Эта статья вышла на немецком языке 05.06.2021 на сайте Anti-Spiegel
Управлять общественным мнением – это работа СМИ. Для этого существует ряд практически неизвестных организаций. Одна из них – Project Syndicate, о которой я хотел бы кратко рассказать.
Клаус Клебер из heute-journal как-то сказал, что было бы глупо утверждать, что его репортажи контролируются, ведь никто не звонит ему в редакцию и не говорит, что писать. Это, конечно, правда, но, с другой стороны, он и другие журналисты прекрасно знают, что им следует сообщать, если они хотят продолжать работать. И тогда, конечно, нет необходимости в ежедневном звонке “сверху”.
Но “качественные СМИ” получают к тому же достаточно поддержки, чтобы сообщать то, что хотят “сверху”. Только в Пентагоне работает более 27 тысяч сотрудников, чья единственная работа заключается в производстве новостей, которые затем попадают в наши новости через информационные агентства (если для вас это в новинку, ознакомьтесь с подробностями здесь). Это пропаганда по определению, но Клаус Клебер без проблем объявляет эти сообщения из Пентагона новостями.
СМИ борются со снижением тиражей и падением доходов, что уже привело к волне увольнений во всех немецких редакциях. Но если все меньше и меньше журналистов в редакции должны “производить” все то же количество статей, то это неизбежно происходит за счет исследований. Времени на это больше нет, и это заметно. Большинство статей в разных немецких СМИ почти слово в слово идентичны, даже заголовки. Причина в том, что они практически дословно перенимают сообщения информационных агентств, в чем каждый может легко убедиться, набрав в поисковике ключевое предложение из статьи о международной политике, и в ответ система выдаст множество дословно идентичных статей в других основных СМИ.
В лучшем случае статья информационного агентства немного перефразируется, и это все, что обычно делают редакторы. И каждый, кто покупает региональную газету, должен знать, что большинство статей в ней давно уже приходят из центрального офиса, где пишутся статьи для всех региональных газет медиахолдинга. В лучшем случае, отчет о ежегодном собрании местного стрелкового клуба все еще пишется на месте.
Таким образом, происходит централизация, когда некоторые организации, например, Пентагон, производят “новости” и передают их информационным агентствам. Те, в свою очередь, передают их в СМИ, которые мы затем читаем. Собственных исследований не проводится, вместо этого происходит банальное действие – “копировать/вставить”.
Поэтому если вы хотите контролировать то, что публикуют СМИ, вы должны контролировать то, что попадает в информационные агентства. И для этого существует ряд организаций, Пентагон – лишь одна из них. У правительства США есть и другие структуры, которые занимаются тем же самым, например, USAID, бюджет которой на эти цели составляет несколько миллиардов долларов в год.
Конечно, есть и частные издатели новостей, и в этом контексте я наткнулся на интересную организацию, которая базируется в Праге и может похвастаться тем, что её статьи публикуются в 506 различных СМИ в 156 странах и на 64 языках. Таким образом, это огромный механизм, который своими сообщениями влияет на мнения миллионов людей по всему миру, и при этом о нём почти никто не слышал. Название этой организации – Project Syndicate.
Когда я наткнулся на эту организацию, я начал исследовать, что же на самом деле представляет собой этот Project Syndicate. И результат оказался пугающим. По собственному утверждению, Project Syndicate – это некоммерческая организация, цель которой – предоставить людям во всем мире “доступ к информации”:
“Project Syndicate производит и предоставляет высококачественные комментарии для глобальной аудитории. Благодаря эксклюзивному вкладу видных политических лидеров, политиков, ученых, бизнесменов и гражданских активистов со всего мира, мы предоставляем передовой анализ и мнения новостным СМИ и их читателям, независимо от платежеспособности. В число наших членов входят более 500 СМИ – более половины из них получают наши комментарии бесплатно или по субсидированным тарифам – в 156 странах”.
То, что звучит так позитивно и альтруистично, означает не что иное, как то, что Project Syndicate хочет повлиять на то, что обсуждают люди в 156 странах и что думают об определенных вопросах. Он хочет повлиять на мировое общественное мнение и преподносит это как “общественную работу”.
Как всегда, решающим является вопрос о том, кто стоит за этой организацией и кто за неё платит. Если вы знаете это, то вы также знаете, чьё мнение должно быть донесено до мировой общественности. И вот тут возникают трудности. Project Syndicate не публикует годовые отчеты на своем сайте, поэтому вы не знаете, сколько и от кого он получает денег. И неясно, кто основал его в 1995 году.
Все, что вы найдете на сайте, – это список партнеров, которые поддерживают синдикат. К ним относятся:
“ Open Society Foundations, the Bill & Melinda Gates Foundation, the MasterCard Foundation, the European Climate Foundation, the European Journalism Centre, the Children’s Investment Fund Foundation, the Mohammed bin Rashid Al Maktoum Knowledge Foundation, the Heinrich Böll Stiftung, the Friedrich-Ebert-Stiftung, GAM, the Google Digital News Initiative, McKinsey Global Institute, the Nature Conservancy, and the Sustainable Development Solutions Network“.