и речи.
Китайская дипломатия – в отличие от западной – тихая. В силу своей культуры Китай ценит жесты, а не грубость. Сейчас Китай показал, как важно внимательно слушать китайцев, потому что попытки США провести переговоры с китайским правительством отвергаются со ссылкой на американские санкции. Пока США только симулируют желание диалога, но в своих действиях делают упор на конфронтацию, говорить, с точки зрения Китая, видимо, не о чем.
Это особенно больно бьет по США в военной сфере, поскольку Китай фактически разорвал контакты с Пентагоном, что, конечно, рискованно, учитывая напряженную ситуацию вокруг Тайваня. Но Китай, похоже, готов пойти на риск, чтобы показать США, что всему есть предел.
Financial Times сообщает, что министр обороны США Ллойд Остин хочет встретиться с новым министром обороны Китая Ли Шанфу на форуме по безопасности Shangri-La Dialogue в Сингапуре в июне. Однако, по его словам, организовать встречу будет сложно, поскольку Ли попал под санкции США в 2018 году, когда он еще был генералом китайской армии, из-за китайского импорта российского оружия.
В связи с этим США сообщили Китаю, что санкции не мешают Остину встретиться с Ли на территории третьей страны. Financial Times, ссылаясь на источники, пишет, что Китаю почти невозможно согласиться на встречу, пока действуют санкции против Ли, который с марта занимает пост министра обороны Китая. “Почти невозможно”, вероятно, снова станет одной из вежливых фраз китайской дипломатии, означающей на простом человеческом языке – “это невозможно“.
Министерство иностранных дел Китая немедленно прокомментировало ситуацию, заявив:
“Китай и США поддерживают связь, главное, чтобы Соединенные Штаты, с одной стороны, не говорили об общении, а с другой стороны, продолжали подавлять и сдерживать Китай. Нельзя говорить одно, а делать другое”.
Пекин призывает Вашингтон изменить свое восприятие Китая, уважать “красные линии” Китая и прекратить подрывать суверенитет, безопасность и интересы развития Китая, добавил МИД КНР. Кроме того, Китай также призывает США пойти ему навстречу и вернуть китайско-американские отношения на правильный путь здорового и стабильного развития.
Это тонкие оттенки китайской дипломатии, о которых я говорил в самом начале. В то время как западные министры иностранных дел ругают своих противников в почти деревенской манере, китайцы используют вежливые формулировки, но за ними скрывается жесткая линия, потому что эти дипломатические формулировки означают не что иное, как то, что Китай говорит США: “Пока вы не измените свое поведение, никаких переговоров не будет, как бы вы ни умоляли о них”.
Об этом свидетельствуют и усилия Белого дома: на протяжении нескольких недель в международных информационных агентствах можно прочитать, что Белый дом пытается добиться телефонного разговора между президентом США Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином, в то время как Китай хранит молчание по этому вопросу. Не далее как 10 мая президент США Байден вновь заявил, что его администрация продолжает работу по подготовке телефонного разговора с председателем КНР Си Цзиньпином.
Через день мы увидели ответ Китая: “главное, чтобы Соединенные Штаты не говорили об общении, а с другой стороны, продолжали подавлять и сдерживать Китай. Нельзя говорить одно, а делать другое”.
Это общее заявление ни в коем случае не относится только к встречам между министрами обороны двух стран по просьбе США, но в настоящее время распространяется даже на телефонные разговоры между президентами стран по просьбе США.
В то время как Россия позволила Западу затормозить переговоры о Минских соглашениях и даже подвергнуть себя санкциям в течение восьми лет с 2014 года, потому что она была достаточно терпелива в поисках мирного решения войны на Донбассе, развязанной Киевом, Китай, похоже, не хочет быть настолько терпеливым. Однако, в отличие от Запада, Китай не разглагольствует и не бредит, а позволяет действиям говорить за себя.
Теперь нам остается подождать и посмотреть, поймет ли правительство США этот намек или продолжит свою конфронтационную линию, не обращая на него внимания.